Stockholm

Я решила паромные впечатления оставить для отдельного поста и сейчас написать о Стокгольме.

Экскурсия задумывалась как “быстро везде прокатиться и всё мельком посмотреть”, и я знала, что мне такого будет мало, но посмотреть всё равно хотелось. На Стокгольм у нас было около 5–6 часов, поэтому не могу сказать, что его хорошо узнала.

Мы прибыли в порт, шёл дождь ОПЯТЬ. Все загрузились в автобус и поехали на “музейный остров”. Большая часть автобуса шла в музей “Васа”, где выставлен корабль “Васа”, затонувший во время своего первого рейса в 1628 году и поднятый со дна гавани в 1961, почти полностью сохранивший свой опупенный вид. Как я поняла, корабль затонул, потому что в его строительство вмешался король, который хотел сделать очень стильно и модно, поэтому корабль получился слишком узким и неустойчивым. Но у нас с Юлей были другие планы.

Дело в том, что в нашей семье очень почитается Карлсон, который живет на крыше, поэтому Юля мечтала о том, чтобы сходить в Junibacken — музей Астрид Линдгрен — и увидеть “мужчину своей мечты”. Мне было интересно посмотреть и на затонувший корабль, но Юля сказала, что мама мне этого не простит :D Поэтому Юля, Таня и я пошли в “музей Карлсона”.

Первое, что мы увидели на острове музеев. Меня, кстати, несколько знакомых спросило, много ли я геев видела. Но я, наверное, как-то плохо смотрела, потому что однополых пар замечено не было.

Ещё на пароме наш экскурсовод узнала, что мы хотим не в музей корабля, и предупредила, что в Junibacken приходят с детьми, поэтому взрослым там не будет интересно, но мы стояли на своём. В автобусе экскурсовод сказала: “Вот мы поедем в музей корабля сейчас. Некоторые захотели в Junibacken, но я могу сказать, что это музей для детей и взрослые туда не ходят”. Юля утверждала, что звучало это примерно так: “Некоторые захотели в Junibacken, придурки какие-то, только посмотрите на них”. Как бы то ни было, по прибытию на музейный остров мы отправились в Junibacken.

Музей, однако

В музее была очередь из семей с детьми. Как думаете, какое мнение можно составить о мужчинах Швеции, когда первые же шведы, которых ты видишь, держат на руках своих детей и очень мило с ними обращаются? [шведы классненькие] Папы с детьми — это вообще замечательное зрелище.

В музее мы купили билеты, на которых было написано, что наш поезд отходит в 12.30. Что за поезд, мы не имели ни малейшего понятия, но наш автобус уезжал в центр в 12.35, поэтому мы немного расстроились. Музей из себя представлял некую игровую площадку в помещении, на которой были домики героев различных сказок. В эти домики можно было залезть и всё там потрогать, в одном из таких домиков я ударилась головой о дверной проём. Мы походили по детской площадке, всё посмотрели и как-то не поняли, в чём дело. Пошли дальше по зданию и попали в книжно-сувенирный магазин. И там была куча Муми-Троллей! Из сувениров с Карлсоном были только одна открытка и одна закладка, всё! И то он там был не очень приычного вида, Карлсон из советского мультика мне нравится больше. Пеппи Длинный Чулок, какие-то незнакомые мне персонажи и толпа Муми-Троллей. Я чуть было не купила себе карту долины Муми-Троллей формата А4, чтобы повесить её себе на стенку, но потом поняла, что мне 20 лет, и купила открытки, для которых уже в Минске купила рамки и паспарту, и в итоге повешу на стену именно их.

Как большая девочка

Вернувшись в фойе, мы немного приуныли, потому что не совсем было понятно, что нам тут делать, а ещё мы не попадали на поезд, что было весьма прискорбно, поэтому я решила попросить пропускающую к поезду девушку разрешить нам прокатиться пораньше, потому что у нас автобус уезжает рано. Девушка сказала прийти к 12.10, мы успокоились и пошли осматривать здание дальше.

Мы прошли через магазин и попали в зал, где были муми-домики:

Я БЫЛА В МУМИ-ДОМИКЕ!!!

Дальше было кафе с очень пёстреньким оформлением!

Буфетик

И театр! В музее было написано, что там регулярно делаются различные постановки.

