В качестве вступления замечу, что когда я в Минске говорила кому-нибудь о том, что поеду/съездила в горы одна, все крутили пальцем у виска и говорили: “ОДНА?! В ГРУЗИЮ, В ГОРЫ?! Тебя же украдут/могли похитить!” Могу сразу сказать, что ситуаций, в которых я чувствовала бы вероятность какого бы то ни было “похищения”, в горах не было, в отличие от одного из следующих грузинских городов.

Я буду писать “Казбеги” — это старое название населённого пункта Степанцминда. Просто новое название куда сложнее мне даётся.
Но гора рядом с Казбеги — это Казбек.
Фух, теперь, надеюсь, не запутаемся.

(все фотографии увеличиваются при нажатии на них)

День 4

Мы ехали на маршрутке из Тбилиси в горы мимо красивых красно-зеленых лесов и я думала: “Как чудесно тут будет гулять!”. Шляпа не поместилась в чемодан, поэтому я везла её то на коленях, то на голове. Виды за окном были потрясающие!

Проезжали мимо водоема с лазурной водой. Парень, который ел чурчхелу перед отправлением машрутки, всё проспал. Очень хотелось его разбудить, потому что невыносимо красивый был пейзаж.

Из Тбилиси, как я писала в предыдущей части, можно добраться в Казбеги на маршрутках, которые каждый час отъезжают от автовокзала. Ехать часа три, стоило это 10 лари ($4). И на маршрутках, кстати, никто не пишет “STEPANTSMINDA”, у всех стоят таблички с “KAZBEGI”: трудности с новым названием, видимо, не только у меня.

Изначально я хотела взять машину напрокат и поехать в горы сама, но очень рада, что мне хватило ума этого не делать. Ехать 150 км, но какая там дорога, мамочки!

Всё было прекрасно, но в какой-то момент я увидела снег. И поняла, что что-то не так. Сидящий передо мной парень обернулся и сказал: “Отличная шляпка”. “Спасииибо”, — проблеяла я в ответ. Парень, который ел чурчхелу перед отправлением маршрутки, посмотрел на меня, на мою шляпу и улыбнулся.

Мы мчались сквозь снежный занавес и я понимала, что вляпалась.

Приехали в Казбеги в сумерках, маршрутка высадила нас у остановки. Я, чемодан с платьями, лёгкая куртка, голубенький платочек с ромашками и чёртова соломенная шляпа. На остановке светловолосый красавчик, поедавший чурчхелу перед отправлением маршрутки, надевал перчатки и шапку. Счастливчик!

— Как-то я оказалась не готова к горам.
— Да уж, шляпа явно не очень подходит для такой погоды.
— А ты откуда?
— Из Шотладнии.
— О, так не такая уж и непривычная погода, так?
— Это точно. А ты откуда?
— Из Беларуси.
— Тогда для тебя погода тоже должна быть нормальной, верно?
— Нееееееет…

Мы разошлись в разные стороны, я посмотрела, где находится мой отель и покатила свой чемодан по дороге. Отель я выбрала по виду с террасы, а не по расположению. Короче говоря, жила я где-то высоко и с краю (моя хата с краю, так сказать), поэтому идти нужно было долго. В гору, по брусчатке, обходя коров и их презенты. В какой-то момент рядом остановился минивэн с четырьмя парнями внутри, и один из них сказал: “Девушка, давайте мы вас подвезем”. Я ответила: “Ой, спасибо, я сама дойду”, но он сказал: “Куда же вы с таким чемоданом!” И это был тот момент, когда ты понимаешь головой, что надо бы ответить “нет”, но чемодан, подъём в горку, шляпа и мокрый снег вынуждают тебя робко проблеять: “Даа, пожалуйста”. Открылась левая передняя дверь, и я подумала: “Вооооу, я что, и за рулём поеду??”, а оказалось, что просто руль справа 😂 Так что меня привезли в отель, занесли внутрь мой чемодан, позвали пить чай и оставили номер телефона (потому что свой грузинский номер я не помнила).

Я заселилась, и тут меня накрыло.

Нашла казбегские истории из инстаграма

Таксист, который вёз меня на автовокзал в Тбилиси, когда узнал, что я училась на факультете прикладной математики, сказал, что я, должно быть, очень умная. Из Казбеги мне хотелось крикнуть ему: “ВЫ ТОЛЬКО ПОСМОТРИТЕ, КАКАЯ У МЕНЯ ШАПКА!”

