nam-šub

Самоисполняющееся пророчество

Александр Рулёв
Alexander Ruliov
Published in
2 min readNov 30, 2013

--

Так случилось, что по воле случайности я оказался в городе Санкт-Петербург.

И ещё по большей случайности мне случилось встретить первый снег не у себя «дома», в Бресте, а именно здесь.

А есть такая народная примета, что если загадать желание в первый снег — то оно обязательно сбудется.

Ну а я же стараюсь смотреть на мир более обоснованно и объективно и не могу верить в приметы, так?

Поэтому я хочу рассказать о своём понимании самоисполняющихся пророчеств.

«Самоисполняющееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность.» — Роберт Кинг Мертон

Все ведь слышали о «эффекте Плацебо»? Суть в том, что человек выздоравливает/чувствует себя лучше от того, что принимает что-то/выполняет некие действия.

При том, что то, что он принимает/делает не совершают никакого целебного действия. Просто сила самовнушения.

Может быть и нет, но мне кажется это — частный случай самоисполняющегося пророчества.

Суть такого пророчества в том, что само его появление в реальности начинает изменять эту реальность так, чтобы оно стало истинным.

В статье на википедии есть достаточное количество примеров, я приведу один оттуда и один «из реальности»:

В фантастическом фильме «Матрица» в одной из сцен главный герой Нео отправляется на встречу с таинственным оракулом. Встреча происходит в обычной квартире на ее кухне. Когда Нео только переступает порог, оракул просит его не беспокоиться о вазе, после чего герой в недоумении оборачивается по сторонам, задевает стоящую рядом вазу и разбивает ее. Нео второпях приносит извинения, на что оракул замечает, что в них, как уже было сказано, нет необходимости, а также задает вопрос: разбилась бы ваза, если бы оракул ничего не произнес. Позже у зрителя возникает вопрос: стал бы Нео избранным, если бы ему не сказал об этом оракул.

Яркий пример самоисполняющегося пророчества — «надёжный» слух о том, что цена на что-то упадёт/возрастёт.

И действительно, стоит сказать, что цена каких-нибудь акций упадёт — массы начинают их продавать, понижая их цену. То же и с повышением.

Так вот, мне очень нравится эта концепция.

И сейчас то, что меня интересует — это как научиться тому, чтобы всё, что я говорил обладало свойствами самоисполняющихся пророчеств.

Было бы здорово.

--

--

Александр Рулёв
Alexander Ruliov

Самопровозглашённый самопровозгласитель