Самолекарь и ближний

«Иди, и ты поступай так же»

Владимир Бурковский
AktivBurk
3 min readMay 9, 2017

--

В соответствии с принципом информированного согласия доктор «обязан сообщить пациенту всю имеющуюся информацию (обязательно растолковав понятными неспециалисту словами, что она означает), предложить возможные действия, рассказать об их вероятных последствиях и рисках» [1]. Этот принцип лежит в основе идеи, подразумевающей приоритет воли пациента над своим телом и здоровьем: «Пациент имеет право, получив адекватную информацию, согласиться на лечение или отказаться от него» [Лиссабонская декларация о правах пациента (1981)].

«Врач может рекомендовать тот или иной выбор, но решение может принять только сам пациент. Но право пациента отвергнуть любую рекомендацию врача автоматически подразумевает и право не обращаться к врачу вовсе. При таком подходе оснований для запрета самолечения не остаётся» [2].

Более того, «информированное осознанное согласие пациента является предварительным условием любого медицинского вмешательства» [Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994)]. Это означает, что медицинский специалист, прежде чем дать какому-то пациенту рекомендации по применению методов диагностики, профилактики и лечения, вначале должен получить на это предварительное осознанное согласие пациента.

А что же в отношении самолекаря? Предположим, состояние некоего страждущего пациента, придерживающегося рекомендаций своего лечащего врача, не улучшается, а наоборот ухудщается. Знакомая картина, не правда ли? Рекомендации другого врача также ничего в пациента не меняют. Эту картину маслом внимательно рассматривает знакомый пациента, в отношении которого лекарем установлен точно такой же диагноз, что и пациенту. Но в отличие от пациента его знакомый — самолекарь, сумевший побороть эту болезнь. Имеет ли право самолекарь дать рекомендации пациенту по фармакотерапии? Нет, такого права у него нет, даже в случае информированного осознанного согласия пациента. Не обладает таким правом также свежеиспечённый медик, только что получивший диплом. Таким правом может не обладать даже целое медицинское учреждение.

«Росздравнадзор оштрафовал Московскую медицинскую академию имени Сеченова за оказание врачебной помощи без лицензии» [3].

А ведь эта академия является правопреемником медицинского факультета Императорского Московского университета и ведёт свою историю с 1758 г., в настоящее время — самый авторитетный медицинский вуз России, где работает около двухсот членов международных академий! Оказывается, что даже академики не имеют права лечить людей без этой бумажки — лицензии, а что уж говорить про самолекарей.

Лицензия — официальное платное разрешение на осуществление определённого вида деятельности, в том числе по оказанию медицинской помощи. Вдумайтесь: дипломированному медику, прежде чем оказать помощь страждущему человеку, необходимо за определённую мзду государству получить его разрешение на оказание этой самой помощи! «Медицинский пирог» имеет внушительные размеры, и государство с особым рвением участвует в его «распиле». Но пилят в конечном итоге наше здоровье!

Как же всё-таки поступить самолекарю в отношении страждущего человека? Промолчать, не заметить, пройти мимо — как этого хочет государственная мораль? Однако есть другая мораль, независимая от прихотей всевозможных законников. Иисус Христос на вопрос одного из них: «А кто мой ближний?», — рассказал ему следующую притчу.

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе”. Рассказав притчу, Иисус спросил законника: “Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?” Законник ответил: “Оказавший ему милость”. Тогда Христос сказал ему:

“Иди, и ты поступай так же”» [4].

--

--