Окейность, жизненная позиция и Agile (Часть I)

Volodymyr Starchenko
Agile Reactor
Published in
6 min readApr 1, 2018

--

“Каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает. Каждый имеет свои индивидуальные возможности — способности и ограничения. Каждый может быть значительным, думающим, осознающим и творческим человеком — продуктивной личностью”, Джеймс Мюриел, Джонгвард Дороти “Рожденные Выигрывать”

“ Люди и их взаимодействие превыше процессов и инструментов”, Agile манифест

Одной из причин, почему я стал СкрамМастером, является человекоцентричность Agile методологии. Мы проводим на работе большую часть наших жизней, поэтому, я считаю очень печальным отношение к совместной деятельности (мне это определение нравится больше, чем слово“работа”), как к лишь способу зарабатывания денег.

Я изучаю метод Транзактного Анализа в УАТА (Украинская ассоциация транзактного анализа) и нахожу все больше и больше взаимодополняющих вещей между этим направлением психологии и Agile.

В данной и последующих статьях я приглашаю вас рассмотреть, как теория ТА воплощается на практике в мире разработки программного обеспечения, с какими сложностями сталкиваются организации, ставшие на путь Agile, попытаться найти причины и определить способы улучшения нашей рабочей среды.

Начну с начала, т.е. с основ. Главным философским принципом ТА является понятие ОКейности. Оно подразумевает следующее:

  • Ты и я — мы оба ценны и достойны уважения
  • Я принимаю себя таким, какой я есть, а тебя — таким какой ты есть. Это утверждение про сущность человека, а не про его поведение
  • Даже если твое поведение или поступки не-ОК, твоя человеческая сущность для меня всегда — ОК
  • Я не выше тебя, ты не выше меня. Как люди мы равные. Мы равные несмотря на то, что уровень нашего образования и жизненных достижений может быть разным. Мы равные несмотря на то, что наша расовая принадлежность, возраст и вероисповедания могут быть разными
  • Каждый человек способен думать. Все люди, за исключением особ с
    серьезными повреждениями мозга способны думать, анализировать и воспринимать информацию, исходящую из объективной реальности. Поэтому, каждый из нас сам решает, чего он хочет от жизни. Каждый человек живёт, пожиная плоды собственных решений
  • Люди сами решают свою судьбу и могут менять принятые решения. Взрослея, мы продолжаем действовать иногда по тем
    же схемам, которых придерживались в детстве. Если какие-то из этих детских решений в нашем взрослом состоянии приводят к нежелательным последствиям, мы можем выявить их и изменить. Таким образом люди могут меняться. Изменения происходят не просто в результате осознания предыдущих схем своего поведения, но и благодаря осознанного решения изменить эти схемы

“В живую” воплощение этих философских концепций можно увидеть, когда здоровое сотрудничество преобладает над конкуренцией, peer-to-peer recognition над “мотивационными” кнутами и пряниками. Когда в спорах видят процесс рождения новой более эффективной идеи, а не переход на личности и желание самоутвердиться. Когда негативная обратная связь доносится опираясь на факты и открытое озвучивание ожиданий, а не на личные антипатии.

Для нас как для Аджайлистов особенно хорошо звучат пункты про думать, принимать ответственность и осознано изменяться — в разрезе личности, команды или всей организации. Прочувствуйте эти фразы, побудьте с ними. Верите ли вы в них на самом деле?

В 1971 году Эрнст (Ernst) разработал так называемый «OK Corral», иллюстрирующий четыре основные позиции, с которых мы смотрим на нас самих и окружающих. Мы можем быть ОК или не ОК в отношении нас самих и также ОК или не ОК в отношении другого человека:

До этого момента, как вы поняли, мы говорили о позиции Я — ОК, Ты — ОК, она же здоровая позиция, она же win-win положение. Именно в этой позиции ни у кого не возникает удивления, когда вся команда разработки, а не один человек ответственна за delivery (поставку ценности). Именно в этой позиции главы организации захотят слышать реальные истории, а не измерять velocity. Имея такое восприятие себя и окружающих, возможен широкий взгляд на продукт (product mindset), а не ограничение своей узкой зоной ответственности (при сетапе function/area команд). Именно такая позиция является залогом пресловутой transparency, без которой “Agile-не-заводится”. Да и культура постоянных улучшений, на мой взгляд, тоже исходит из позиции ОК — ОК, ведь, если ты с уважением относишься к себе, то стремиться к лучшему будет естественной потребностью.

