Неделя феминизма. The truth is out there

Anastasia Shakhaeva
anything but work
Published in
8 min readMar 2, 2016

Про феминизм, бытовой сексизм, мизогинию и почему об этом важно говорить.

Дисклеймер: здесь не будет про избирательное право, разницу в зарплате, декреты и процент женщин-руководителей. Здесь будет про то, что за этим стоит.

Феминизм — это про то, что женщина тоже является дефолтным человеком*. Поэтому, даже если вы с презрением относитесь к понятию, которое каждый трактует на свой лад, но считаете, что это либо так (женщина=дефолтный человек), либо совершенно точно должно быть так, поздравляю — вы феминист.

*Дефолтный человек — термин имени меня, который родился после того, как один мой коллега случайно в разговоре ляпнул что-то вроде: “там есть такие штуки для женщин, ну и для людей”, и незамедлительно сконфузился.

Для красоты я упорядочила мысли в 8 пунктов. Для заголовков использовала тэглайны X-Files. И не потому что речь пойдет про теорию заговора, а просто надо было как-то связать их все вместе, а если ты не знаешь, что делать, используй «Секретные материалы». А еще образы Скалли и Малдера разрушают гендерные стереотипы относительно того, что к лицу мужчинами, а что женщинам, и почти только лишь на этом держится весь сериал.

All lies lead to the truth. Женщины и попкультура

Посмотрите на топ-100, топ-250, топ-1000 фильмов на любом ресурсе, и перечислите те, где главные герои — женщины. Сколько таких наберется? А теперь те, где не про “тяжелую женскую долю” — любовь-дом-дети, а про профессиональные достижения, про друзей, про подвиги. А теперь сериалы. Тут немного получше — по крайней мере, в западных сериалах в последние годы наметился реальный сдвиг в сторону женских персонажей и их количества. Правда, если возьмем срез русских сериалов по первому-второму каналам, то немного поседеем от того образа женщины, который там предлагается.

Ок, может быть, главная героиня для женщины — слишком жирно. Тогда давайте просто прогоним знакомые фильмы через упрощенный тест Бекдел:

  1. В фильме есть хотя бы две женщины
  2. Они разговаривают между собой
  3. Они разговаривают не о мужчине

На первый взгляд, кажется, что это какое-то фуфло, но если посмотреть несколько рандомных фильмов, держа в уме тест, то глаза на лоб лезут от страшной правды: 90% фильмов (а то и больше) это о мужчинах и про мужчин, а женщины как люди (а не как влюбленное приложение к мужчине) там практически отсутсвуют.

Возьмем книги и получим очень близкую к кино историю. Возьмем музыку и увидим, что про отношения поют все, а вот социальная тематика и вопросы самореализации поднимаются гораздо больше и чаще мужчинами.

И получается, что участие женщины в жизни в роли человека (а не в роли жены-любовницы-матери) практически не освещается. Создается ложное предположение, что и в жизни так же/должно быть так же.

éí ‘aaníígÓÓ ‘áhoot’é. Феминизм это про уступить место в транспорте или придержать дверь

Просто поразительно, как вроде бы думающие люди с крутым образованием производят перенос с феминизма на хорошие манеры. Для них выражение феминизма — это не помочь женщине снять чемодан с багажной полки, не вскакивать каждый раз в транспорте при виде женщины, не пропускать девушек вперед.

Я давно пытаюсь проследить эту связь, но мне все никак не удается. Потому что в случае с «уступить место» или «помочь с сумкой» для меня лично это про помощь тому, кому она требуется. Придержать дверь — это вежливость и хорошие манеры и стоит в одном ряду с «не плевать на тротуар». Помочь надеть пальто, придвинуть стул или пропустить вперед — культурный код.

Самое комичное в этом то, что очень многие мужчины всего этого уже не делают, но угрожают феминисткам тем, что перестанут. Двоемыслие detected.

They’re Watching. Феминизм — это не женственно

Женственность вообще странное понятие (качество? набор качеств?). Непонятно, чем измерять. Когда непонятно, чем измерять, то можно измерять всем, исходя из ситуации, и, например, сказать, что девушки-феминистки становятся как мужики.

