Что я слышу? Говно умеет разговаривать!

Anastasia Shakhaeva
anything but work
Published in
3 min readMar 30, 2016

Про осуждение как норму жизни.

— Мы со Стасом поспорили, что мы не будем есть сладкое 6 месяцев ,— говорю я, довольная собой, в кругу друзей
— Эээ зачем? — первая реакция. За ней следует бурное обсуждение с обрывками типа «я вообще не понимаю, зачем это надо», «можно все есть в меру», и снова «зачем?». Заканчивается все вопросом: «А вы фрукты тоже не будете есть? НО ТАМ ЖЕ САХАР!»

И приходится терпеливо (или не очень) объяснять, что причины есть, цели есть, и фрукты мы есть будем, потому что речь шла не о сахаре, а о сладком. И дело не в том, что надо объяснять, а вот в этой первой реакции: «Эээ зачем?», сказанной интонацией «вы что, совсем идиоты?» В ней все.

В нашей культуре принято, что бы ни сказал/сделал человек, заранее его осуждать. Это мерка, с которой мы подходим даже к близким (наверно просто не можем остановиться), и эта мерка, которую многие используют внутри себя.

Вроде уже давно можно говорить, не стесняясь, одеваться так, как тебе хочется, любить работу потому что тебе она нравится, а не потому что работать положено, жить так, как получается. Но если внутри вас нет голоса, который каждый раз говорит вам «Не высовывайся!», то вам обязательно расскажут об этом окружающие.

Ты самая умная что ли? Сладкое она не ест. Ишь ты. Делать тебе, видно, нечего. Вот пошла бы попахала по 12 часов смену на заводе/родила 5 детей/нужное подставить.

Этот посыл принимает разные формы. От взглядов прохожих «Серьезно? Джинсы с ТАКИМИ дырками на коленях в ТАКОЙ мороз?» до снобского «К этому каждый приходит в свое время» или мелочных обсуждений за спиной того, что кто-то не прав в своей, никак не пересекающейся с тобой(!) жизни.

Мы нифига не страна советов. Мы страна судей и осуждаемых, где все могут выступать и за тех и за других, а потому надо быть всегда готовым ответить на агрессию. Осуждение как дефолтная реакция на существование других приводит к:

Парализующему перфекционизму (или я делаю идеально, или сижу и не высовываюсь)

Сочинению алиби (потому что я хороший человек, и у меня действительно БЫЛИ ПРИЧИНЫ дышать или там идти по улице, сочинять стихи, писать посты и ненавидеть йогурт)

Агрессии по типу «Сам дурак» — мысленно и не только посылать всех осмелившихся открыть рот людей как можно дальше от себя.

Вместо того, чтобы реализовывать себя (как в профессиональном смысле, так и в смысле цвета ногтей или там волос), мы находимся в постоянном состоянии войны всех со всеми. Мы формируем свои сраные мнения и готовимся к отражению сраных мнений других. Сколько на это уходит сил! (и не приносит никакой радости)

Когда мы уже убьем в себе бабушку из соседнего подъезда? Ей, может, делать нечего (что, конечно, само по себе под вопросом), но у нас столько не написано, не сделано, не увидено, не пройдено и не поспано, столько людей не полюблено, столько деревьев не посажено и еды не поедено.

Пора.

--

--