Так много знаний, так мало времени

Dasha Zhuravleva
8 min readJul 15, 2018

--

Перевод статьи Rick West: “So much to learn, so little time

В этом посте автор поделится своими приемами, которые помогают ему не терять мотивацию в процессе изучения нового и добиваться поставленных целей. Хотите узнать, как у него получается совмещать работу программиста и семейную жизнь, заниматься воспитанием двух детей и находить свободное время для программирования в качестве хобби (и при этом не сходить ума)? Тогда эта статья для вас. Приятного чтения!

Фотография автора NeONBRAND на сайте Unsplash

Меня часто спрашивают, как мне удавалось находить время для обучения веб-разработке и успевать заниматься семьёй, параллельно работая полный день по другой специальности — и всё это после того, как я кардинально поменял профессию.

Ну, и я сам порою этому удивляюсь не меньше!

В то же самое время я часто слышу отговорки людей, которые якобы не успевают учиться, легко сдаются при столкновении трудностями и не продвигаются в своей професии.

Со временем я научился ценить различия между людям в подходах к жизни, убеждениям и мотивации. Я совершенно не претендую на право обладать единственно верным взглядом на жизнь, тем не менее, мне хочется поделиться с вами некоторыми приемами и трюками, которые помогают мне находить время для самообразования, а также ставить цели и достигать их, не теряя мотивацию на этом нелегком пути.

Не позволяйте кажущемуся отсутствию времени останавливать вас от воплощения мечты и достижения личных целей.

Копайте вглубь и вширь

Такой подход кажется вполне логичным и само собой разумеющемся. Возможно, у вас есть общее представление о том, чего вы хотите или чему вам нужно научиться. Но ответьте-ка на вопрос, а есть ли у вас четкий план того, где именно вы будете брать информацию и что именно вы в итоге должны освоить?

Как ни странно, чаще всего звучит ответ «НЕТ»!

Я был точно таким же. Как и большинство людей, когда я впервые начал изучать веб-разработку, у меня не было сколь-нибудь детального плана. Это привело к тому, что я тратил впустую бесчисленное количество часов, изучая понемногу то одно, то другое, а в итоге не выучивал практически ничего.

Время — ценный ресурс, особенно учитывая то, как много препятствий и сложностей нам готовит жизнь там. Потому нужно убедиться, что вам удается извлекать максимум из каждой секунды своего драгоценного времени, которого у людей не так уж и много.

Другими словами, чтобы обучение проходило эффективно, необходимо создавать учебный план, составлять расписание и стараться придерживаться его. Но вы также можете максимизировать отдачу от ваших инвестиций времени, сужая область изучения и таким образом более основательно овладевать чем-то одним. Это будет куда более эффективно, чем распыляться на множество мелких тем и в итоге обзавестись только поверхностными отрывочными знаниями обо всём на свете.

Поэтому, если ваша цель — работать на фрилансе или создавать сайты для небольших местных предприятий, вы можете решить для себя, что потребуется изучить WordPress. Если вы уже приняли такое решение, то просто приступайте к его осуществлению! Изучите WordPress и связанные с ним технологии. А самое главное, подойдите к делу основательно! Для этого штудируйте все, что вам необходимо для работы.

Сосредоточьтесь на том, чтобы стать экспертом WordPress, а не отвлекаться на параллельное изучение Laravel или нового модного JavaScript-фреймворка.

При этом, если ваша цель — попасть в команду разработки программного обеспечения какой-нибудь крупной компании, тратить драгоценное время на WordPress будет не совсем разумным решение.

Это не значит, что надо забросить такие технологии или отказаться от обучения и расширения свои навыков в будущем. Просто если ваша цель — устроиться на работу, получить продвижение по службе или создать новый продукт в кратчайшие сроки, — тогда вам нужно увеличить до максимума эффективность использования времени и сосредоточить свои усилия на тех действиях, которые помогут быстрее прийти к этой цели.