Я сидела на кровати и с губ моих срывались истерические хохоточки. Самой тёплой моей одеждой была та, в которой я прилетела из Минска: коротковатые дырявые джинсы, свитшот, тоненький пуховичок и легчайший шарф. И шляпа. И кожаные кеды. А вокруг снег. А у меня все носочки короткие, кроме одной пары. А тут снег. Я поняла, что плохо подготовилась, и вспомнила, как шла мимо магазинов с одеждой в Тбилиси и думала: “Я же в горы еду, может зайти кофту тёплую купить? Ай, не надо”. (И очень на себя разозлилась)

Снег в конце сентября!

Я спускалась со своего холма в центр населенного пункта, потому что хотелось есть (последней едой были божественные сырники в Тбилиси с утра). Шедшая навстречу женщина, увидев моё понурое лицо, улыбнулась и сказала: “Представляете, на прошлой неделе тут было очень жарко, а такое только сегодня началось!” Ой, ну здорово!

Попыталась найти шапку в магазинчиках на главной площади, но там были только тюбетейки какие-то 😂

В одном кафе на вопрос о том, есть ли у них глинтвейн, мне ответили, что еще не сезон. Мы с сидящей за соседним столиком парой воскликнули: “НЕ СЕЗОН???!”

Я поужинала, поменяла деньги и побрела в темноте домой. Дома хотела выпить чаю, а на кухне сидел хозяин отеля, который спросил, откуда я приехала и где была, накормил сыром и налил мне рюмку рома: “Пей-пей, согреешься хоть!”.

Пришла в свою комнату, в очередной раз подумала: “Аля, ну как же так?!”, забралась под одеялко и сказала: “Сплю на новом месте, приснись жених невесте” (ну а что!), попросив жениха погорячее, ведь на улице чуть ниже нуля. Сил злиться на себя уже не было.

День 5

Проснулась я в 7 утра от того, что в комнате было слишком светло. Высунулась в окно и обалдела.

Доброе утро, 1833 м над уровнем моря.

Д О Б Р О Е _ У Т Р О

Любовалась горами из окна комнаты, и в голове мелькнула шальная мысль метнуться в Тбилиси за тёплыми вещами и вернуться в Казбеги.

Когда я выбирала отель, обращала внимание на то, чтобы завтрак был включен — так я избавляла себя от бесполезной траты времени на поиск еды и лишних забот. Грузинский завтрак — это нечто! Еда была довольно простой, но ооочень сытной: лаваш, сыр, яйца и тому подобное. Что-то из мясного тоже было, но точно я уже не вспомню :) И варенья разные ещё!

Вид с террасы (собственно, Казбек) и из моего окна после завтрака

В Тбилиси Дэвид, который делал мне фотографию на горе, когда узнал, что я еду в Казбеги, настоятельно рекомендовал не брать машину наверх, а пойти пешком, мол, очень красивые виды по дороге открываются. Я, в принципе, так и планировала сделать: “Я же люблю гулять”))))))))))))

Коровки на скалах))

Когда я шла к Гергети, последней деревушке перед суровыми горами, по асфальтовой дороге мимо меня постоянно проезжали машины и предлагали подвезти. Я упрямо, но вежливо отказывалась и продолжала пилить вверх по дороге, наклон которой уже ощущался весьма значительно. Сверившись с пунктирной линией на maps.me, я свернула на горную тропинку и пошла по ней. Где-то в этот момент я вспомнила слова мамы, которая просила меня не идти в горы одной, но в свое оправдание я скажу вот что:

В горах ты никогда не один, и людей там можно встретить время от времени. (мама, прости)

Вот эти домики — это Гергети

← Где-то тут я обалдела от того, какими жаркими могут быть +6 градусов тепла.

В то время, как я поднималась (а дело близилось к 11 утра), кто-то уже спускался. Стоит ли говорить, что у них не было ни кед, и миленьких голубеньких пуховичков? (Большое упущение с их стороны, я считаю)

Где-то тут я недобрыми словами вспоминала Дэвида и передразнивала его “поднимись к церкви Гергети сама”. Потому что было нелегко и жарко, солнце палило нещадно, но раздеться до футболки мешал ветер.

