Тбилиси. Почему не следует ехать в Грузию одной (слишком много еды).

Alia
Alia and her adventures
14 min readJan 15, 2019

Тбилиси, сентябрь 2017

[начала писать этот пост в октябре 2017, он лежал в черновиках до середины 2018, был готов в сентябре, а потом я всё никак не могла добавить в него фотографии]

Предыдущая часть: как меня угораздило поехать в Грузию одной + мой первый полёт (в жизни!)

Эту историю можно было бы назвать “Как особо ничего не увидеть в Тбилиси за три дня”.

День 1

Аэропорт. Тут до меня наконец дошло, что я приехала одна. с чемоданом. в другую страну. и я без понятия, что мне делать. Серьёзно, я минут 15 просто сидела в аэропорту и думала: “Таак, ну что теперь?”

Подхвативший меня под белы рученьки таксист, узнав, что я из Беларуси, спросил: “А картошку привезли с собой?”. Все предупреждали о том, что в Грузии принято торговаться, мне обычно очень стеснительно, но я решила попробовать, и цена на такси стала в 1,5 раза ниже первоначально заявленной (которая была в 2 раза выше той, о которой мне говорила хост, но дальше торговаться я не могла). Я собиралась сесть на заднее сиденье, а таксист сказал: “Ой ты чего, садись вперед, а то разговаривать неудобно будет, я же шею сверну!” Тогда до меня наконец дошло, что я приехала в Грузию :)

По дороге в Тбилиси таксист расспросил меня, наверное, обо всём + задал ставший позже традиционным вопрос: “Как тебя одну отпустили?” И не будем забывать про “22? Не может быть, тебе больше 17–18 не дашь!”

Ехала в такси и не могла избавиться от ощущения “тут как в Крыму!” Цветовая гамма, теплый воздух и какие-то цветущие кусты. Даже деревья крымские были! Но ещё вокруг горы-гоооры! Таксист был первым человеком, которому я сказала: “Высшая точка Беларуси — 343 метра”. Правда, уже в Батуми я проверила, и оказалось, что 345, упс.

о к н а

Я заселилась в квартиру и начала распутывать чемодан. Пищевую пленку с продуктов я обычно не срываю, а разворачиваю — для меня это очень медитативное занятие, а тут еще и в таком масштабе!

та-дам!

Приведя себя в порядок и надев платье В ШЕСТЬ ВЕЧЕРА В КОНЦЕ СЕНТЯБРЯ, я отправилась на поиски еды. Перед этим я не могла 15 минут решить, стоит ли надевать шляпу (в итоге решила не надевать). Девушка Тамара, которая меня заселяла в квартиру, сказала, что неподалеку есть отличный паб и я его без проблем найду. Но название я благополучно забыла и поэтому просто шла и шла по улице, пытаясь найти место, где можно поесть. Проблема была в том, что я не понимала, что написано на вывесках. Кажется, я впервые оказалась в такой ситуации. Я шла очень долго, вышла на проспект Руставели, уже начало темнеть, шла-шла, километра два-три прошла, и все-таки смогла выбрать место, ура!

Я решила начать своё гастрономическое путешествие с чего-то знакомого — хачапури. Уточнив у официанта его [хачапури] размер, я заказала аджарский, потому что “он рассчитан на одного, поэтому он меньше, чем имеретинский и королевский”. Хе-хе)))) В дополнение я додумалась взять молочный коктейль. МОЛОЧНЫЙ КОКТЕЙЛЬ. МОЛОЧНЫЙ КОКТЕЙЛЬ И ХАЧАПУРИ. Короче говоря, я там просто умирала. Успокаивал меня тот факт, что все взятые с собой платья были со свободной линией талии — очень предусмотрительно.

Итак, первая причина, по которой девушке не стоит ехать в Грузию одной — это размеры порций. Если раньше я могла заточить 2/3 семейной пиццы, то теперь с этим сложнее, поэтому на каждом полноценном приеме пищи, где я была одна, я умирала. Но если вы можете заточить большую шавуху в одно лицо, то вам может и нормально будет.

