Волчица, поедающая своих детенышей. Краткая история

Мини-сериал о легендарных капитанах Ромы. Часть 1. 1960-е годы — Джакомино Лози.

Oles
AS Roma X
9 min readJan 23, 2019

--

Джакомо Лози | Archivio L’Unita

Если уход Тотти в 2017 году был воспринят как отвратительное пятно на репутации клуба — по высказыванию Bren (прим.пер. — ведущий автор Chiesa di Totti) в начале 2019-го — то и я сегодня чувствую, что эта атмосфера все еще остается. Я просто хочу быть реалистом и расскажу о том, насколько путь Ромы был покрыт язвами на протяжении нескольких десятилетий истории легендарных капитанов.

Начиная с шестидесятых годов, мы не испытываем недостатка в «некрасивых» выходах на пенсию. И не волнуйтесь: в этой серии постов я не буду вам рассказывать о футболистах, игру которых не видел, несмотря на ностальгию по черно-белой картинке.

В шестидесятых я не жил, не говоря уже о том, чтобы поддерживать Рому тех времен. Я просто откапываю забытые и утерянные записи из итальянской Сети, надеясь, что капитанство Даниэле Де Росси не закончится на мученической ноте.

Мне пришлось делать все возможное чтобы накопать как можно больше, цепляясь за каждую нить — которая привела бы меня назад, в то десятилетие. В то время деньги врывались в кальчо, благодаря первой в истории продаже телевизионных прав и открытию доступа для спонсоров. Клубы пытались управлять деньгами (читай: перекачивать средства), выплачивая многим игрокам большие суммы за их появление на широкой публике. Результатом этого стали футболисты, готовые рисковать чем угодно, лишь бы попасть в основу.

В случае с Джакомо Лози — одним из первых людей, введенных в Зал Славы Ромы в 2012 году, — рискованные действия в конечном итоге лишили его мирного прощания с Ромой и стоили жизни товарищу по команде в том же году.

1969 год — последний год Лози (15 лет в Роме, проведено 386 матчей)

Archivio L’Unita

19-летнему Лози не сказали, почему его купили в Рому из Кремонезе летом 1954 года, но это это была не такая плохая идея, как показали последующие 15 лет его карьеры.

Изначально, Лози, будучи в подростковом возрасте фанатом Торино, пережил катастрофу в Суперга, которая унесла жизни того поколения туринского клуба, еще прежде чем он сам начал играть в футбол. Парень, родившийся в Сончино, начинал как медзала в Кремонезе, но после того, как он переехал в Вечный город, успел поиграть на каждой позиции в защите. Правый защитник, центральный защитник, левый защитник, либеро… Вы лишь перечисляете, а Джакомино в футболке джаллоросси — это делал.

Его выступления принесли ему капитанскую повязку в 1960 году, и он вернул веру на футбольное поле. Лози стал первым капитаном Ромы в истории клуба, выигравшим европейский трофей, возглавляя команду на поле в розыгрыше Кубка Ярмарок 1960–61 гг., но статус легенды и прозвище «Сердце Рима» он обрел год спустя в победном матче против Сампдории, закончившемся со счетом 3:2.

Рома была вынуждена играть большую часть игры вдевятером из-за травм, полученных в середине матча, включая самого Лози. Когда в этом домашнем матче на поле остался один защитник — Лози, и стало ясно, что у Ромы катастрофически не хватает людей, 169-сантиметровый спортсмен ушел в тень. Лози, уже давно привыкший к триумфальным заголовкам, в данном матче, казалось, потерял на это право.

Но вот — блестящий пример его борьбы в воздухе с защитником Сампдории — а Лози играл в тот момент уже с травмированной ногой — и после подачи с углового, капитану удается забить мяч, команда добивается победы со счетом 3:2.

386 игр провел Лози в футболке Ромы и в 299-ти из них он выходил в качестве капитана, и только однажды Джакомино получил желтую карточку, единственную за всю свою карьеру — в своей последней игре за «волков» в сезоне 68–69. К тому времени темперамент Лози был уже совсем иным.

Он понял, что конец близится, благодаря новому тренеру Ромы Эленио Эррере; двое мужчин не находили общий язык в раздевалке, и Лози был исключен из стартового состава — его заменил Серджио Сантарини, будущая легенда Ромы, — всего через восемь игр в дебютном сезоне Эрреры у руля Ромы.

[Эррера вывел меня из основы], потому что я много раз бросал ему вызов в раздевалке

рассказывал Лози изданию Pagine Romaniste в 2017 году.

