Это перевод статьи Applying Product Marketing Principles to Your Design Portfolio. Автор — Christian Beck.

Применение принципов продуктового маркетинга в дизайнерском портфолио

Vladimir Nikiforov
BehanceRussia
Published in
8 min readJul 12, 2017

--

Меня часто просят просмотреть дизайнерское портфолио студентов, жаждущих заполучить работу своей мечты, и молодых дизайнеров, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице. Хотел бы я прокомментировать каждый из таких случаев, но это займёт очень много времени. Тем не менее мои комментарии сведутся к одним рекомендациям, вдохновленным принципами продуктового маркетинга.

Портфолио — это маркетинг, а ВЫ — это продукт!

Такая мысль дизайнерам обычно чужда (до учебы в Innovate map я тоже так думал). И если вы такие же, как и я, то само слово “маркетинг” вас настораживает.

Я понимаю, и я готов вам помочь! Я упрощу это понятие и объясню, как вы можете (и должны) применять его в работе над своим портфолио.

Если вам кажется, что речь пойдёт исключительно об ошеломляющих и достойных всех наград портфолио, я хочу показать вам скриншот моего портфолио за 2007г.

Полегчало? Отлично.

1. Расставьте приоритеты

Что вы умеете делать, что вы любите делать? Студенты, как правило, запихивают в свое портфолио всё подряд. Из-за страха, что получится мало текста они превращают свое портфолио в меню китайского ресторана.

«Посмотрите на меня, я могу всё!»

Если вы что-то можете, это не значит, что вам стоит этим заниматься. Я могу использовать свой iPhone как подставку для пива, но вряд ли Тим Кук расценить это как хорошую идею.

Тактика

  • Если вы не станете делать что-то на заказ, не пишите об этом в своем портфолио;
  • Оставьте свои увлечения при себе, если вы не собираетесь применять их в своей ежедневной практике.

2. Упростите восприятие

Словоохотливость (да, есть такое слово!) убивает продуктовый маркетинг, но также она может убить ваши шансы устроится на подходящую должность. Когда вы описываете свой проект, вы только о нём и думаете. Подчас сложно устоять и не начать расписывать каждую деталь.

А ещё сложно устоять и не рассказывать всем о своей методологии. Сопротивляйтесь! Рекрутеры уже сто раз читали нечто подобное, если вы многословны, вашу работу скорее всего пропустят.

Ёмкий проект как глоток свежего воздуха, когда просматриваешь десятки разных работ. Представить такой проект — в ваших интересах.

Запомните: Если ваше портфолио увлекает, у вас будет возможность детально рассказать о нём при личной встрече.

Тактика

  • Определите, какие три вещи вы хотите передать через каждый проект, и удалите всё, что не поддерживает эту цель. Для одних проектов выберите дизайн, а для других подчеркните важность исследований;
  • Сформулируйте 2–3 предложения про развитие своего проекта.
2011г. Это страница, в которой я показывал свою методологию исследования. Мне никогда не платили за другие исследования. Слишком многословно.

3. Используйте правильное средство

Сейчас кто-то из вас явно думает: «Все портфолио должны быть созданы на HTML/CSS. Никаких шаблонов. Никаких конструкторов сайтов».

Чушь собачья!

Создавайте своё портфолио при помощи удобных для вас средств.

  • В далеком 2007 я неплохо шарил в Flesh и Illustrator, так что там я своё портфолио и создавал;
  • В 2012, когда я его переделывал, я использовал InDesign и экспортировал файл в PDF. Это не вызвало вопросов! В конце концов я не претендовал на позицию фронтэнд разработчика.

Ваш выбор средств должен быть основан на том, как вы намереваетесь захватить свою аудиторию. Конечно ничто не сравнится с сайтом, который находится в постоянном доступе, но и это не всегда хорошо.

По своему опыту скажу, что я обновляю своё портфолио, когда ищу работу. В результате меня не беспокоило наличие общедоступного веб-сайта.

Если посмотреть на сильные стороны различных средств, то:

  • Medium.com — Создание портфолио на этой платформе даст вам широкий охват в пределах вашего сообщества. Кроме того, у потенциальных работодателей будет простой и быстрый доступ к другим вашим работам по ссылке на вашу учетную запись. К тому же вы не будете чрезмерно заниматься форматированием, так как Medium предоставляет не много возможностей для изменения внешнего вида. Главное тут — содержание.
  • Личный сайт — Если вы хотите показать свои навыки в HTML/CSS/JS, то во что бы то ни стало, используйте этот метод. А если вам это не интересно, не бойтесь использовать конструкторы сайтов или хостинговые платформы вроде Squarespace. И помните, идейное содержание всегда важнее используемых технологий. Предпочтительно, чтобы сайт был доступен онлайн (нежелательно для тех, кто размещает личные проекты);
  • PDF — Мне больше всего нравится этот вариант,так как можно использовать любой графический редактор и экспортировать файл в необходимом формате. Также вы можете устанавливать даты истечения срока действия и задавать пароль для доступа к просмотру. PDF-файлы особенно подойдут тем, кто хочет обновлять своё портфолио только по необходимости.

