Работа с терапевтом: лично или дистанционно?

--

Сегодня написать хочу о контакте, со-присутствии и телесности. Писать буду с солидными оговорками, во-первых. А во-вторых, речь пойдет про скайп в силу того, что опыт скайп-терапии у меня все-таки немаленький, а вот переписки — довольно ограниченный. Про переписку я соберу отдельный небольшой пост.

Итак, оговорки. Вот именно тут важно напомнить: психологическая помощь бывает разной. Не с каждым человеком и не с каждым запросом нужно обязательно нырять на глубину. Кому-то прямо здесь и сейчас достаточно психологических консультаций или коуч-сессий. Возможно, достаточно даже их ограниченного количества, а то и вообще одной. И да, одна и та же сессия с одним и тем же специалистом точно отличается в кабинете и по скайпу. Но возможно, что прямо здесь и сейчас это различие не играет важной роли и человек получит то, что ему нужно.

Если все-таки речь про терапию «на глубину», то в опыте без физического нахождения в одном пространстве могут быть свои плюсы. Близость всегда связана с переживанием опасности. Показываться другому, раскрываться перед другим — это всегда страшно. Всегда. Раз человек обратился за психологической помощью, у него, скорее всего, есть истории, из-за которых страх этот еще сильнее. Некоторые люди чувствуют себя в большей безопасности именно потому, что нет физического со-присутствия. Скайп (и уж тем более переписка) — возможность частично прятаться и больше контролировать свое присутствие/неприсутствие, раскрытие/нераскрытие.

Ну а для терапевта дистанционная работа — это еще и прокачка той самой волшебной «угадывалки», про которую говорят, что ее нет, но на самом деле она есть. Когда многие невербальные сигналы становятся недоступны, приходится концентрироваться на доступном и проявлять еще большую чуткость.

С этими оговорками и приступим к списку «Что еще (не) происходит в дистанционной терапии».

1️⃣ Из взаимодействия уходит большая часть невербального. Существуют:

📍 проксемика (дистанция между людьми);
📍 кинесика (сигналы тела: поза, жесты и движения, выражение лица, а также «качество» пребывания в своем теле, например, напряжение или расслабление, заземленность или отсутствие контакта с телом);
📍 параязык (качества речи: темп, ритм, тон, громкость и т. д.).

Все три — способ передавать какое-то важное сообщение. Чаще всего — мимо сознания. Мы отдаем себе отчет, что напряжены, повысили голос или, скажем, приблизились, когда специально обращаем внимание на происходящее в теле. Даже у очень прокачанных «быть в моменте» людей последовательность не меняется: сначала бессознательный сигнал, потом его осознание и интерпретация.

Также все три могут быть способом сознательно управлять коммуникацией. Я могу наклониться к клиенту и таким образом сблизить дистанцию. Понизить или повысить голос, чтобы создать определенную атмосферу. В скайпе эти возможности ограничены.

2️⃣ Для некоторых людей отсутствие физического «рядом» может оказаться препятствием, а может и не просто мешать, а давать негативный эффект. Если запрос связан с телесным, по скайпу работать с этим гораздо труднее. Если в жизни был значимый опыт, опять-таки связанный с телесным (отвержение (включая посыл «твое тело должно быть другим»), болезнь или травма, физическое насилие или абьюз, связанный с телом), еще и повышается риск ретравматизации. Тела-то нет. (Еще раз напомню, что по этим же причинам человек может предпочесть дистанционную работу и для него это будет про бОльшую безопасность).

3️⃣ Там, где нет физического со-присутствия, может быть труднее переживать близость. Я честно не знаю сейчас, нужны ли тут дополнительные пояснения. (Но если нужны, решительнейшим образом призываю вас писать об этом в личку).

Вообще копий о вопрос «лично или дистанционно» сломано много и коллеги спорят давно. Я частично на стороне тех, кто отдает предпочтение личной практике — это, наверное, читается во всех постах о кибертерапии, хотя я очень стараюсь выдерживать нейтральный тон. С другой стороны, большая часть моей практики — это скайп. И это не просто данность, с которой нужно смириться. В этом для меня еще и больше свободы и возможностей. А также, поскольку у меня за плечами несколько переездов в другие страны и не факт, что их не случится в будущем, некой стабильности и уверенности: моя практика переезжает со мной.

Я думаю, что чертика глобальных перемен, который выскочил из коробочки, уже обратно не загнать. То есть, можно, конечно, обсуждать преимущества и недостатки дистанционной терапии или еще каких-нибудь технологических плюшек. Но эти обсуждения не меняют тот факт, что обсуждаемое уже стало новой нормой и мы не откатим мир обратно к какой-то точке, от которой можно пустить прогресс по новым рельсам. Мир фундаментально изменился, и это затрагивает все сферы, включая психологическую помощь. В процессе перемен всегда есть и утраты, и приобретения. То, что нам доступно на своем частном уровне — рефлексировать, осмысливать происходящее и реагировать на него. В идеале, осознанно реагировать — хоть частично.

Дистанционная терапия — не исключение. Возможно, самое разумное, что с ней можно сделать — изучить вопрос, соотнести его с собой и принять решение: да или нет прямо сейчас и именно для меня сегодняшнего?

--

--