Расцвет Лоренцо Пеллегрини

После непростого начала сезона полузащитник Ромы продемонстрировал значительный прогресс и стал одним из лидеров команды.

Oles
AS Roma X
12 min readJan 25, 2019

--

Снимок Алессандро Саббатини / Stringer

На 46-й минуте первого тайма Рома находится в шоке после пропущенного гола от Болоньи и продолжает атаковать в замешательстве. Удача, кажется, благоволит команде Ди Франческо, когда кросс от Флоренци, посланный из правого угла штрафной и ориентированный на Клюйверта, перехватывается Скорупским, который выходит и левым кулаком отбивает мяч, а тот попадает на ногу Лоренцо Пеллегрини. Находясь в паре метров от ворот, полузащитник Ромы пробивает, целясь под перекладину уже пустой рамки. Однако мяч улетает на беговую дорожку Даль’Ара.

Всего шесть дней спустя этот эпизод практически повторяется в матче против Лацио. Заброс от защиты в направлении Джеко, которого закрывает Ачерби за пределами штрафной, выигрывая борьбу, но изменяя траекторию мяча на противоположную желаемой. Эль Шаарави, Стракоша и Луис Фелипе устремляются к мячу, но из-за неразберихи, он снова оказывается рядом с Пеллегрини, который обрабатывает отскок после вмешательства Касереса, а затем, спиной к воротам, вколачивает мяч пяткой в нижний правый угол ворот, которые уже остались без защиты.

Это был конец сентября прошлого года, и спустя несколько месяцев очень легко определить поворотный момент сезона — а пока и карьеры — Лоренцо Пеллегрини в переходе от первого ко второму. После отличного выступления в дерби, а также из-за травмы Пасторе в этом матче, Пеллегрини стал основным выбором на позицию треквартисты в новой инкарнации 4–2–3–1 авторства Ди Франческо, забив два гола и отдав семь передач в чемпионате и Лиге чемпионов. Затем, после травмы двуглавой мышцы бедра, из-за которой он пропустил чуть больше месяца, и одновременно произошедшего взлета Дзаньоло, Пеллегрини снова стал залогом стабильности в Роме образца 2018/19, независимо от роли, в которой его использует Ди Франческо.

Когда был обнаружен треквартиста

Идея о том, что один матч, один гол или даже одно мгновение может разблокировать развитие игрока, как если бы это был уровень в видеоигре, является увлекательной и, кажется, идеально применима к случаю Пеллегрини, до такой степени, что естественно задаться вопросом, что бы случилось, если бы не произошло этого гола пяткой в дерби. Возможно, есть параллельное измерение, в котором мяч уходит за линию ворот, Рома проигрывает дерби, и Пеллегрини оказывается в нижней части иерархии Ди Франческо, все меньше и меньше выходит на поле для того, чтобы потом быть отданным в аренду какой-то второстепенной команде, и так далее, пока его короткая карьера не выцветает в памяти, и эта самая статья — соответственно — не пишется.

Кажется, сам Пеллегрини тоже осознает, насколько важным был этот момент для остальной части его карьеры: в интервью Gazzetta dello Sport вскоре после матча он сказал, что

если бы мяч не попал в ворота, многие бы меня не простили.

Или, что кажется более очевидным, что он мог преодолеть внутренние барьеры только таким образом. Но, возможно, чтобы объяснить его резкий взлет, было бы более уместно переместиться чуть раньше по времени в дерби, в момент, когда был травмирован Хавьер Пасторе. Если это правда, что поворотный момент для Пеллегрини связан с переходом Ди Франческо к 4–2–3–1, то верно и то, что презентация нового модуля состоялась во время предыдущего матча с Фрозиноне, во время которого позицию треквартисты занимал Пасторе, а Пеллегрини оставался на скамейке в течение всех 90 минут.

В этом смысле история Пеллегрини-треквартисты напоминает историю случайных изобретений, таких как пенициллин, который был рожден путем выделения вещества, обнаруженного в плесени, выращенной в бактериальной капсуле, случайно оставленной открытой бактериологом Александром Флемингом, который делал ремонт в своей лаборатории после праздников.

И все это еще с учетом контекста начала сезона, когда было мало оснований полагать, что Пеллегрини может работать в этом амплуа. До травмы Пасторе Пеллегрини провел на позиции треквартисты в модуле 4–2–3–1 всего две игры в футболке Сассуоло (против Пескары и Ювентуса) в конце января 2017 года, что делало выбор Ди Франческо еще более противоречивым при том факте, что Лоренцо определенно не являлся очевидным кандидатом для этой роли: Пеллегрини был одним из полузащитников, который лучше всего интерпретировал движение, необходимое Ди Франческо в его полузащите в схеме 4–3–3 (которое в прошлом году поставило в затруднение таких игроков, как Стротман и Наингголан); и на скамейке в тот день было два игрока уже имеющих опыт в роли треквартисты, таких как Кристанте и Дзаньоло (не считая Шика, который, в свою очередь, мог заменить Джеко).