Тактика

  • Создавайте своё портфолио в наиболее удобном для вас приложении;
  • Определите какими инструментами вам удобнее всего пользоваться и выберите наиболее подходящее средство для демонстрации своих умений и выполненных работ.

4. Наведите лоск

Вы когда-нибудь видели рекламу автомобиля, в которой он был бы грязным? Грузовики не в счет.

Подумайте, как часто вы видели в рекламе ситуацию, в которую попадали в жизни? В смысле… вы когда-нибудь видели в живую бургер, хоть отдаленно напоминающий рекламу McDonald’s?

А теперь посмотрите на своё портфолио. Разумеется вы хотите добавить сканы ваших набросков, чтобы показать что вы умеете рисовать, а возможно даже зарисовки на белой маркерной доске, чтобы показать как вы умеете работать в команде. Но если я что-то и понял за годы просмотров дизайнерских портфолио, так это то, как я ненавижу каракули!

Скетчи — это хорошо. Держите их подальше от своего портфолио, в скетчбуке или повесьте на холодильник.

А как же макеты?

В этом вопросе я могу выделяться на фоне других дизайн-менеджеров. Я думаю, что отполировать свою работу — прекрасная идея, особенно, если вы выполняли её в старших классах. Если вам неловко, возьмите работу и создайте несколько интеграций, которые её улучшат. Во время учебных проектов, как правило, нет времени на то, чтобы довести работу до ума. Если вы считаете проект достаточно сильным для того, чтобы включить его в своё портфолио, то он должен производить верное впечатление. Почистите ему ботинки и погладьте ему галстук!

Один скрин-шот акцентирует внимание, показывая, что тут есть на что посмотреть.

Тактика

  • Выберите один-два проекта;
  • Добейтесь того, чтобы ваши проекты действительно сияли (посмотрите как организованы фото в Dribbble или это делают отличные маркетинговые сайты, такие как Stripe);
  • Отредактируйте свою работу, обращая внимание на каждый случайный пиксель и опечатку.

5. Оставьте геройские сказки при себе

«Я часами проводил интервью, а затем в течение нескольких выходных я работал сверхурочно над этим проектом, создав 359 ключевых идей и экспортировав более 624 экранов. От начала и до конца я провел 120 часов, работая над этим проектом».

Послушайте, всем пофиг.

Я презираю продуктовые компании, когда они начинают рассказывать сколько они вложили в свой продукт. Это данность, и я надеюсь, что вы потратили на него необходимое количество времени.

Вместо этого расскажите мне, что вы делаете хорошо, что вы узнали, и что вы будете делать по-другому. Но, пожалуйста, избавьте меня от доказательства работы! Все факты не по делу (про вас например) отвлекают меня от вашего продукта.

Другая причина избегать такого описания — это то, что оно указывает на то, что вы ставите время выше качества. Я опущу свою напыщенную речь о том, как губительны «усилия героя», достаточно сказать о том, что этим не стоит хвастаться. Во всяком случае, рекрутер хочет услышать, что вы сможете повторить свою восхитительную работу быстрее, чем другие кандидаты.

Тактика

  • Удалите все описания часов, потраченных на вашу работу. Всё просто.

6. Найдите свой голос

Бренды и продукты имеют голос. Некоторые уверенны, как Apple, другие необычны и веселы, как Slack. Подбирайте слова в своём портфолио также тщательно как вы подбираете проекты, пишите кратко.

Помните, как мы убирали информация о ваших увлечения и внеклассные занятия? Ваша личность должна угадываться через ваши слова, а не благодаря информации о том, что вы были членом команды по квиддичу.

  • Если вы необычный, будьте необычным! Если вы хотите звучать естественно, тогда посмотрите, как необычные бренды это делают.
  • Если вы хотите звучать профессионально, но не самоуверенно, посмотрите как Apple излучаетуверенность через своипродукты и рекламу.

Тактика

  • Изучайте компании и писателей, чей стиль вам близок или отражает вашу личность.