Что меня шокировало в первый день в Тбилиси, так это дорожное движение:
- много машин с рулём справа, хотя движение и правостороннее
- все ездят и ходят так, как им угодно. При мне парень переходил дорогу на красный, уставившись в телефон и лавируя между машинами. А по пути домой в первый вечер я переходила дорогу на зелёный свет, а поворачивающая налево (ко мне) машина остановилась лишь для того, чтобы сидевшая за рулём женщина открыла окно и по-грузински на меня накричала.

Надо сказать, в Грузии я научилась переходить дорогу очень быстро. Первое время после возвращения домой я ещё некоторое время восхищалась тем, что водители уступают мне дорогу на пешеходном переходе.

День 2

В свой первый полный день в Тбилиси я поняла, что очень приятно, когда единственное, что тебя беспокоит утром вторника — это мысль “Стоит ли надеть шляпу по пути за кофе?” Позавтракала дома принесенным из ближайшей булочной завтраком [сходила за ним без шляпы, кстати], хотя без него вполне можно было обойтись, потому что я была сыта ещё вчерашним ужином, переехала в другую квартиру, надела платье и шляпу и отправилась изучать город!

Вообще я на couchsurfing нашла экскурсию по Тбилиси, и даже отметила, что собираюсь туда прийти, но мне сразу стало писать столько грузинских парней с вопросами “Когда ты приезжаешь?” и “Давай встретимся?”, что я просто испугалась и решила гулять сама :D

О хосте! В субботу, за два дня до выезда, я забронировала квартиру у девушки Тамары только на первую ночь, потому что на остальные было занято (а я так пищала от окон, что не могла просто пройти мимо), и Тамара сказала, что в их с парнем квартире есть свободная комната, которую они могут мне сдать на вторую и третью ночи. Я с радостью согласилась, потому что это всё упрощало, но где-то в воскресенье Тамара написала: “Аля, извини, тут вернулась девушка, которая живет с нами, поэтому мы не можем сдать тебе комнату, потому что в квартире не будет так тихо, так что приглашаем просто остановиться у нас”. Сначала я как-то очень смутилась, но подумала: “Была не была”, и решила, что если кого-то из нас будет эта ситуация смущать, я без проблем уеду. И вот во вторник Тамара отвела меня в свою квартиру, и мне дали прям отдельную комнату! И даже выделили полшкафа, прикиньте! Наверное, это и есть то самое знаменитое грузинское гостеприимство.

Что меня не переставало удивлять до самого конца поездки, так это горы вокруг. Горы в горах — это ещё приемлемо, но горы не в горах! Я жила в одном квартале от горы и каждый раз удивлялась, когда видела её в просвете между деревьями и домами.

На одну из гор я забралась на фуникулере. Наверху расположен парк Mtatsminda, но кататься на каруселях мне не хотелось, да и там было всё как-то грустновато в этом плане. Парк сам по себе не очень, но виды из него вполне ничего.

Вот, как раз, к разговору о цветовой гамме. Все вокруг светло-коричневое, выжженное горячим солнцем. Конец сентября, +24, платье и шляпа. Такая осень мне по душе!

Спустилась с горы часа в 4 дня и отправилась бродить по старому городу. Архитектура для моего взгляда была очень непривычна, я давно такой не видела — в последние годы только пряничные европейские домики.

Тбилиси весьма обшарпанный местами, но в этом есть свое очарование.

На улице Руставели много где продавали старые книги, альбомы для марок, советские плакаты и т.д. Я старалась не смотреть на всё это, хотя книжка сказок с иллюстрациями как из советского мультика — ну, вы знаете, зайчики такие умилительные — так и норовила прыгнуть мне в руки.

Но самое сложное испытание мне пришлось выдержать, когда я увидела “Гарри Поттера” на английском, в твердом переплете, с обложкой такой же, как у “Росмэновского” издания (у меня дома есть части 1–3 на польском, которые я по одной привожу из, разумеется, Польши). Ходила мимо этих книг два дня, уговаривая себя: “Аля, ты не можешь их взять. Это твой второй/третий день из двух недель, ты одна с чемоданом в Грузии, собираешься ехать в горы. Если ты будешь таскаться по Грузии с чемоданом книг, это будет уж слишком даже для тебя. Успокойся и иди мимо”. И угадайте, что я сделала? (отвечу ниже)

Так вот, я спустилась с горы, плана у меня особого не было, но решила залезть еще на одну гору (наверху была Narikala Fortress), потому что прочитала, что оттуда открывается очень красивый вид на город. И правда. По пути на площадку я встретила парня, которому понравился мой “Зенит”(вот я к успеху пришла, да?). Мы поднялись на гору вместе, причем он очень уверенно поднимался по склону, в то время как у меня там коленки от страха дрожали просто. Тогда я ещё не разбудила своего внутреннего грузина.