Но, пожалуй, самым удивительным является то, как Пеллегрини, кажется, сохранил свою креативность и свой интеллект при работе с мячом даже когда в последних двух играх его ставили на позицию медиано, чтобы освободить место для Дзаньоло в зоне трекварти, а также чтобы частично восполнить отсутствие травмированных Де Росси и Нзонзи.

Рома (и в перспективе также Скуадра Адзурра) теперь может наслаждаться прогрессом таланта, которого ждала, по крайней мере, год, с тех пор, как клуб выкупил Лоренцо у Сассуоло, после того отправлял его в Эмилию набираться опыта. Но как это получилось? У Ди Франческо сработала его блестящая интуиция или это лишь удача? Или же это действительно зависело только от гола в дерби, который укрепил самооценку Пеллегрини, заставив его поднять уровень своей игры?

Тактические причины взлета Пеллегрини

Объяснить тактические причины расцвета Пеллегрини нелегко, потому что, как уже упоминалось, это произошло как во время выступления футболиста в иной роли на поле, так и в период совершенно другой манеры игры самой Ромы. Однако мы можем попытаться порассуждать, начиная с одной из самых его своеобразных характеристик: игры спиной к воротам.

Когда Пеллегрини был в Сассуоло, а его развитие все еще находилось в зачаточной стадии, казалось уже очевидным, что одним из главных его недостатков была игра спиной к воротам. Даже сегодня полузащитник Ромы практически не использует свое тело, чтобы защитить мяч и сделать паузу в игре, чаще всего он пытается играть сложно, двигаясь вертикально, и, по возможности, играя в пас с ближайшими компаньонами или же пробуя идти в дриблинг, пятки и остановки. Это зрелищная игра, очень технически изощренная, но она влечет за собой большие риски, потому что всегда получается очень вертикальный и прямой.

Эта характеристика почти полностью оставалась скрыта, пока Рома не поменяла модуль. Играя в 4–3–3 Ди Франческо просит медзала принимать мяч на флангах, освобождая центр, в то время как вингеры смещаются внутрь, в зону трекварти. Поскольку медзала оказываются закрытыми по краям боковыми линиями и изолированными снаружи, двигаться вперед и вертикально практически невозможно, и Пеллегрини вынужден играть назад или горизонтально.

Движения, требуемые Ди Франческо от Пеллегрини в роли медзала, в матче против Милана на Сан-Сиро в прошлом году.

Это становится еще более явным, когда Пеллегрини играет в схеме 4–2–3–1, но как медиано, где он может чередовать игру сзади и более прямую и вертикальную игру как чистый медзала, но всегда в центральных областях поля, где у него есть больше свободы проявить свою техническую одаренность. Несмотря на это, обязанности организации и создания баланса в этой роли отнимают часть этой свободы, которая позволяет ему проявлять свой талант, — тема, что часто возникает в его интервью. Пеллегрини, кажется, страдает, когда его вынуждают действовать в слишком жестких рамках:

Больше всего мне нравится на позиции треквартисты то, что я не должен слишком много думать о тактических вещах,

сказал он недавно Sky, —

в то время как медиано нуждается именно в этом, нужно действовать с учетом схемы защиты, чтобы обеспечить отсутствие дыр в середине поля, однако и к этому я тоже привыкну.

Пеллегрини, по сути, может решать, как поступать, двигаясь горизонтально через трекварти в зависимости от местонахождения мяча, но всегда в центральных областях поля. Следует также сказать, что Рома Ди Франческо по сравнению с прошлым годом изменила не только форму, но и частично принципы игры, понизив центр тяжести и часто отказываясь от отбора мяча на половине поля соперника, по крайней мере, против самых опасных соперников. Вот почему в текущем сезоне, особенно в первой части, он гораздо больше полагался на переходы от своей половины поля, чтобы добраться до ворот противника, и для этого ему приходилось пробегать гораздо большую дистанцию.

Игра Пеллегрини спиной к воротам идеально соответствует новым потребностям Ромы, которая часто пытается застать соперника врасплох в момент их наибольшей дезорганизации, идя вертикально даже со своей половины. Прямолинейный и вертикальный инстинкт Пеллегрини хорошо сочетается с необходимостью Ромы в переводах мяча вперед не используя длинные забросы, и тем самым полностью полагаясь на прием Джеко, что, однако, может вызвать серьезные трудности, когда защита расположено слишком близко к нему.

В этой роли у меня есть пространство, чтобы играть и получать удовольствие, у меня меньше тактических задач, чем у медзалы. Я полон энтузиазма, мне нравится действовать там, потому что я вижу, что команда хорошо играет

— сказал Пеллегрини Gazzetta Dello Sport на тему свободы на поле.