Постоянство — залог успеха

Пожалуй, это самый главный вывод, к которому я пришел. Его же я считаю ещё и лучшим советом, который нужно дать любому, кто сейчас учится чему-нибудь.

Я обнаружил, что успех обучения зависит не столько от времени, потраченного на занятия, сколько от регулярности обучения.

Например, если на учебу вы можете выделить только 10 часов свободного времени в неделю, то лучше заниматься по полтора часа каждый день, а не пытаться втиснуть сразу все 10 часов в выходные!

К тому же, разве 90 минут в день не кажутся гораздо более достижимой целью? Ведь куда легче вставать на час раньше или ложиться спать на час позже, чем безвылазно заниматься все выходные!

Всё дело в формировании привычки и встраивании постоянного обучения в ваш образ жизни.

Мы, люди, состоим из привычек. Так что сделайте обучение частью вашей повседневной жизни, уделяйте ему достаточно времени, будьте последовательны и не бросайте дело на полпути.

Жертвы неизбежны

Как я уже говорил ранее, изучение чего-то нового требует времени и постоянства. Это может означать, что вам рано или поздно придется пойти на жертвы ради достижения поставленной цели.

Другими словами, вам придется лишать себя чего-то приятного: меньше валяться в постели, на время отказаться от чтения начатой книги или пропустить любимую телевизионную программу, — всё это просто необходимо исключить из жизни, если вы хотите добиться поставленной цели. Что ж, никто не говорил, что будет легко…

Но знаете что? Есть одна мысль, которую нужно помнить — это не навсегда!

Это всего лишь краткосрочная жертва для достижения вашей долгосрочной цели.

Я, к примеру, решил для себя, что буду садиться за учебу в 9 вечера — это то время, когда ложились спать оба моих ребенка, которым на тот момент было меньше трёх лет. Раньше в это время мы вместе с женой отдыхали от тяжелого трудового дня за просмотром телевизора. Теперь же я допоздна учился и, совсем немного поспав, с первыми лучами солнца вставал на работу.

Это были те самые жертвы, на которые мне приходилось идти в свое время. Но зато сейчас мне уже не нужно лишать себя чего бы то ни было, потому что благодаря таким временным жёстким мерам мне удалось устроиться на работу в качестве веб-разработчика. Теперь я работаю ровно восемь часов в день, а вечером возвращаюсь домой, где могу позволить себе вдоволь насмотреться телевизора.

Но самое смешное, что мне это уже стало не нужно — после 9 вечера я по-прежнему принимаюсь за учебу и все равно засиживаюсь допоздна, осваивая новые технологии и работая над сторонними проектами. Забавно, что эта привычка осталась такой живучей.

Найдите то, что вас мотивирует

Знаете, что мне нравится в жизни? На всё можно посмотреть с разных сторон. Для кого-то наличие семьи и детей становится главным препятствием для того, чтобы взяться за такое трудозатратное дело как обучение программированию. Для меня же это стало главной мотивацией.

Я решил, что хочу более стабильную и перспективную профессию, которая сулит светлое будущее и более размеренный образ жизни (ха, хотя кого я обманывал!) Да и в конце концов, я желал лучшей жизни для себя, моей жены и детей.

Осознание главной причины, которая вдохновляет меня идти на такие жертвы, помогло легче перенести все трудности.

Не важно, ради чего вы стараетесь, какой именно мотив движет вами, просто старайтесь держать его в уме.

Когда вы сталкиваетесь с трудностями и уже чувствуете, что готовы сдаться, первое, что вы должны сделать — вспомнить главную цель ваших действий.

Включите обучение в другие сферы жизни

В любом месте в любое время можно найти возможность позаниматься. Например, одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что учить программирование можно только сидя перед компьютером. Не поймите меня меня неправильно, это действительно помогает, но очень часто в жизни можно воспользоваться другими способами поучиться программирования для того, чтобы извлечь максимальную пользу из обучения и повысить его эффекивность.

