Регбист-программист в Китае. Недели 2–3.

Timur Valiev
Там, где мы есть
8 min readNov 23, 2015

Пролетели первые 2 полноценные недели жизни в Китае. Много чего произошло и накопилась куча впечатлений.
Начну, пожалуй, с самого свежего.

Шанхай.

Сегодня, в воскресенье, 22 ноября, проводил Тасю домой из аэропорта Пудун. В Шанхай мы приехали в пятницу. Город нас встретил дождём и пустынными улицами, да и было уже поздно , так что нашей целью стал ирландский паб с дартсом, бургерами, устрицами и невероятно дорогим Гиннессом(80 юаней за пинту). Домой возвращались заполночь. По мне, так ночной Шанхай прекрасен: тишина, европейская архитектура, небоскребы вдали, выключенная наружная реклама.

Хорошо, что смогли забронировать гостиницу рядом с центральной улицей, на следующее утро сразу же отправились гулять-болтаться по городу. Дождь не прекратился, так что почти сразу был куплен огромный зонт, под которым мы и проходили весь день. Не знаю, сколько мы прошли, но с 11 утра до 10 вечера мы были на ногах с небольшими перерывами на перекусы.

Находясь тут, чувствуешь, что ты в одном из центров мира. Город менялся километр за километром. Сначала это была классическая центральная улица мегаполиса с плотным потоком людей-зонтов, магазинами, бутиками. Если бы не иероглифы, вполне можно было бы подумать, что ты в центре Москвы или Парижа. А если смотреть вдаль, то вспоминался Сеул, только небоскребы не так угнетали, спасала уютная старая застройка и деревья, которых очень много. Мы решили отступить от начального плана и не стали пользоваться метро, до французской концессии пошли пешком. Оно того стоило, город изменился и стал напоминать количеством хипстерских кафе и лавок Берлин. Замкнули мы круг вернувшись к набережной с классическим видом на небоскребы. Естественно все было забито желающими сделать чудо-кадры, хотя верхушек башен не было видно из-за тумана. Ну а мы двинули собирать вещи. Утром я проводил Тасю, прокатился на маглеве со скоростью 430км/ч, прогуляться немного и поехал домой.

Земля

Главные впечатления о Шанхае: это, пожалуй, самый мега из всех мегаполисов, в которых я был. Даже после 7 лет в Москве чувствуешь себя немного провинциалом от такой концентрации всего. При этом тут очень комфортно, примерно как в Берлине. Но не стоит забывать, что это Китай и на дороге надо вертеть головой. =) Хотя водят намного аккуратнее, чем в Ханчжоу, даже пропускают на переходах. А ещё, если бы я жил в Шанхае, я бы вряд ли даже задумался о том, чтобы учить китайский, все говорят по-английски.

Ну а теперь вернёмся к тому, что произошло за последние две недели. =)

Жилье, город, транспорт, погода etc.

Наконец-то мы переехали из отеля в квартирку, про это будет отдельный пост. Если вкратце, то всё было так: офигели от цен, закатали губу обратно, долго искали, нашли дешевую новую, но маленькую квартирку в отличном месте.

Что касается жизни, то самым удивительным для меня до сих пор остается дорожное движение. Скутеры и трехколесные велоповозки, пересекающие развязки на красный по диагонали, автобусы, едущие на красный свет, люди, выходящие не середину дороги и ждущие зеленого. Пока моей стратегией остается страх и переход дороги в середине толпы.

Активно использую Uber, тут есть режим поездки с попутчиком, выходит примерно на 40% дешевле, чем простая поездка. Но не всё так просто: водитель всегда звонит, как только принимает заказ, хотя у него на карте всё прекрасно видно. Буду просить окружающих говорить с водителем. Правда один раз это закончилось не очень хорошо — мой “помощник” решил, что водителю далеко ехать до нас, целых 7 минут и сказал, что мы отменим заказ. Да и вообще, посоветовать что-то по доброте душевной тут любят, надеюсь, что всё ограничится такими безобидными моментами.

На этой неделе сильно похолодало, а если быть точнее, то температура вернулась к своей ноябрьской норме. Если встретил нас Китай жарой в +28 и солнцем, то сейчас +16, всё затянуто облаками и через день льет дождь, либо сильный туман. Но пока мне довольно комфортно, посмотрим, что будет зимой.

Многие спрашивали, что тут с качеством воздуха. Есть онлайн сайты для мониторинга и они показывают, что в некоторые дни воздух достаточно сильно загрязнен, иногда нет. Видимо зависит от ветра, если он с материка, то будет хуже, чем ветер с океана. Ещё, как мне кажется, сильное влияние оказывает большая влажность, постоянная дымка, но не скажу, что я ощущаю запах гари каждый день. Могу сказать, что по показаниям сайта, воздух чище чем в Шанхае. UPD. В Шанхае вот только записали выпуск подкаста LaowaiCast на тему смога, экологии и т.д. Надо будет послушать.

Еда.

Впечатления после первой недели. Очень не хватает хлеба. Но, к счастью, в столовой на работе пекут уйгурские лепешки в тандыре, с пылу-жару очень вкусно. Надо как-то адаптироваться к новым реалиям, пока я очень часто чувствую себя голодным через час после еды. Кто-то скажет, что это моё обычное состояние, на что я отвечу, что я чувствую себя ГОЛОДНЫМ. Буду решать проблему, основных метода 2: купить мультиварку и купить спортпит.

Впечатления о еде после второй недели. ОЧЕНЬ не хватает хлеба. Ешь любую западную еду с огромной радостью. Шаурма тоже считается западной едой.