Подъем замедлялся тем, что я постоянно останавливалась, чтобы полюбоваться видами. “Горы, горы, я в настоящих горах!” — без остановки пульсировало у меня в голове.

Только посмотрите, как фактурно! (эта фотография потом как минимум до лета стояла у меня на экране блокировки телефона)

Видишь, мама, я была не одна! (парочка справа)
С М О Т Р И Т Е
Л О Ш А Д К И
Это я отправляла снег парню из Южной Африки, который был на ужине в мой последний вечер в Тбилиси:)
v e l v e t

Все эти борозды на склонах гор бесконечно завораживали. Сначала мелькнула мысль: “Ну, колея от машины осталась, наверное”, а потом пришло “Э, от какой машины, ты чего”. Даже сложно представить, сколько лет всем этим складочкам.

Так хотелось все эти склоны погладить, они словно бархатные.

На фотографии выше — вид, которым я любовалась во время горного перекуса. Это всё казалось таким невероятным: я одна прилетела в чужую страну и сижу на горе! Сижу попой на горе и смотрю на горы. Не знаю, как это правильно описать, но у меня словно сердце расширилось, и так хотелось со всеми поделиться этой красотой!

В качестве горного перекуса с собой я взяла, внимание, два сникерса, купленных в горном магазине. То есть я пошла в горы с бутылкой воды и двумя сникерсами, представьте себе. Подготовка на уровне 😊 Но надо сказать, что я одним сникерсом и обошлась (и знала, что так примерно всё и будет), а второй съела аж в Кутаиси.

От моей попы до уровня моря примерно 2090 метров, это не может не радовать

Когда я собиралась в Грузию, то решила, что из этого сольного путешествия нужно привезти фотографии и с собой тоже. Но когда ты одна и хочешь, чтобы на фотографии было что-то кроме твоего лица, приходится выкручиваться. Я выкрутилась и фотографию выше сделала сама (некоторые после моих баечек думали, что это творение красавца-шотландца, но нет!), получив по пути очень много неудачных или забавных кадров, смеха ради прикреплю их в конце поста (upd: дописала пост, пошла искать фото и поняла, что все самые откровенно неудачные я, похоже, сразу и удалила). Раз уж не нашла забавных фотографий с горы, можете заценить аутфит и носочки с фламинго.

Пока сидела на склоне горы и грелась на солнышке, по тропинке выше шёл мужчина в чёрном ооочень неспешно, и было слегка не по себе какое-то время, потому что я тут сижу одна с косичками. Успокоила себя тем, что он, скорее всего, идет в церковь, которая выше находится. Как вам такая валерьяночка для параноидальной девицы?

Выше можно увидеть Gergeti Trinity Church, которая является пунктом назначения для многих туристов, туда, собственно, и едут без остановки все машины. Я сначала думала внутрь не идти, но потом решила, что раз уж я тут, то можно и сходить: когда ещё доведётся побывать в церкви 14 века, которая стоит на горе. Вообще придумал же кто-то её там построить, скажу я вам!

Правда, перед тем, как туда заглянуть, я решила подняться ещё чуть выше.

Вот у этих ребят рюкзачки были побольше моего
Забралась ещё чуть выше :)

Из Казбеги у меня сотни три фотографий, просто потому, что в горах пейзаж постоянно меняется — солнце то зайдет за облако, то выйдет — и каждый из этих моментов по-своему красив. За угол (за скалу) завернешь — уже совсем другая картина. Удержаться было нельзя.

Где-то за облаками на фотографии выше прячется красавец Казбек, а мужчина не прячется и идёт повыше, думаю, к трём тысячам метров. У этого же мужчины я спрашивала, на какой высоте мы находимся, было что-то около 2250 м, насколько я помню.

Примерно тут я вспомнила, что высшая точка Беларуси — 345 метров.

Машины везут туристов к церкви Гергети.

Ещё одно наблюдение: в горах большая часть машин, по крайней мере, местных, — это белые минивэны mitsubishi delica, как на фотографии выше. На таком же меня подвозили до отеля в первый вечер.