Пеллегрини, в новой для себя роли треквартисты, отдает на ход Эль Шаарави пас пяткой в дерби.

Следует также сказать, что с присутствием Нзонзи в центре, наряду с Де Росси, риски, связанные с особенностями игры Пеллегрини также уменьшаются, причем француз более склонен идти вперед в случае потери мяча по сравнению с номером 16, который часто остается сзади, прикрывая защиту. С 4–3–3 и Де Росси в роли единственного опорника, потеря мяча в центре поля или в зоне трекварти, чревата расколом Ромы пополам, когда капитан выдвигается вперед, подвергая команду и игрока очень сложным оборонительным смещениям.

Короче говоря, эта вся тактическая архитектура дает Пеллегрини больше свободы, по крайней мере, когда он играет как треквартиста: свободы действий в финальной фазе, но также и свободу совершать ошибки без необходимости нести ответственность за оборонительную прочность всей команды. Конечно, уровень его игры на поле не изменился бы так уж сильно, если бы изменилась его способность выбирать, как и когда выполнять решающие действия, с техническим контролем, который с течением времени становился все более и более стабильным и безопасным. И, возможно, из-за большей ответственности, когда он играет сна месте медианы, виден даже больше его личный рост, который также является техническим, а не только ментальным, в чередующихзя возможностях самой игры и без роскоши иметь возможность совершать ошибки.

Динамичность и интеллект Пеллегрини

То, что тактика используется для того, чтобы дать игрокам наилучшие условия для самовыражения, в целом верно, но это еще более верно для тех, у кого нет таланта или физических характеристик, которые позволяют отдельным игрокам навязывать свою игру и изменять контекст. И чтобы понять прогресс Пеллегрини в новом модуле 4–2–3–1 Ди Франческо, необходимо сконцентрироваться не столько на позиции, на которой он располагается (расстояние между медзалой и треквартистой составляет несколько метров), а скорее на его функции.

Однако, что остается удивительным, так это его производительность даже после возвращения на позицию медиано, в Роме, которая кажется агрессивной и высоко играющей на поле, даже если речь идет лишь о нескольких матчах (с Торино — Пеллегрини в основе, а также предыдущие с Сассуоло и Пармой). Этот аспект его созревания происходит от явного ментального роста, который в меньшей степени касается работы на позициях, а в большей — нового понимания игры, и оно, кажется, помогает ему значительнее, чем просто талант. Пеллегрини сегодня, похоже, принадлежит к той категории игроков, которые видят игру раньше и лучше других игроков, и, похоже, искренне любят более церебральную сторону этого вида спорта.

Меня очень поразил Модрич, когда мы играли против Реала, потому что он всегда первым видит игру, он уже знает, что произойдет дальше, когда получает мяч»

— сказал он Sky.

Это одно из важнейших качеств, которые должен иметь полузащитник.

Игра спиной к воротам, быстро трансформировавшаяся из недостатка в преимущество, является лишь одной из областей, в которых Пеллегрини удалось вырасти, когда технически или физически сильный игрок не смог бы этого сделать. В этом смысле Пеллегрини — очень современный полузащитник, далекий от классического представления об этой позиции, но также и от номера 10. Он не является организатором игры, каким может быть Пасторе, и при этом не является и чистым опорником, просто ему удается сохранять высокий уровень личной динамики, с мячом или без него, и находить баланс между талантом к командной игре и тенденцией вертикально атаковать.

Другими словами, он кажется очень зрелым в выборе, и сегодня редко можно увидеть его необдуманную игру или неправильный выбор в защите.

Как завершенность и динамичность Пеллегрини стали основополагающими для Ромы: здесь он подбирает свободный мяч, защищая его от возвращения Алланом, сразу после вертикали Джеко, плавно завершая создание треугольника с боснийцем на острие. Эпизод завершается переводом налево Эль Шаарави, в общей сложности три касания мяча.

Почти не осознавая этого, Пеллегрини, таким образом, стал одним из ключевых игроков Ромы, человеком, который определяет скорость действий команды. То есть, кто решает, когда вам нужно ускориться, чтобы как можно быстрее добраться до цели противника, и когда необходимо сделать паузу, реорганизоваться с помощью владения и позиционной атаки на половине поля противника. Его современность заключается в том, чтобы сделать это в несколько касаний, с неотъемлемым стилем, во все меньших пространствах. Его влияние на игру под руководством Ди Франческо не всегда проявляется в голах или ассистах, но оно становится все более важным, и это особенно заметно в тех матчах, где Рома играет лучше.

