C:/2018/Кавказ/Домбай

Продолжительность маршрута: 6 дней
Протяженность: 74 км
Высшая точка маршрута: 3168 м (перевал Алибек)
Теги: #Кавказ #Домбай #горы #поход

Введение

Идея этого путешествия пришла не случайно. Во-первых, хотелось найти маршрут с минимальным количеством туристов в летний период. Во-вторых достаточно популярный для того, чтобы не было проблем с поиском информации о местности. В-третьих он должен был отвечать требованиям безопасности, а именно первой категорий перевалов (мы не альпинисты). В-четвертых разнообразию природных достопримечательностей, коим может гордиться вся наша необъятная страна. В-пятых соответствовать нашей физической подготовке, продолжительности и протяженности. В том числе поход хотелось сделать более-менее бюджетным, поэтому дальние регионы страны были отброшены. Таким образом, из предварительного списка были вычеркнуты Алтай, собраться в который мы планируем в ближайшие пару лет, Карелия, потому что там нет гор, Новгородская область — уж слишком близко от Москвы. Поэтому мы остановились на Кавказе. До этого я посещал Кавказские горы два раза — был в Красной поляне и в полноценном походе в Архызе. В этот раз хотелось увидеть что-то похожее на природу Архыза, высокие горы, озера, бурные потоки, но при этом не повторяться. Хотелось также приехать в знакомый район, где будет легче продумывать логистику на основе прошлого опыта. И недолго порыскав просторы интернета мы остановились на Домбае.

На Кавказ

Все стремятся к светлому будущему

Атмосферу отечественного путешествия решили не портить самолетами (хотя бы в начале), поэтому поехали на поезде в плацкартном вагоне. Русская душа не может обойтись без запаха курицы, храпа, нестерпимой жары из-за сломанного кондиционера, а также смазливой проводницы вагона — дирижёром всего действа.

Наш поезд выезжал в пятницу вечером, прямо после рабочего дня, в Невинномыск и прибыл туда в воскресенье в районе 6-ти утра.

День первый

С вокзала мы сразу же сели в такси (hyperloop-а здесь нет: будем надеяться, что Кадыров в ближайшее десятилетие попросит его у Путина от всего Кавказа), предварительно заказав его в Москве. Номера, ссылки, нитка маршрута приведены в конце статьи. Дорога на машине до окрестностей города Теберда, где расположена начальная точка маршрута, составляет около двух с половиной часов и казалась еще медленней с нашим бравым молчаливым водителем славянской внешности без половины безымянного пальца на правой руке, которой он старательно переключал передачи. Т.к. большая часть маршрута расположена в Тебердинском заповеднике, то существует необходимость приобретения пропуска. Его можно приобрести в администрации заповедника, который расположен в центре г. Теберда, И ТОЛЬКО ТАМ. Мы же прошли в заповедник, договорившись с егерем у начала маршрута. Он же подбросил нас наверх к первому перевалу на прогнившем уазике, преодолев около 9.5 км. Эта заброска позволила сохранить множество сил и времени для цели первого дня — озера долины р. Малая Марка. Таким образом, нам оставалось пройти пешком еще 5.3 км. через некатегорийный перевал Кичи-Ауш (2733 м). До перевала идет грунтовая дорога по которой возят туристов выходного дня. Часть этого перевала срезали бульдозером, а грунт свалили на противоположный склон. Хорошая экологичная идея руководства заповедника, неправда? Поэтому спуск после перевала на протяжении 50 метров скользкий и сыпучий. Далее спуск представляет собой довольно устойчивую тропу до дна долины. После, нас ожидал небольшой пологий подъем вверх протяженностью около 2 км. Погода в этот день была мало приятной. Туман и мелкий дождь застилал всю долину так, что ее не было видно.

До Малой Марки

Остановились у озера, как и планировали. После установки палаток у нас с компаньоном еще оставались силы на небольшой марш-бросок до места, где предположительно должен был открываться хороший вид на ледник Малая Марка. Однако, туман и низкая облачность спрятали его от нас, как молоко прячет терпкость кофе.

Ночь не забыла показать нам Млечный Путь и была очень холодной, особенно с непривычки. Температура опускалась ниже нуля. Влага окутывала легкие заставляя жадно впитывать ледяной воздух. Сон не торопился приходить…

Молоко

День второй

Утро уже встретило сводами яркого солнечного неба, зазывающим на новые подвиги и на продолжение начатого пути. Очутившись за пределами окутывающего полиэстера, скалы, голубые воды озера дали взглянуть на себя. Мы ощутили, что мир сделан просто, только для нас, для созерцания.