Женственность — это носить платья? Тогда у нас нет проблем, подавляющее большинство феминисток носят платья. И вообще это уже лет сто не про внешний вид.

Женственность — это улыбаться и смотреть в рот мужчине, который несет явную ахинею, но молчать и кивать (потому что если спорить, то ты слишком борзая и перестанешь нравиться — см. пункт Believe the lie)? Тогда женственность приравнивается к отсутствию самоуважения.

Кажется, что женственность, как ВСД — это такой набор симптомов, за которым нет конкретной болезни, а отдельные симптомы могут относиться ко многим разным заболеваниям.

Resist or serve. Феминизм и борщ как основа существования

Девочкам с детства и до самой старости говорят: ты можешь стать кем угодно, при условии, что ты варишь борщ, родила до 25, хорошая хозяйка и ходишь на каблуках. И даже если ваши родители, как и мои, не требовали перестать лазить по деревьям, играть в футбол и носить джинсы, а не юбки с платьями, общество в лице бабушек, случайных прохожих, воспитательниц, учителей, дежурных по эскалатору, дальних родственников и даже эйчаров каждый день вам намекало или прямо в лоб рассказывало, как надо жить, если тебе повезло родиться женщиной.

Вроде мир изменился, но продолжает предъявлять женщинам: будь женственной и красивой, заводи семью и рожай детей (это главное предназначение женщины), но не забудь получить высшее образование (потому что ты должна все делать сама — но упаси бог дать понять это мужчине — это неженственно, и ему не к чему это знать), найди хорошую работу, но не слишком хорошую, потому что иначе, если ты еще не замужем, тебе будет сложнее найти мужа, потому что мужчин пугают успешные женщины, не нужен муж? что за глупости! всем нужен муж, и дети, ты пожалеешь о своем легкомыслии и т.д.

Можно возразить, что и мужчинам мир предъявляет миллион требований. И в какой-то степени это будет справедливо (если мы не будем углубляться, например, в дихотомии “холостяк/старая дева”. “казанова/блядь” и т.п.). Но в сердце всего лежит принцип валидации: мужчину мир валидирует через его достижения, а женщину, впервую очередь, через мужчину. И это очевидное зло как для женщин, так и для мужчин.

Всю жизнь, даже если не осознаешь этого, приходится доказывать: вообще-то я могу жить так, как хочу. Вообще-то я могу не готовить, и это не делает меня никчемным человеком. Вообще-то я могу не выходить замуж/не иметь детей, и от этого моя ценность меньше не станет, потому что я, в первую очередь, человек, а потом уже принадлежу к какому-то гендеру.

Believe the lie. Феминизм и сидение на попе ровно

Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут (М. Булгаков, Мастер и маргарита)

Самое главное зло, с которым в какой-то момент осознанно или неосознанно приходится бороться, это именно такая внутренняя установка: девочки должны хорошо себя вести, отлично учиться, делать всю домашку и сидеть тихо (а мальчикам все можно, потому что «в их природе» быть раздолбаями и хулиганами). Будет справедливо заметить, что это свойственно не только России, но и всем западным странам — там проводятся исследования и много обсуждаются подходы к разнице в воспитании девочек и мальчиков.

Когда девочки вырастают, они продолжают копировать эту модель «если все делаешь правильно и сидишь тихо, кто-то тебя обязательно заметит и тебе воздастся по заслугам». (НИХУЯ ПОДОБНОГО) И они очень осторожно меняют работу, которая им не нравится, если меняют вообще, предлагают мало идей на брейнштормах (да и вообще на встречах больше молчат), прогибаются под решения коллег и не просят повышения зарплаты. Потому что если это сделать/делать, все решат, что ты слишком борзая и вообще выскочка. А девочки-выскочки, как с детского сада твердят, никому не нравятся (и там же внутри зашито, что если ты девочка, то твоя главная функция — нравиться — мальчикам, взрослым, подругам — всем). А если ты коллег не гладишь по голове и эго, а указываешь на ошибки и просишь исправить, то ты «вообще очень жесткая».