И театр

Нас пропустили к поезду, и мы стали ждать своей очереди. Парень посадил нас в вагончик, выбрал для нас язык экскурсии и предупредил, что нельзя фотографировать, после чего мы отправились в путь. В вагончике мы сидели не друг за другом, а рядом, смотрели в одну сторону. И началось! Я не очень сильна в сказках, поэтому по названиям не все назову, но суть в том, что мы проезжали мимо различных сцен из сказок, сцены были очень реалистичные, фигурки двигались, мы слышали соответствующие звуки и полностью погрузились в сказочную реальность. Настолько, что на вопросы голоса в вагончике: “А помните тот момент, когда то-то и то-то?”, мы отвечали: “Дааа, помним”. И вот мы проезжали мимо различных сцен из сказки “Эмиль из Лённеберги”; мимо сцен из сказки про какого-то маленького мальчика, который купался в чашке(“Крошка Нильс Карлсон”, надо полагать), там ещё была ЗДОРОВЕННАЯ КРЫСА, которая шевелила головой и хвостом прям возле нас махала, бррр. Была ещё сказка, где дети умирали и попадали в какую-то страну для умерших детей, А ПОТОМ УМИРАЛИ ЕЩЕ РАЗ, вообще очень странная сказка, ей было много времени уделено. Потом мы пролетели над ночным Стокгольмом, в окнах домов которого зажигались огни, а потом двери сбоку от нас распахнулись и мы попали в комнату Карлсона! Она была небольшой, захламлённой, но очень уютной, мы просто замерли от восторга! Катались мы минут 10, и я очень рада, что сказали о том, что нельзя фотографировать, потому что постоянное щелканье только испортило бы всю атмосферу.

Зарисовки к сказкам, как я поняла

Из музея в автобус мы бежали, чтобы не опоздать и не петь песни. Наш экскурсовод спросила, не было ли нам скучно в музее, а мы втроем с восторгом в голосе ответили, что нам очень понравилось.

Мрачненький Стокгольм

Далее мы поехали к ратуше, где проводится вручение Нобелевских премий. Нам немного рассказали о церемонии и о том, что столовые приборы там серебряные: “Но если вы вдруг захотите их забрать с собой, то учтите, что у каждого комплекта приборов есть свой номер, совпадающий с номером вашего приглашения. Какой вывод? Нужно забрать вилки соседа”.

Вот за этим балкончиком зал, где празднуют все

На церемонии вручения премий всё рассчитано с точностью до секунды, все движения официантов слажены, столы в специальном порядке расставлены. Есть даже определенный порядок движения виновников торжества, специальные скатерти, салфетки, тарелки и сервиз. Просто рай для перфекциониста.

Вид из внутреннего дворика
Чумовая дверь во дворике
Грустненький Стокгольм

После мы поехали посмотреть на самый маленький памятник в Стокгольме — “Мальчик, смотрящий на Луну”.

Пока я искала картинку, нашла несколько разных версий, но нам рассказали, если мне не изменяет память, о мальчике из детдома, который по ночам смотрел на Луну и мечтал о новой семье. Служители находящейся неподалеку церкви в холодное время года приносят мальчику одежду. Считается, что если погладить мальчика по голове и пожелать всяких приятностей своим детям, то у последних всё будет хорошо. А маленькому одинокому малышу можно оставить конфет и/или монеток. Как-то так. Детей у меня нет, поэтому толпиться в очереди к мальчику я не стала. Но этот памятник кажется мне очень трогательным.

В этом дворике сидит мальчик, который смотрит на Луну

Далее у нас была пешая экскурсия по Старому Городу, как раз там, где ДОМИКИ. Сказать по правде, все старые районы различных городов очень похожи между собой. Конечно, есть определенные достопримечательности, позволяющие их различать, но в целом всё выглядит примерно одинаково.

Особенностью Стокгольма является то, что город стоит не на земле, а на скале, что вызывало и сейчас вызывает определенные сложности при строительстве (и чумовое метро).

Долгое время город был очень грязным, одним из грязнейших в Европе, потому что все отходы стекали в реки и озера по желобам по краям улицы. Но потом всё закрутилось-завертелось, и теперь Стокгольм считается чуть ли не самой чистой столицей мира.

Далее мы попали к тому месту, в подобном которому родилась одна известная сказка — “Снежная Королева”. В Стокгольме были довольно популярны такие комнатки между домами. Если я правильно поняла, с развитием мореплавания в Стокгольме стали часто останавливаться моряки, которые снимали комнаты, поэтому хозяева домов сдавали комнаты, а сами жили в таких вот комнатушках. Размер их был очень скромным, что-то вроде 1,5 м в ширину и 2 м в длину, возможно, чуть больше. И на такой площади могла жить целая семья из трёх-четырёх человек.

Наверное, во времена Кая и Герды ещё не было моряков, если детям разрешили развести в такой комнате сад.

Если телепортнуться в место на фотографии ниже и пойти прямо, то можно попасть на ту улицу, где жил Карлсон. Я не могла понять, почему это место вообще никак не обозначено, поэтому на пароме пришлось гуглить. Оказывается, шведы вообще не могут принять такую модель поведения: что это за друг такой, который приходит без приглашения, творит всякие безобразия, а потом ещё и уходит, оставляя тебя одного за это отвечать. Конечно, их можно понять, но за умного, красивого и в меру упитанного мужчину в самом расцвете сил немного обидно.

Постепенно погода начала налаживаться, и это повторение Таллинской погодной истории меня очень порадовало.