7. Расскажите историю

Лучшие бренды всегда рассказывают истории. Nike практикуют это годами. Вам не нужно писать «Улисса» только для описания мобильного UI-проекта, который вы сделали во время учебы. Но вы можете (и даже должны) вовлечь меня в путешествие.

Журналисты пишут огромные статьи, которые держат ваше внимание на протяжении — вдох — эссе в 4000 слов. Таким же образом вы можете вовлечь людей в свои истории.

Стандарт для описания дизайнерских проектов (для дизайнеров и агентств) заключается в том, чтобы писать как спортивный комментатор или судебный стенографист:

«Сначала мы опросили двух человек в возрасте до 25 лет.

Потом мы вернулись в общежитие и начали конструировать паттерны поведения пользователя.

Затем мы проанализировали наши исследования… Хр-р-р-р Скука!

Расскажите мне основные детали и добавьте «изюминку», введя эвристический момент(можете их даже выдумать).

Пример:

«Два раунда мозгового штурма привели нас к идее, которая может привлечь внимание к нашему приложению «Uber для собак»».

Вместо:

«Затем мы провели два раунда мозгового штурма. В первом раунде мы взяли своих собак в специальный парк поиграть. Во втором раунде…»

В первом примере есть эвристический момент, в то время, как второй читается как научное наблюдение.

История, рассказанная в вашем портфолио, должна увлекать читателя. Это почти гарантирует, что рекрутеры захотят услышать больше.

Тактика

  • Если вы упоминаете методы, используйте их для поддержания повествования, но не акцентируйте;
  • Сделайте заметки о методах, которые вы использовали, чтобы быть готовым рассказать все детали на собеседовании.

8. Создайте несколько вариантов портфолио для разной аудитории

(Техника для продвинутого уровня)

Хороший продуктовый маркетинг создает сообщение, ориентированные на нужную аудиторию. Так же, как и в сопроводительном письме, в вашем портфолио могут быть элементы, которые лучше подходят для разных работодателей.

  • Для проектной позиции лучше выделить проекты, ориентированные на процесс;
  • Для стартапа следует подчеркнуть вашу универсальность.

Вы можете также посчитать нужным выделить разные детали проектов в зависимости от специфики компании. Если вы собеседуетесь на позицию исследователя и дизайнера, возможно стоит иметь версию портфолио, в которой вы демонстрируете, как вы разрабатываете приложение «Uber для собак», и свою способность создавать дизайн.

Тактика

  • Основная: Создайте больше проектов, чем собираетесь демонстрировать и показывайте только наиболее релевантные для позиции на которую вы претендуете;
  • Продвинутая: Создавайте проекты и портфолио для каждой отдельной вакансии, на которую вы претендуете.

Краткий итог + Пример

Если вы будете следовать этим 8ми принципам продуктового маркетинга, я вам гарантирую, что вы найдете работу своей мечты, утроите свой заработок и уйдете на пенсию до 40.

Хаха… шучу… ещё вы должны хорошо делать свою работу.

Однако, я могу вас заверить, что вы покажете лучшую версию себя перед потенциальными работодателями. И это существенно повысит ваши шансы быть замеченным и пройти собеседование.

Это не был бы эффективный экспресс-курс по планированию портфолио, если бы я не предоставил пример проекта. Вот что я собрал, используя все советы, которые мы только что обсуждали.

Пример проекта

Проект: Почтовый клиент для планшета
Целевой пользователь: руководители и другие сотрудники C-Suite
Цель: упрощение обмена электронной почтой, оптимизация скорости и производительности
Роль: UX и визуальный дизайн

Наше исследование показало, что многие руководители не являются технически подкованными, они слишком заняты, чтобы заботиться о звуковых оповещениях в большинстве приложений электронной почты. Используя эту особенность, я оптимизировала коммуникационный процесс, удалив весь ненужный функционал, чтобы целевые пользователи могли оставаться более сосредоточенными и уверенными при взаимодействии с клиентами.

Почему это работает:

Лаконично, но подробно. Организовано, но непринуждённо.

  • Я могу точно сказать какую роль в этом проекте сыграл кандидат, несмотря на то, что он был частью команды;
  • Я вижу, что кандидат проделал большую работу, так как он не стал вставлять «loremipsum”, представил точное описание потенциального пользователя, для которого разработано приложение, и задал для меня вполне конкретный сценарий.
  • Этот кандидат делает провокационное заявление о том, что многие руководители не являются технически подкованными (я готов с этим поспорить), но это цепляет моё внимание и я хочу узнать об этом побольше.

Над переводом работали: Варвара Новожилова, Юлия Булгакова.

Специально для сообщества Behance Russia.

--

--