Trust no one. Мизогиния внешняя и внутренняя

Самый адский ад. Тут мы возвращаемся к определению того, что дефолтный человек=мужчина, а значит, качества, которые обычно приписываются мужчине, по определению хорошие. Традиционно женские штуки — не очень. Ну например, рационализм традиционно приписывается мужчинам, а эмоциональность — женщинам. И рационально=хорошо, а эмоционально=плохо.

Если мужчина реагирует эмоционально, то это значит, что а) это очень важно для него, б) его довели, в) размах трагедии действительно велик. Если эмоционально реагирует женщина, то это значит, что а) эти дни, б) она просто истеричка, в) да на самом деле неважно, она же женщина, они такие.

То есть к мужчине, как к дефолтному человеку, применяется общечеловеческая шкала, а к женщине сначала специальная женская, а потом уже может быть общечеловеческая. Выглядит стремненько, и это еще с учетом того, что мы так сразу приняли на веру, что эмоциональность — это плохо.

Вообще-то, конечно, нет, эмоциональность — очень хорошо для всех людей, и мужчин и женщин (так верю).

Это все было про внешнюю мизогинию. Внутреняя — когда с этой же позиции начинают оценивать поведение женщин сами женщины, начинают презирать представительниц своего пола за то, что они эмоциональные истерички и осуждать за любое проявление конвенциональной женственности. Встают на сторону мужчин, становятся «своими в доску», вместе с друзьями-мужчинами обсуждают тупых куриц.

Выглядит как защитно-упредительное поведение: «чуваки, я одна из вас, так что если что, применяйте ко мне общечеловеческую шкалу оценки, а не женскую».

Хочется прокричать: Эмоциональность — добро! Каблуки — прекрасно! Кроссовки — тоже! Женщины — отличные люди! И они крутые специалисты! Традиционно женские качества отличные! Надо чтобы их выражало больше людей не только на кухне, но и на работе, улице и в социальных контактах, и мир станет лучше! Женщины, объединяйтесь и помогайте друг другу!

Deny everything. Женщины, которые считают, что феминизм не нужен

Потому что у них все хорошо, и лично они ни с чем подобным не сталкивались. Моя хата с краю — новое прочтение. Отрицание, неосознавание, внутренняя мизогиния — три столпа этой хаты.

Допускаю, что совсем прям унижение и жесткую дискриминацию испытывали не все. Но сексистские шуточки и снисходительное отношение коллег («ну ладно, ты же девочка»), например, точно было. Это то, что составляет бытовой сексизм.

Дьявол в мелочах. Можно делать вид, что мелочей нет, и вокруг не бурлящая лава, а какой-нибудь красивый десерт, но от этого все равно не перестанешь перебираться, прыгая с камня на камень и чуточку напрягаясь внутри.

Deceive Inveigle Obfuscate. Мужчины, которые считают, что феминизм не нужен

Выросли в атмосфере принятия себя, довольно прямолинейных и недвойственных требований общества к своему образу и поведению, и им кажется, что все на своих местах просто из-за того, что в их личном опыте было только так.

Но даже в относительно благополучном российском и (еще уже) московском (еще уже) IT сообществе все не совсем так, как им видится. Самая большая беда «не в клозетах, а в головах». Потому что даже в таком парнике мужчина может сказать коллеге-девушке: «ну откуда в тебе такое (скривившись)… женское». Тру стори. Отличие этого парника только в том, что такой выпад незамедлительно вызвал реакцию со стороны адресата и окружающих девушек, которая, возможно, заставила задуматься над оценкой женского и мужского и сделала мир чуточку лучше.

Вся полемика про «зачем раскачивать лодку, все же в порядке, вон в Ливане — там-то действительно у женщин проблемы» выглядит как попытка сохранить статус-кво. За ней не стоит компетентность, за ней нет знания, в ней почему-то отключается базовая логика, и включается отрицание и пропаганда духовных скреп уровня «а в штатах негров линчуют».

Отрицание проблемы не есть хорошо. Даже если ты проблему не понимаешь, странно не принимать, что она может кого-то волновать. Это относится ко всем дефолтным людям и ко всем проблемам.

Unlisted

--

--