Малая Марка

Высушив барахло на выжигающем кожу солнечном ультрафиолете, после предыдущего дня, когда наша одежда и вещи пытались набрать столько же влаги, сколько было в воздухе, мы шустро собрались и двинулись. Тропа шла вниз следуя долине на протяжении около 5-ти километров, далее немного поднималась по правому борту.

Когда стало темнеть, мы начали понимать, что немного сбились с предполагаемой тропы и поэтому приняли решение остаться на ночлег наверху и поискать место где мы будем спускаться на следующий день. На протяжении получаса шараханья по горному лесу нашли подходящий путь. И, естественно, решили проверить весь спуск и узнать что будет ждать нас следующим днем, когда мы будем нагружены рюкзаками. Спустившись по серпантинной тропе мы увидели уютную зеленую долину, похожую на альпийские луга из рекламы милка, на которой паслись десятки коров и лошадей. Издалека, чуть выше, виднелся дым. Это были туристы на весьма удобной и оборудованной для ночлега площадке. Чуть ли не в волейбол играли… Советую остановиться там. Порасспрашивали о предстоящем маршруте, благо они были весьма общительные, что не удивительно в горах. Чего, к сожалению, не скажешь о наших крупных городах, где каждый из нас замыкается в своем эгоизме и думает только о себе, где серые грубые здания превращают нас в такую же серую массу.

День второй

День третий

Холодное утро становится привычным. Акклиматизация прошла. Ступни уже не так импульсивно реагируют на холодную утреннюю росу. Собравшись, мы пошли по ранее найденной тропе. Вообще в походе постоянно приходится собираться. Вещи неотъемлемая часть любого путешествия. От них как бы ты не хотел невозможно избавиться, если идешь на несколько дней. Вещи это кара, это наказание. Ты идешь в поход чтобы стать свободным от всего, но при этом прешь то, что год лежало в шкафу в 5 метрах от тебя. Вы принадлежите друг другу, это привязанность навсегда, на всю жизнь, к своему айпэду, наушникам, молниеносной связи, деньгам, статусу. Мы, жители каменных лабиринтов, не можем просто уйти в лес или горы на шесть дней без всего. Ни при каких обстоятельствах. Нет, нам нужно всегда иметь при себе обременяющий комфорт. Тюрьма всегда будет в нас. Даже если будет казаться в какой-то момент, что мы свободны (нас убедили), то всегда останется деталь, которая держит наше сознание в заточении — это неотъемлемая шестеренка жизни.

На дне долины для того, чтобы продолжить маршрут необходимо было перейти реку с правого на левый берег. Мост был новый, достаточно крепкий, состоящий из четырех связанных, бревен, положенных поперек реки. Тропа достаточно широкая, безопасная, однако, встречались каменистые участки. Нам предстояло пересечь еще два моста, которые оказались еще шире. Они с легкостью выдержали бы авто или газельку. Встретившийся по пути населенный пункт Красный Карачай выглядел удручающе. Он представляет собой полузаброшенный поселок. Жилых домов осталось от силы два или три. В общем пустующий сельскохозяйственный горный поселок, производящий угнетающие впечатление.

Милка 1
Милка 2
Красный Карачай

После поселка путь шел вверх вдоль левого берега р. Аксаут. Маршрут идет по грунтовой дороге с минимальных подъемом. И честно говоря она быстро наскучила. Поэтому мы стопанули ехавшую нам навстречу LADA 12 с доброжелательными Карачаевскими мужчинами, один из которых с удовольствием подвез нас на 8 км. LADA была занижена, ниже голеней среднестатистического человека, дорога не асфальтирована, пересекала множество ручьев. Валуны на дороге так и норовили пробить трансмиссию. Днище авто при прохождении бродов частенько оказывалось под водой. Аутентично. Поражает гостеприимность карачаевцев. Наш водитель по окончанию поездки вручил свежий хлеб, приготовленный его соседом. В километре выше мы остановились на ровной и просторной поляне у реки Аксаут.

День третий | р. Аксаут | Стоянка

День четвертый

Первая часть пути следующего дня была не сложной и шла по пологой грунтовой дороге на протяжении около 6 км. Примерно в 4 км от стоянки расположен пропускной пункт в пограничную зону в котором по правилам необходимо предъявлять пограничные пропуски. На пункте погранцы отсутствовали. Поэтому мы просто прошли мимо. Еще через километра 3–4 дорога переходит в серпантин с коротким четырехсотметровым подъемом. К сожалению, мы не успели дойти до комфортного места с водой. Поэтому остановились на небольшой полке у дороги, которая называется “Зеленая гостиница”. И действительно — это маленькая площадка, на которую помещается всего две палатки, покрыта зеленым газоном. На тот момент у нас был небольшой запас воды, около 1.5 литров, которого не хватало на ужин и завтрак. Недолго размышляя мы решили отправиться за водой к водопаду в 2 км ниже от стоянки. Уже темнело. Подумав о безопасности, мы не забыли про фонарики и туристические ножи. Воду набрали в гермо мешок и так много, что еле дотащили (около 35 л). Когда добрались до стоянки стало уже совсем темнело. Несколько раз нас пугали светящиеся глаза животных, которые в итоге оказывались птицами или мусором. Зато этого количества воды с лихвой хватило на утро.