Мне повезло оказаться в Стокгольме субботним днем, когда в уличных кафе сидит большое количество семей: на завтрак пришли, наверное. Родители сидели с детьми, играли в карты, общались и смеялись — просто очаровательно.

Ниже: красивая деревянная дверь и самый узкий Стокгольма — переулок Мортена Тротзига, ещё и со ступеньками. Это была моя первая поездка в эпоху селфи-палок, и я просто диву давалась, сколько их вокруг. В переулке шириной 90 см вездесущие палки были особо заметными.

В Стокгольме обычно не очень солнечно + узкие улицы, поэтому раньше на стенах домов висели зеркала, чтобы можно было поделиться светом с соседом. Вроде бы их ещё называли дьявольскими зеркалами, не потому ли, что о поведении своей жены можно было интересоваться не у неё, а у соседа? Но в то же время эти зеркала проделывали обратную службу с мужем :)

Вот так идёшь себе по улице — и видишь в конце её набережную, очень приятно.

За играми солнца на домах наблюдать всегда интересно.

Ресторан красных фонарей

Я впервые была в стране с монархической формой правления. В Швеции трон наследует не старший сын, а старший ребёнок в семье, поэтому следующим правителем страны станет Виктория. Примечательным для меня стал тот факт, что во всех магазинах с сувенирами продаются открытки с фотографиями членов королевской семьи. Помню, я смотрела трансляцию королевской свадьбы в Англии, тогда меня очень впечатлил размах праздника. У меня даже есть открытка из Канады с маркой Royal Wedding. Подробнее про Шведскую королевскую семью я расскажу в части про паром.

Меня очень радовало столкновение с обычными стокгольмскими жителями. Идешь по улоке, а мимо проезжает дедуля на велосипеде, останавливается у одного из домов, оставляет транспортное средство на улице и просто идёт вовнутрь, домой.

Уличное кафе в узкой улочке и какая-то очень классная колонна возле одной из аптек

Я люблю медленно бродить по старому городу и заходить куда придётся, но в Стокгольме было ОЧЕНЬ мало свободного времени, поэтому я решила все осмотреть ОЧЕНЬ быстро. Многие знакомые жалуются, что я слишком быстро хожу. В ответ я говорю, что просто постоянно опаздываю и поэтому приходится ускоряться. Умение быстро ходить очень мне пригодилось в тот день.

Нас предупреждали, что в Стокгольме туалеты платные и дороговатые, но дело в том, что когда необходимость в них стала очень остро, мы вообще не смогли найти туалетов! Как на зло, все кафе тоже пропали из виду. Поэтому в Стокгольме лучше не пить, если вы не обладаете в некотором роде крепкостью.

Ещё я знала, что в Стокгольме всё дорого, но решила, что нужно бы что-нибудь съесть, иначе можно считать, что в городе не была. Но кусочек лазаньи в одном из кафе, где в туалет прошмыгнуть бесплатно мне, в отличие от Юли, не удалось, кусочек лазаньи стоил 15 евро. Я решила, что не очень-то и голодна.

Из Стокгольма, помимо всяких открыток и магнита, я привезла муми-тролльную штучку. Когда горит свечка, теплый воздух поднимается вверх и крутит вертулечку, на которой Снуснумрик, Мумимама, Снифф, Малышка Мю, Фрекен Снорк, Мумми Тролль и Мумипапа наверху. Но что-тов последнее время она не крутится.

По пути к месту стоянки автобуса я попала в какой-то райский магазинчик. Там были игрушки в виде всевозможных животных, особенно меня порадовали ёжики, но зайцы и медведи тоже чертовски очаровательны. В том же магазине были различные товары для дома, простите, очень милые и невыносимо нужные товары для дома! Но я терпела и тут.

Неподалёку от автобуса я купила себе мороженое, чтобы всё-таки в Стокгольме что-нибудь съесть и заодно сократить количество крон с кошельке. Это был самый небольшой и дорогой шарик мороженого на моей памяти, потому что я отдала за него 25 крон — это почти 3 евро.

Чтобы подытожить неприлично малое для меня количество текста, скажу о том, почему я хочу вернуться в этот город и побыть там подольше:
• Стокгольм красивый, а я много там ещё не видела;
• нужно посетить метро, потому что там восхитительно;
• хочется погулять не только по старой части города, чтобы понять, действительно ли город такой динамичный, что ли, каким показался мне из окна автобуса;
• хочу всё-таки посидеть в одном из уличных кафе;
• в музеи разные мне тоже очень надо;
• я не купила один классненький сувенирчик и жалею об этом, нужно за ним вернуться.

После этой поездки я смогла добавить в свою коллекцию монеток ещё и шведские кроны. Сокращение для этой валюты SEK, и это сокращение мелькало повсюду, поэтому так повелось, что мы стали называть шведские кроны шекелями :D

Наш паром

До встречи в Риге! (Или на пароме, ещё не решила.)