Перед спуском вниз я таки зашла в церковь, там было холодно. Каменные стены, тусклый свет, весьма небогатое убранство и фрески(!!!!). А ещё — это церковь на горе, прикиньте! Я обошла её довольно быстро, но для приличия ещё постояла в углу, рассматривая интерьер.

Пора было спускаться вниз: в горах довольно рано темнеет.

Сказать по правде, в горах в тот день мне было очень одиноко. Вокруг такая красота, а я посреди неё стою о-д-н-а и поделиться мне впечатлениями не с кем. Такой оторванности о мира (в плохом смысле) и тянущего одиночества я на тот момент ещё не испытывала, наверное.

Очень хотелось тогда, чтобы рядом был человек, которого можно было бы схватить за руку и запищать, задыхаясь от восторга: “Ты веришь, веришь, что это всё по-настоящему?!”

Деревья кажутся такими малюсенькими, но когда понимаешь, что это нормальные полноценные деревья, горы выглядят ещё более громадными.

Прям Драконий камень из “Игры Престолов”, правда?

Где-то тут я смачно шлёпнулась на попу, потому что соскользнули камни под ногой. Было даже несколько комично: подняться на гору одной в целости и невредимости, а на обратном пути, уже у подножия, так нелепо упасть.

В деревне очень много домов и оград, сложенных из камней. Не представляю, как в таком жилось

По возвращении из гор решено было пообедать. В первом же кафе заказала суп и хачапури с сыром: “Я же нагуляла аппетит!” Хачапури по размеру был с хорошую такую пиццу, и я с удовольствием подумала о том, как вечером заточу его на ужин. Шла по центральной улице, чтобы свернуть на свою, промахнулась и свернула чуть раньше — и встретила шотландца! (Тот самый, который ел чурчхелу в Тбилиси перед отправлением маршрутки, если вы забыли)

Я хотела всучить шотландцу часть хачапури, а в итоге мы пошли пить чай. Спросила, знает ли он какие-нибудь не сильно жесткие маршруты в Казбеги, потому что всерьёз подумывала задержаться ещё (ну и одна из причин как раз сидела передо мной, скажем честно). Оказалось, что он на следующий день собирался утром уезжать в Тбилиси, в Грузии уже неделю ходил по горам и всё это время было ужасно жарко, так что он даже расстраивался, что ͟з͟р͟я͟ ͟в͟з͟я͟л͟ ͟с͟в͟о͟и͟ ͟т͟е͟п͟л͟ы͟е͟ ͟г͟о͟р͟н͟ы͟е͟ ͟в͟е͟щ͟и͟ (чувствуете иронию, да?). Рассказал про свои горы и про Шотландию, я — про Беларусь, про свои впечатления от здешних гор (“Гоооорыыыы! Это же гооорыы!!!”), накормила его клюквой в сахаре и дала магнит :)

— Я ооочень хотела съездить ещё и Местию, но из Кутаиси, скорее всего, поеду сразу в Батуми, потому что времени осталось не так много. (upd: хотя вот я сейчас поняла, что у меня оставалась ещё неделя по сути)
— О, так в Местию ходят marshrutkas из Кутаиси и Батуми! В Местии мне очень понравилось, а в Кутаиси я останавливался в гостевом доме, где на завтрак тебе наливают чачу.

“Ну надо же, как просто в Местию можно добраться”, — подумала я и на всякий случай взяла у шотландца название гостевого дома в Кутаиси.

Чтобы было понятно, о чём речь, ниже прикреплю карту. Местия — это в горах Сванетии (один из регионов Грузии), жёлтая метка. Я знала, что там должно быть очень красиво, но думала, что успеть съездить туда не получится.

Я в тот момент находилась в Казбеги (зелёная метка ) и собиралась через Кутаиси(серая метка) ехать к морю — красная метка, Батуми.

Я вернулась домой и просто не могла поверить всему, что видела. Лежала на кровати и только и думала: “Как красиво, как же красиво!”

Мысль о marshrutkas из Кутаиси в Местию не давала мне покоя.

Когда я запостила свои фоточки с горы, мне написал парень: “О, я тебя узнал!” Я немножечко напряглась, а оказалось, что он работал в обменнике, в который я заходила вечером ранее. Ну да, девицу с косичками и в голубом пуховичке под снегом попробуй не запомни. А была бы я в шляпе! Ваах!