Есть еще один важный момент в понимании жизненной позиции. Она рассматривается на трёх уровнях: мыслей, действий и чувств (детальнее о том, как проявляется жизненная позиция на разных уровнях мы поговорим в следующих статьях). Так вот, ОК — ОК предполагает, что мои мысли, чувства и действия в порядке, так же как и в порядке мысли, чувства и действия другого человека. Истинное следование этому принципу убережет нас от фраз, вроде: “Она чёкнутая истеричка”, “Здесь 3 стори поинта, ты не понимаешь”, “Не лезь ко мне со своим ХР, я лучше знаю, как надо”.

Если человек находится в позиции Я — не ОК, Ты ОК, то он будет думать, чувствовать и вести себя так, будто его достоинство ниже, чем у другого человека, т.е. будет обесценивать себя, сверхадаптироваться к правилам и статусу кво, он может испытывать много страха перед руководящими фигурами. Во время конфликтов такие люди склонны к оправданию, перекладыванию вины на обстоятельства. Забегая на перед, скажу, что это позиция Жертвы (о психологических играх и треугольнике Карпмана мы также поговорим позже), т.е. такой человек будет желать чтобы что-то сделали за него, или подсознательно “напрашиваться” на пинки со стороны Преследователя, раздражая последнего своей нерасторопностью. Такой человек склонен “отфильтровывать” позитивную обратную связь и принимать слишком близко к сердцу негативную. При чем автоматически считая, что не его действия были “плохие”, а он сам как человек был плохим. Т.е. можно предположить, что во время проведения kudos на ретроспективе такой человек может отказываться от хороших карточек, обесценивать их, защищаться смехом. Часто у людей с такой жизненной позицией может наблюдаться синдром самозванца (impostor syndrome), как с ним работать отлично описал Джефф Уотс в своей книге “The Coach’s Casebook”.

Противоположная описанной выше позиции является позиция Я — ОК, Ты — не ОК или агрессивная позиция. Типичные лозунги людей с такой жизненной позицией: “Я никому не доверяю. Все нужно делать самому”, “Вокруг одни идиоты”, “Другие ОК, только если делают то, что я скажу”, “Если я соглашусь, то буду слабаком”, “Мир — борьба, выживает сильнейший”. Или они могут играть роль рыцаря в сияющих доспехах, думая: “Только я могу здесь помочь”, “Я пойду с температурой на работу, потому что без меня команда не проведет ретроспективу”. Как вы уже, наверное, прочувствовали, такие люди часто одиноки, потому что постоянно поддают сомнению человеческое достоинство окружающих или помогают тогда, когда их об этом не просят.

Последняя проигрышная позиция звучит как Я — не ОК, ты — не ОК, или позиция безнадежности. Такие люди часто демонстрируют безразличие, обвинение других, оправдание, не выполнение обещаний, неуважение к себе и к окружающим. Такие люди не верят ни в свои силы, ни в то, что им кто-то может помочь. В Agile среде есть термин, применяемый к атмосфере во время ретроспективы, “клуб плакальщиков”, так вот он из этой оперы.

Важно понимать, что в течении дня наша жизненная позиция может меняться. Т.е. путем осознанности мы можем возвращать свои мысли, чувства и поведение в ОК — ОК состояние. Например, если я чувствую себя подавленным, если думаю, что я все делаю не так, от меня никакой пользы и, как следствие, я не включаюсь в решение проблемы, которая стоит передо мной, я могу помочь себе, изменяя мысли, чувства и действия (не важно в каком порядке). Я могу сказать себе: “Я важен, у меня есть силы, энергия и способности, чтобы решить эту проблему. Я принимаю выбор не прятаться от нее, а активно включаться в решение”.

Также, стоит понимать, что есть одна базовая жизненная позиция, сформированная в детстве (с третьего по седьмой годы жизни). В стрессовых ситуациях нас отбрасывает именно в это состояние, и мы начинаем чувствовать, думать и действовать (или бездействовать) точно так же, как в детстве. Для изменения такого паттерна кроме самопомощи будет полезна личная терапия, направленная на перерешение детских установок о себе, о других и о мире. Но это уже другая история.

Ресурсы:

  1. ТА 101-ый курс с Анной Яворской
  2. Крис Дэвидсон “Окейность и жизненные позиции”
  3. Джеймс Мюриел, Джонгвард Дороти “Рожденные Выигрывать”

--

--