День пятый

После “Зеленой полки” грунтовая дорога заканчивается. И начинается не самая приятная тропа, которая частично съехала вниз по склону в этом (2018) году. С тропы открывался вид на всю долину р. Аксаут, на ледники Джаловчатский, Аксаутский, Каракая Южный, Марухкая восточный. В двух километрах от “Зеленой гостиницы” расположена долина реки Кти-Теберда — правого притока р. Аксаут. Оттуда виден перевал Алибек. При подъеме вверх вдоль Кти-Теберды мы не раз теряли тропу, т. к. она проходит по курумникам. Главное попасть на начало серпантина идущего вверх. Он вполне комфортный не считая длительного подъема, но это уже издержки горного похода. После подъема мы проникли в ту же долину, но уже гораздо выше. Дальше шел не сложный достаточно пологий подъем до озера, на котором мы остановились на ночлег перед прохождением перевала Алибек. Мест для установки палаток у озера не очень много. Все площадки каменистые. Однако мы выбрали наиболее ровные участки, на которых были заметны прошлые остановки туристов.

Вечером, неожиданно для себя, ощущал головокружение. Резкий подъем на километр в высоту напомнил о себе. Оказалось, что акклиматизация прошла не полностью. Вечером к нам заглянули горные козлы — туры, которые практически не сторонились нас и чувствовали себя среди людей весьма уверенно. Закат порадовал яркими красками. На него тут же были нацелены всевозможные съемочные аппараты.

День шестой, заключение

Перевал Алибек, вот он! Пугающий. Могучий. Нашему стремлению взобраться на него уже никто не может помешать. Подъем в начале перевала представляет собой тропу по щебенистой поверхности. Склон в 100–300 м перед перевалом состоит преимущественно из валунов. На расстоянии 100 м от перевала становится больше мелкой фракции — песка и щебня. Из опасных моментов — снежинки на склоне. Они очень скользкие. Необходимо идти нога в ногу, для дополнительной опоры помогая палками, чтобы не соскользнуть вниз. Стоит отметить, что перевел Алибек категорийный (1А) и проходить его лучше в ясную и сухую погоду. Наверху нас ждали красоты Кавказских гор и вид на долину р. Алибек, а также мобильная связь. Наконец то мы смогли позвонить родственникам, которые ждали наших весточек на протяжении шести дней.

Перевал Алибек
Долина р. Алибек и вид на ледники Джугуртулючат, Софуджу, Белалакайский и т.д.

Спуск оказался не легче подъема. Он состоит из мелкой и скользкой щебенки. Спускались очень аккуратно держа достаточно большую дистанцию между собой. В 200 м от перевала склон становится менее крутым, а тропа безопасной. После затяжного 5-ти километрового спуска мы добрались до грунтовой дороги по которой можно дойти для альплагеря и п. Домбай. По пути успели забронировать номер в домбаевском отеле “Корона”. Отель неплохой и соответствует описанию, с просторными убранными комнатами. Из минусов — вид из окна в нашем номере, временное отсутствие горячей воды. Однако, цена на мой взгляд соответствовала качеству.

Советуем зайти в кафе Домбай, где в невероятных порциях готовят аппетитные, масляные, сочные хычины— народное карачаевское блюдо.

Такси из Домбая до аэропорта Минеральных вод в день отъезда найти оказалось весьма сложно. Заранее мы не могли заказать, т. к. точно не знали во сколько мы сможем прийти в Домбай. Однако, егерь, пропускавший нас в заповедник в первый день тактически передал визитку с номером таксиста, который не отказался в подборе подходящего авто.

Путешествие подарило множество эмоций. Местами было трудно как физически, так и эмоционально, особенно в первые дни, когда твое тело начинало отвыкать от офисного кресла, а тем временем глаза уже начинали отдыхать от монитора и впитывать горные пейзажи. Местами ни о чем не думали и только вбирали энергию природы и тем самым наполнялись жизненными силами для новых подвигов будущего. Каждый из нас прикоснулся к природе единственных в своем роде Кавказскийх гор. Спасибо.