В матче против Сампдории в ноябре прошлого года Пеллегрини послужил триггером для трех из четырех голов, забитых Ромой. Эпизод приведший к голу Шика начинается с одной из его передач (выполненной практически моментально, сразу после обработки мяча), которая позволяет совершить ускорение на левом фланге Эль Шаарави, тот затем вознаградит пасом подключение Коларова, кто, в свою очередь, сделает прострел в центр, где его и замкнет Шик. Затем в активе элегантное открытие справа от Коларова, который отдаст голевую Эль Шаарави, а он сделает счет 3:0 (осталось вне основных моментов). К этому следует добавить угловой удар, который Кристанте переводит на дальнюю штангу, а Жуан Жезус добивает в сетку, потому что Пеллегрини также является одним из лучших исполнителей штрафных и угловых ударов в Роме.

В двух последних матчах лиги Пеллегрини сделал две передачи, играя в двух разных ролях, в совершенно разных игровых и внутриматчевых ситуациях. Сразу после травмы, в Парме, перед перерывом, он напоминал нам о своих качествах почти при каждом прикосновении, отправляя Ченгиза Ундера к воротам дважды за несколько минут, сделав передачу (испорченную Клюйвертом) внешней стороной правой стопы. В прошлую субботу он вывел Эль Шаарави к воротам легким прикосновением внутренней стороны левой стопы, столь же важным, как и точным и эффективным.

У Пеллегрини есть утонченное игровое видение, и иногда кажется, что он может заставить расцвести всю игру одним касанием. У него также имеется богатый технический набор, который, как уже упоминалось, привел его к тому, что он стал одним из ключевых игроков Ромы: 3,5 ключевых передачи за 90 минут (в серии А среди игроков с не менее чем 350 минутами проведенными на поле лишь Луис Альберто может с ним сравниться, а среди 5-ти основных европейских лиг только Пайет, Демирбай и Депай справляются лучше), 2,4 сделаны после навеса или углового. И из 7 голевых передач, которые были сделаны до сих пор во всех соревнованиях, 3 пришлись на стандарты (не считая углового, уже упомянутого против Сампдории, на голову Кристанте).

Прекрасный голевая передача, выполненная в недавнем матче против Торино. Также матч против Виктории Пльзень в Лиге чемпионов на Олимпико дает нам несколько примеров его видения игры.

То, что его уникальность заключается прежде всего в интеллекте, очевидно в ситуациях большей энтропии. Пеллегрини обладает невероятной способностью координировать действия для создания сложных игровых ситуаций за очень короткое время и в очень ограниченных пространствах, а также быстро адаптироваться даже к неожиданному отскоку или внезапному вмешательству противника. Это также свидетельствует о его качествах современного игрока, которые делают игру более быстрой и непредсказуемой.

Наверное, это прежде всего, живой ум — качество, которое оказывается очень полезным также при игре без мяча, при вторичном отборе или для чтения действий соперника. Поэтому он выигрывает 2,3 противостояния в среднем за 90 минут в Серии А: второй после Дзаньоло и Кристанте в Роме, и рядом с такими игроками, как Матюиди (2,4) и Пароло (2,2), просто чтобы упомянуть двух мастеров отбора мяча.

Внутри системы, в которой уровень личной импровизации столь же высок, как и в Роме, Пеллегрини демонстрирует исключительную способность придавать смысл хаосу: когда он ведет свою команду к воротам соперника, понимая вертикальную тенденцию, которая часто расстраивала нападающих Ди Франческо в этом году, или когда необходимо вернуть только что утраченное владение мячом, заполняя пустоту, созданную изменениями в защитной линии. Если подумать, то это — маленький парадокс для игрока, который не сжигает траву, когда бежит, и не покрывает гигантские области поля.

Это может частично объяснить, почему его рост в команде, такой как Рома, в этом году не совпал с эквивалентным ростом в сборной Манчини, который даже в начале своего пути на тренерской скамье Адзурры решил оказать этому игроку большое доверие. Манчини, на самом деле, похоже, хочет сосредоточиться на команде, которая больше стремится к порядку, чтобы создать опасность для соперника благодаря владению мяча в центре поля и к выстраиванию полузащиты, которая пытается доминировать над соперником на его половине. Контекст, в котором Пеллегрини, кажется, становится более нормальным игроком, где нормальность, однако, определена такими игроками, как Жоржиньо, Верратти и Барелла (с которыми, вероятно, у него прямая конкуренция за место в составе).

Но это не значит, что для игрока, чей ум—его лучшее качество на поле, это не будет еще одним лимитом , который нужно преодолеть с помощью постепенного роста. По тому, как играет Пеллегрини, кажется, что он опытный игрок, но де-факто парню всего 22 года, чья карьера на высоком уровне началась лишь два сезона назад. Мы много знаем о Пеллегрини, но такие игроки, как он, всегда знают о нас что-то большее.

--

--