В горах, кстати, весьма невыгодный обменный курс, что вполне логично, но неприятно меня удивило. Если в Тбилиси за 1 евро можно было получить 3 лари, то в горах — 2.7

Я решила повременить с Батуми и поехать в Местию. Изменение плана не так сильно по нему бьёт, если никакого плана и нет.

Доесть хачапури я в тот вечер не смогла.

День 6

Я снова проснулась в горах! Собрала свои вещички и спустилась на завтрак.

С утра я, кстати, даже пожалела о том, что днём ранее не надела ШЛЯПУ, потому что солнце в горах очень коварно и у меня сгорела кожа головы и щёчки. С другой стороны, в ней меня явно сдуло бы во Владикавказ.

Мне показалось забавным, что сам Казбек можно увидеть только снизу. Весь предыдущий день он прятался в облаках, а виден стал лишь тогда, когда я спустилась в Казбеги. Наблюдать за тем, как солнце кусочек за кусочком подсвечивает гору, — очень медитативное занятие.

Завтрак в то утро подали чуть позже, а я хотела успеть на 10-часовую маршрутку, чтобы выехать пораньше. В итоге я со своим чемоданчиком очень резво катилась вниз, решив, что пренебрегу в этот раз сохранностью колёсиков и не понесу чемодан в руках. Я подкатывала к главной улице в 9.59, когда мимо просвистела маршрутка. Ээээх. Мне предстояло ждать следующей ещё час.

Забронировала место на следующей маршрутке, загрузила в неё свой чемодан и пошла гулять.

Пока гуляла, встретила парня, который подвозил меня с чемоданом до отеля и звал пить чай. Спросил, сходила ли я в горы и почему ему не позвонила (по поводу второго неловко было капец, конечно, он ещё в то утро и в белой рубашке был). Рассказала о своём горном восторге и о том, как у них красиво, а он пожелал мне приятного пути.

Я уже сидела в маршрутке, когда в неё заглянул водитель и спросил: “Кто тут говорит по-английски?” Вызвалась помочь, ответила на вопросы китайской компании о том, как ходят маршрутки. Села обратно на своё место, а пару минут спустя водитель снова заглянул в салон: “Девушка, поработайте переводчиком ещё раз, пожалуйста!” В этот раз молодая пара хотела узнать, смогут ли они попасть на этой маршрутке в Мцхету (старая столица Грузии, в которую я ехать передумала). Водитель пообещал, что всё сделает, и парень сказал своей девушке: “Wsiadaj!” Я повернулась к нему и сказала: “O, tak moglibyśmy z panem i po polsku rozmawiać!”, в ответ на что он рассмеялся: “Oooo, pani jest poliglotką!” ( — “Так мы могли бы и по-польски говорить!” — “Ооо, так вы полиглотка!”)

Меня очень позабавило, что в Грузии такое простое и понятное слово “маршрутка” используется в качестве интернационального marshrutka. Никто из иностранцев не называет её близким словом bus, нет, marshrutka — и всё тут. И в статьях на английском о Грузии все говорят о том, как удобно использовать marshrutkas для передвижении по стране. Are there any marshrutkas? Ну разве не очаровательно? (upd: нашла на Википедии даже статью про маршрутки — вот)

Чтобы вы понимали, вид на фотографии выше открывается с площадки у туалета.

Дорога была такой извилистой, что я даже порадовалась тому, что не успела на первую маршрутку, потому что так у моего завтрака появился дополнительный час в спокойствии (в дороге несколько укачивало).

Всё, выехали из снега!
Бархатные горы ведь, правда?

Суббота, я возвращалась в Тбилиси.

О чём жалею:

1.О том, что не рассмотрела возможность съездить повыше, к границе с Россией (хотя я и так была в 5 км от границы), там должны быть водопады.

2.У нас не было остановки у советского монумента в честь дружбы Грузии и России. Мы проезжали мимо, и я сначала даже не знала, что это за штуковина такая в горах, а чуть позже узнала про него и локти кусала. Ну и виды с него красивые.

Именно в Казбеги на моем телефоне закончилась память. Я вообще сначала думала: “Как же так, я поеду в ГОРЫ без фотоаппарата?” Но оказалось, что телефон тоже неплохо справляется.

↓ Внизу можно похлопать в ладоши до 50 раз, мне будет приятно 😊

--

--