Когда он рассуждал о тактике, я сказал: «Мистер, я не думаю, что мы сможем так играть». А он просто отвечал: «Давайте двигаться дальше, давайте двигаться дальше». Хорошо, давайте двигаться дальше, конечно, но мы должны думать, как организоваться на поле, иначе я останусь в одиночестве на задней линии и у меня будут серьезные проблемы. Я оказывался лицом к лицу с несколькими нападающими сразу, а не с одним человеком, которого нужно было закрывать

И с кем, в конечном итоге, Рома решила двигаться дальше?

Ввиду отсутствия лучшего сравнения, Эррера, скажем, являлся эдаким Моуринью своего времени, и на его стороне в противостоянии с 34-летним Лози был новый президент Ромы Альваро Маркини (неохотно). Эррера мог использовать в качестве рычага свою огромную зарплату как тренера, чтобы проводить нужные ему решения и выставлять 21-летнего Сантарини на поле (который родился в тот же день, что и Лози); Сантарини уже играл под руководством Эрреры в Интере, а затем последовал за франко-аргентинским тренером в Рому.

В итальянском футболе Эррера заявил о себе, выиграв в 1965 году первый требл с Интером, а на протяжении шестидесятых Рома была готова переплачивать за многих звезд с севера в тщетных усилиях принести трофеи в Вечный город. Джон Чарльз продержался в Роме всего один сезон (62–63) после того, как дни славы валлийской легенды прошли в Ювентусе, и Эррера продержится ненамного дольше во время своего пребывания в столице.

Элленио Эррера на тренировке Ромы | Archivio L’Unita

Следующий капитан Ромы, Чиччо Кордова (товарищ Лози по команде в его последнем сезоне) на итальянском футбольном шоу Sfide рассказывал:

Эррера отправился в Рим, имея за плечами прошлое, которое было слишком громким для такого маленького футбольного клуба, как Рома. Как только он был подписан президентом, то начал работать, демонстрируя бесконечную скуку от места, куда попал, вынуждая остальных чувствовать себя неполноценными.

Возможно, историей, которая лучше всего иллюстрирует, насколько Эррера был не в ладах со своими футболистами, является не безжалостное отстранение Лози, а трагическая смерть молодого нападающего Джулиано Такколы в той же Роме образца 1969 года.

Тренер имел репутацию человека, ведущего здоровый образ жизни, иногда, как говорили, Эррера ел дома со своей семьей только хлеб с оливковым маслом, но его профессиональные требования к игрокам были совсем другими. Он привнес в рацион такие ноу-хау, как кофе, смешанный с аспирином, а физические требования, которые он предъявлял к своим игрокам, были, по рассказам, еще более неумолимы, чем печально известные задачи Зденека Земана в Роме три десятилетия спустя.

Но методы Эрреры привели к смерти Такколы, который жаловался на здоровье в предыдущие недели, однако ему все же было приказано поехать на гостевой матч с Кальяри; а ведь молодой итальянский нападающий мог легко пропустить выезд, так как он отбывал 1-матчевую дисквалификацию.

Лози (снизу второй справа) и Таккола (вверху крайний справа) в составе Ромы | Wikimedia Commons

К концу той игры, выигранной в Кальяри, Таккола лежал на массажном столе в раздевалке команды гостей, а затем умер в больнице от осложнений на сердце. Многие все еще негодуют по поводу перечня отпускаемых по рецепту лекарств, которые Эррера использовал в клубе в то время.

Таблетки назывались Levoral

рассказывал Лози в интервью Pagine Romaniste

и [Эррера] сказал, что это витамин. Я никогда не принимал эти таблетки, и всегда избавлялся от них, когда только мог. Мы часто проходили сборы в Гроттаферрате, и там, у входа в отель, стоял своего рода фонтан. И на его дне были все эти таблеточки — игроки делали вид, что берут и съедают их, но на самом деле просто выбрасывали в этот фонтан.

Поначалу может показаться, что Лози с этой своей историей выставляет себя человеком, который все еще, в возрасте 82 лет на момент его интервью в 2017 году, обижается на тренера, который вынудил его уйти после 15 лет игры за клуб. Но потом я увидел запись программы Sfide, на которой сам Эррера рассказывает о смерти Такколы, и стало очевидно, что Эррера — не тот человек, который был нужен команде, когда все разваливалось.