Мой период изучения программирования совпал с работой в конструкторском бюро. Я работал полный рабочий день. Дорога до офиса занимала у меня целый час. “Какая ужасная трата времени”, — скажете вы! И будете неправы!

Я занимал свободно время в пути, слушая мотивационные подкасты, связанные с веб-разработкой и бизнесом. Несмотря на то, что такие программы не несут прямой образовательный ценности, их можно считать прекрасным средством для пассивного усвоения информации и знакомства с темами, связанными с областью ваших интересов.

Используйте любую возможность для обучения и уходите в него с головой! Вместо музыки загрузите в плеер подкасты и слушайте их, занимаясь в спортзале. Во время обеда читайте профессиональную литературу или полезные посты. И всегда носите с собой блокнот, куда вы сможете записывать все полезные мысли и идеи, которые придут вам в голову.

Найдите способ сделать обучение частью своей повседневной жизни. Отбросьте стереотипы и проявите творческое мышление.

Не будьте слишком строги к себе

Этот постулат я тоже считаю одним из главных уроков, который я усвоил за время изучения программирования.

Этот тезис противоречит высказанному мной ранее утверждению о том, что постоянство можно считать залогом успеха. Тем не менее, жизнь есть жизнь, и она может менять любые, даже самые продуманные планы.

Так что не стоит бичевать себя за упущенный день, в который вам не удалось поучиться. Днём больше, днём меньше — по большому счету какая разница? Чтобы наверстать упущенное, просто уделите учёбе больше времени в другой день и таким образом вы сможете двигаться дальше в привычном ритме. Большой погоды один день не сделает.

Это справедливо также для случаев, когда вы засиживаетесь допоздна или занимаетесь до изнеможения. Если устали, лучше идите спать! Если вам нужно провести вечер с семьёй , бросьте всё — идите отдыхайте! Жизнь итак слишком коротка.

Будьте терпеливы

Изучение чего-то нового всегда требует времени и не происходит в одночасье.

Пусть ваша цель — изучить максимальное количество информации за минимальный промежуток времени, не стоит забывать о том, что таким образом учиться вам предстоит ещё очень долго, а поэтому всему свое время.

Довольно часто можно поймать себя на удручающей мысли, что времени потрачено очень много, а прогресса никакого, и что такими темпами к цели никогда не удастся приблизиться. Мне это очень хорошо знакомо, как и всем, кто занимается веб-разработкой. Потому что объем новой информации огромен, цели зачастую расплывчаты, а потому и кажутся недостижимыми.

Но не будем забывать, что речь здесь идёт о профессии, в которой вы будете заняты в ближайшие 20, 30 а то и все 40 лет.

Поэтому, если посмотреть на эту ситуацию с другой точки зрения — разве так уж важно то, что для получения первой работы вам потребуется год, два, три или и того больше?

По какой-то непонятной причине в мире веб-разработки с его пафосом самообразования часто встречаются истории о том, как кто-то “получил работу уже через шесть месяцев после занятий” или “как джун смог найти работу за 100 тысяч долларов в месяц”.

В таких случаях бывает полезно помнить, что мы не всегда знаем все детали таких рассказов. В конце дня каждый из нас дописывает страницу своей собственной истории, а не чужой. У вас тоже всё это будет, нужно просто набраться терпения и настойчиво идти своим путём.

Не сравнивайте себя с другими. Сравнивайте себя только с самим собой — тем, кем вы были вчера.

Нет никакого секретного рецепта. Упорный труд, безжалостность к искушениям и безграничное терпение — вот что реально приведет вас к цели!

Благодарю вас за то, что нашли время прочитать эту статью. Если она вам понравилась, нажмите на кнопку с ладонями под этой статьей — и не забудьте “похлопать” оригиналу пубикации, тогда её смогут увидеть и другие люди. А автору (и переводчику) будет приятно!

Замечательный Рик Вест— автор этой статьи — призывает всех писать ему в Твиттер, так как он всегда рад общению с единомышленниками.

--

--