По пути в гору

Это меня сфотографировал Дэвид (Давид?), пока я чуть ли цеплялась пальцами ног за землю и крепко сжимала булочки, потому что ветер был просто адский! Он ещё говорил: “Может ты хочешь follow me to фотографию?” :D Размер своего плеча на фотографии выше оправдываю тем, что я путешествовала одна с большим чемоданом.

Вид с Narikala Fortress

Мы полюбовались на Тбилиси с высоты и пошли в ботанический сад. Правда, уже смеркалось, поэтому мы пробежались очень быстро, но после плоского ботанического сада в Минске постоянные подъемы и спуски, а также водопады и бамбук! были очень уж непривычными. Ни одной фотографии из ботсада у меня и нет.

Дэвид когда узнал, что я уже была в парке, сказал, что я всё сделала неправильно, и на гору с ботсадом и матерью Грузии лучше идти днём, а вечером подняться на гору с парком на фуникулере и любоваться видами.

Мы спустились с горы, мой грузинский знакомый пошел на встречу с друзьями, куда и меня позвал, но я как-то слилась.

Спустилась с горы, купила открытки и поняла, что надо бы поужинать. “Надо” — потому что не очень-то и хотелось, хотя завтрак был давно, обедала я мороженным в парке, а телефон сообщал о пройденных 18 км. Ну и угадайте что. Я опять объелась! Хотя, казалось бы, ничто не предвещало. В меню были картинки и я выбрала ачму (сырную лазанью), которая была сфотографирована рядом с помидорами. Видимо, это были помидоры черри, потому что лазанья была здоровенная. Потом хост сказала мне, что может её есть не чаще раза в год, потому что очень уж это сытное блюдо.

Но вообще я вам так скажу, если запивать все эти сытные блюда грузинским вином, то перестаешь переживать по этому поводу

С собой я привезла клюкву в сахаре, много клюквы в сахаре, планируя всех ей угощать. И вот в вечер сырной лазаньи я несколько коробочек дала Тамаре и переживала, понравится ей или нет. Но клюква зашла на ура, я такого не ожидала даже!

День 3

На следующее утро я проснулась знатно простывшей. Видимо, сказалось нахождение на продуваемой горе. Погода испортилась. Я собиралась ехать в Мцхету, но тем утром поняла, что не хочу. И не поехала, решив, что можно после Казбеги заехать туда на полдня или день+ночь, airbnb утверждал, что жилье там есть.

Мцхета — старая столица Грузии, там церковь и слияние двух рек. Это, в принципе, всё, что я знала. Перед выездом из Минска, когда у меня еще была надежда что-то спланировать, я искала экскурсии, но для одной было дороговато. Я поняла, что можно с этим не заморачиваться — таксист, который вез меня из аэропорта, всё говорил: “Звони, отвезу куда хочешь, хоть в Мцхету, хоть в Казбеги”. Так что на месте можно разобраться.

Я купила марки для открыток, позавтракала в первом попавшемся кафе, хихикнула, когда наткнулась на магазин «wine and books” и очень неспешно пошла в сторону Национального Музея Грузии. Когда я была в Гродно, то поняла, что ходить в музеи без экскурсии — совсем не то (в 22 года дошло наконец), поэтому в этот раз тоже взяла экскурсию. За три часа мы с экскурсоводом просто умотались и в последнем зале, посвященном советской оккупации, уже чуть ли не лежали, и я даже проголодалась (впервые за время в Грузии). То есть я была прям ОЧЕНЬ ГОЛОДНАЯ.

Купила на улице что-то вроде хачапури, потому что есть хотелось невыносимо, завернула за угол и попала на улицу ресторанчиков — Erekle II St. Столики на верандах, пледы на креслах, цветы и фонарики — ох! Воспользовалась тем, что не могу засесть на веранде с бокалом вина прямо сейчас, потому что у меня в руках горячий чай и что-то вроде хачапури, и пошла на мост Мира. На нём у меня немного закружилась голова, и хост потом спросила: “Может, ты просто высоты боишься?” Ну, был бы интересный поворот для девушки, которая на следующий день собирается пилить в горы.