Он был отличным парнем

сказал Эррера перед камерами, когда команда ожидала возвращения тела Такколы обратно в Рим

и мы ждем возвращения, чтобы с памятью о нем достойно завершить сезон. Мы очень переживаем за его жену и двоих детей, с которыми я познакомился в день операции. Выражаем им свои соболезнования, не знаю, что еще добавить.

Кордова поддержал версию Лози в той же телепрограмме Sfide, посвященной Такколе. Лози утверждал, что Эррера услышал стоны Такколы в раздевалке и просто проинструктировал команду, что они должны сесть на самолет до Брешии для следующей игры в четвертьфинале Кубка Италии через три дня. И все же Рома вернется домой, но они приземлятся лишь затем, чтобы оплакать Такколу.

Кроме трагической смерти, собственное окончание карьеры Лози было типичным конфликтом между стареющей легендой, которая не соответствует новым амбициям клуба и тренера. Всего этого было достаточно, чтобы Лози назвал Эрреру «худшим тренером, под руководством которого он когда-либо играл», и «разочарованием».

Эррера удивил меня

объяснял Лози Pagine Romaniste

потому что, когда он прибыл, я полагал, что это специалист высочайшего уровня. Однако, в чем я окончательно убедился к концу всей предсезонной подготовки, он оказался лишь продавцом воздуха. Меня это разочаровало, но у него была гигантская харизма, которая сумела завоевать симпатию многих

Рома завершит сезон 68–69 с победой в Кубке Италии, но осадок от потери Такколы и отстранения Лози — останется. Уже в следующем сезоне Рома под руководством Эрреры закончит на унизительном для себя 11-м месте в чемпионате.

Откровенно говоря, Роме не хватило целостности при Маркини (и последующем президенте Андзалоне), чтобы реализовать амбиции Эрреры. Клуб по-прежнему был сосредоточен на финансовом выживании после растрат в шестидесятых и проблем начала семидесятых годов, продавая юных талантливых воспитанников Ювентусу, чтобы свести концы с концами. В частности, можно вспомнить уход многообещающего полузащитника из команды Эрреры, Фабио Капелло (и это был не последний раз, когда Капелло исчезал в римской ночи, чтобы оказаться в Турине на следующий день).

Тем временем Лози продолжил свою карьеру в местном клубе Тевере Рома в Серии Д, прежде чем окончательно уйти из футбола в 1970 году.

Лози и Де Росси на Open Day 2013–14 | AS Roma Twitter

Вчера я оказался на трибуне 1927 на Олимпико на матче Рома — Сампдория — корпоративной трибуне. Там присутствовали все: спортивные агенты, директора Ромы, директора CONI, политики, родственники игроков, дисквалифицированные игроки, травмированные игроки, женщины, модели и т.д.

Очередь к шведскому столу выглядела так же, как очередь в VIP-комнату. В одном углу стоял маленький пожилой человек. Никто ни разу не сказал ему «привет», никто не узнавал его.

Этот старик видел, как женщины шли перед ним, спрашивая друг друга: «А кто из них Раджа?», Некоторые из проходивших просили сфотографироваться с Дьомбером — фанаты Ромы нового поколения, которые охотятся за селфи, чтобы публиковать их в социальных сетях. И никто не остановился, чтобы поприветствовать старика, который сидел рядом со своим племянником, объясняя игру.

Первый тайм закончился, и вот-вот должен был начаться второй. Я нашел в себе смелость подойти к нему и заговорить. «Синьор Лози, добрый вечер. Для меня большая честь пожать вам руку. Спасибо».

И он ответил: «Это вам спасибо, синьор. Благодарю вас от всего сердца».

От «Сердца Рима»…

Письмо фаната с Romanticamente Calciofili

В следующей части…

Место Лози заняли Франческо Кордова и Серджио Сантарини, чтобы возглавить раздевалку в течение следующего десятилетия. «Чиччо» Кордова считался человеком, заправлявшим в Роме, даже в большей степени, чем бывший президент Маркини и его преемник Андзалоне; новый президент Ромы конфликтовал с Кордовой и Сантарини из-за их амбиций с того момента, как Андзалоне приступил к работе.

Кордова был непростительно бескомпромиссен, его можно назвать Наингголаном своего времени. Но это больше чем просто неудачная аналогия, ибо Кордова спал с дочерью экс-президента.

Брак капитана Ромы с наследницей и актрисой Симоной Маркини повлиял на карьеру Кордовы, заставив переехать того в Лацио и оставить раздевалку в руках Сантарини, которую мы посетим в следующий раз.

--

--