На работе можно завтракать-обедать-ужинать-ходить в кафешки-покупать фрукты. Многое компенсируется, например на ужин скидка 13 юаней с 18–00. На этой неделе открыли еще один этаж с едой, появилась европейская. А так, питательный пункт — это два этажа с раздачами, окнами с едой, мини-кафешками + есть минимаркет, фрукты-овощи, старбакс и более бюджетная кофейня.

Язык.

Успехов, честно, пока не делаю, к Привет-Пока-Спасибо добавились одно крепкое выражение и “Ок, норм”. И если в Шанхае с этим не пропадешь, то тут я буду в ближайшее время искать курсы. Ну а пока общаюсь примерно так:

Работа.

В понедельник, 9 ноября, я официально вышел на работу в Alibaba. Так получилось, что на этой неделе проходила самая большая распродажа в году — 11.11, день одиноких людей. Так что, все говорили и думали только о ней. В прошлом году объем продаж за этот день составил $9.3млрд, в этом — $14.32млрд. Надо будет посмотреть, как эти цифры соотносятся с BlackFriday & CyberMonday в США (вроде в конце ноября будет).

Ну а я на этом фоне вливался в рабочий процесс =) Большую часть понедельника ушло на оргвопросы и заполнение бумажек. Всех новеньких собрали в группу и объясняли, что нужно делать. К счастью, в один день со мной вышла на работу Анна, которая переводила мне всё, что происходит. Позже к этому присоединилась hr, которая все эти полгода помогала мне оформлять документы. К концу дня я получил свой ноутбук (MacBook Air) и отправился в свой отдел. В этот день я занимался настройкой и получил свое первое задание — почитать про технологии, которые используются в компании.

Первое время я буду в команде, которая исследует новые технологии и пытается их внедрять в реальные проекты. Мой ментор говорит по-английски очень хорошо, что очень облегчает коммуникацию. Остальные тоже говорят, кто-то лучше, кто-то хуже, но все настроены позитивно.

Понедельник завершился отлично — мы всем отделом поехали к одному из коллег ужинать и играть в покер =)

Вторник прошёл спокойно, я продолжал воевать с маком, настраивал всё и читал, в конце дня мы обсудили с ментором, куда двигаться дальше.

А вот в среду началась движуха! Т.к. распродажа идет больше суток по всему миру, то многие оставались ночевать на работе, кто-то принес одеяла, в офисе были раскладушки, в офисе были массажисты, чтобы мять плечи. Программисты ушли в переговорные и сидели за большими столами все вместе, со стороны очень похоже на CTF или командную олимпиаду по программированию (только людей в командах около 10). Т.к. моей главной задачей было не мешать и помочь чем-то я вряд ли мог, то допоздна в офисе я не остался.

Кофейный десант из старбакса

В четверг в офисе была тишина. Кто-то остался дома отсыпаться, кто пришел после обеда. Все потихоньку возвращались к нормальному рабочему режиму.

В пятницу мы с ментором подвели небольшие итоги моей рабочей недели, скорректировали задачи. Каждую пятницу принято писать небольшой отчет, несколько пунктов без подробностей. Как я понял, правила эти разные в разных командах.

А ещё в пятницу я приготовил небольшой сюрприз своим коллегам. Каждое утро отдел собирается на standup meeting, каждый быстренько рассказывает, что он сделал вчера и что будет делать сегодня. Т.к. я не понимаю китайского, то все стараются говорить на английском, а я приготовил (на самом деле Тася) отчет на китайском и прочитал с бумажки (потом рассказал по-английски, что же я за звуки произнес). Все были приятно удивлены =)

Вторая рабочая неделя началась с административных штук, тут банковскую карту сделать, там зарегаться и т.д. А дальше вроде как поймал рабочий темп, начал свой первый проект.

К сожалению, я не особый мастер фоткать, вот здесь есть крутая статья про наш офис. Я же тоже постараюсь накопить фоток и сделать что-то подобное.

Регби и социальная жизнь

Первым делом, как только я узнал о вакансии, еще далекой весной, я узнал, что есть местная регбийная команда. И вот теперь я буду играть за Арлекинов из Ханчжоу. Пока удалось посетить две тренировки и одно социальное мероприятие (поход в паб). Ну что сказать, думаю однажды, когда мне будет за 40 и я не буду больше пытаться согнать пузо, мне расскажут, что есть мировая регбийная ложа. Иначе я не могу объяснить то чувство, что всё как родное, будто тренируешься и ходишь в паб с МГУ или Драконами. Пока, пожалуй, рано судить об уровне чемпионата (а играют, как я понял, с городами восточного Китая), но т.к. команда почти полностью экспатская, то у многих отличная подготовка, и на тренировках в основном уделяют внимание командным взаимодействиям.

На следующих выходных будет домашний этап чемпионата по регби-10, самый распространенный тут формат. От Арлекинов будет 2 команды, отличная возможность дебютировать. После этого я напишу первый полноценный отчет о том, что удалось узнать о регби в Китае.

Кроме регби общаюсь с коллегами, сходил на тренировку по капоэйре, которую ведет мой коллега Александр Мальцев, по совместительству ведущий Лаовайкаста и главный редактор Магазеты.

.

Что-то много всего получилось, постараюсь писать чаще, но меньше.

--

--

Timur Valiev
Там, где мы есть

Software engineer in Facebook (Alibaba 2015–2018), rugby player. London, UK (Hangzhou/Shanghai, China 2015–2018).