Пожалуй, главный плюс путешествий в одиночку заключается в том, что ты без проблем знакомишься с новыми людьми. Если хочешь, конечно.

Так на веранде ресторана я познакомилась с парнем и девушкой из США, которые пытались сделать фото друг друга, я предложила сфотографировать их вместе, мы разговорились, оказалось, что они брат и сестра, она живет в ОАЭ, а он путешествовал уже два месяца и уже мечтал вернуться в свою кровать :) Я спросила, как они тут очутились, рассказала про Беларусь и вручила магнит. (у меня было много магнитов для таких случаев)

Сидела на балконе ресторанчика, пила вино и думала о том, как надо пораньше спать лечь этой ночью, потому что завтра рано выезжать + я заболела, как вдруг прилетело сообщение от хоста: “Мы вечером собираемся пойти на пиво с друзьями, если не очень устала, приходи”. Отказаться я не могла, конечно 😃 Заодно опробовала метро Тбилиси. Компания собралась интернациональная: Грузия, Германия, США, ЮАР, Нидерланды и Беларусь за одним столом. Парень из ЮАР видел снег лишь раз в жизни, представьте себе! В тот вечер я посетила ещё две гастрономические достопримечательности: хинкали и чачу. И разбудила тем самым своего внутреннего грузина.

Шутеечки были над молодой страной Америкой, а Тамара рассказала про своего дедушку, который говорит: “Да у меня в саду есть ореховое дерево, которое старше, чем их страна!”, а она отвечает: “Да у тебя туалет на улице стоит, зато, конечно, у тебя есть грёбаное дерево!”

Мы приехали домой, и я отдала Тамаре ещё несколько коробок клюквы в сахарной пудре 😁

Той ночью я подумала: “Если это был мой последний вечер в Тбилиси, он не мог бы быть лучше!” Потому что ужин был таким душевным, и я так хорошо провела время + осознание того, насколько разные люди из весьма отдалённых уголков Земли собрались вместе, за одним столом — это несколько сносит голову.

В тот момент я серьёзно задумалась о том, чтобы после гор вернуться в Тбилиси ещё на некоторое время.

День 4

На следующее утро я проснулась и поняла, что не хочу уезжать, и до часов 11 не могла выйти из дома. Очень тяжелое выдалось утро. Просто не хотелось уезжать ;) Пошла на завтрак в кафе неподалёку от дома, потому что сил и времени на пробежку по городу уже не было, и заказала сырники. Боже, какие это были сырники! В самом кафе мне очень понравилось, но людей было много, поэтому сфотографировать самую красивую стену (и буфееет!) я постеснялась. А еще там работали такие красивые темноглазые девушки, ууух! После такого завтрака я с трудом вышла из-за стола и побрела домой собирать чемодан.

В то же кафе пришла Тамара на обед со своим парнем. Они живут вместе, но встречаются, чтобы пообедать, разве это не очаровательно?

На вокзал я собиралась ехать на метро, у меня как раз еще были поездки, но потом я протащила свой чемодан пару кварталов и словила такси. По пути снова послушала о том, какая я красивая, смелая и молодец. Автовокзал Тбилиси — очень странное место, по сути это просто скопление маршруток возле какого-то рынка. Я нашла маршрутку, которая ехала в Казбеги, отдала водителю 10 лари ($4) и заняла своё место, положив шляпу на колени.

В Тбилиси я отлично провела время, пора было ехать дальше.

P.S. С удивлением обнаружила, что у меня не так уж и много фотографий из Тбилиси, но в первый вечер и первый полный день я ходила по городу и думала: «О, красиво, но я потом как-нибудь сфотографирую». Ну а потом было пасмурно и не хотелось.

А ещё мы с Лешей в те времена играли в игру “Кто увидит больше мини куперов”, так что значительная часть фотографий из Тбилиси у меня появилась только потому, что я очень хотела его уделать 😄

↓ Внизу можно похлопать в ладоши до 50 раз, мне будет приятно 😊

--

--