Украинцев блокируют на криптобиржах: как с этим бороться

Nataly Drik
Blockchain Association of Ukraine
6 min readOct 5, 2020

На фоне того, что ряд платформ и приложений стали не доступны украинским пользователям в 2020 году, Блокчейн Ассоциация Украины (bau.ai) начала исследование причин, последствий и способов решения этой проблемы. Общий вердикт: кейсы разные, но с новыми правилами регулирования рынков виртуальных активов по всему миру украинской стороне необходимо быть проактивной, чтоб защищать свои свободы и не допустить цепной реакции других бирж вслед за Bittrex (чей кейс мы рассмотрим ниже).

Хоть стартом исследования послужил анонс о приостановке обслуживания украинцев платформой Bittrex, начиная с 24.09.2020 г., на тот момент уже был ряд платформ, которые по тем или иным причинам не предоставляют услуги нашим гражданам. А именно:

  • Coinbase (США и Великобритания) — сервисы платформы доступны в 102 странах, но не в Украине;
  • Gemini (США и Великобритания) — сервисы платформы доступны в 56 странах, но не в Украине;
  • Bitflyer (Япония) — Сайт биржи недоступен с украинского IP;
  • Korbit (Южная Корея) — Сайт биржи недоступен с украинского IP;
  • Mercado bitcoin (Бразилия) — Сайт биржи недоступен с украинского IP;
  • Coinfield (Канада) — сервисы платформы недоступны в Украине;
  • Bitso (Мексика, Гибралтар) — сервисы платформы недоступны в Украине;
  • Kraken (США) — украинцы могут пользоваться большинством сервисов биржи, включая мобильное приложение. Мало того, интерфейс платформы переведен на Украинский язык. Но запрещено торговать фьючерсными контрактами на криптовалюты, которые представлены на сайте https://futures.kraken.com;
  • BitMEX (Сейшельские острова) — украинцам доступны все сервисы платформы, но при этом мобильное приложение BitMEX Mobile недоступно в украинском apple appstore. В то же время, оно доступно для загрузки в 147 других странах.
  • coinlist.co — в полиси красиво сформулированно кто может быть пользователями. Без черного списка. Из практического : Россия не будучи в списке может пользоваться, а Украина нет.

Причина 1. НЕСТАНДАРТНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ “УКРАИНА”

Украина имеет ряд специфических особенностей в регуляторном финансовом поле, которые связаны с советским наследием и многолетним нежеланием приводить свое законодательство в международный формат свободного движения активов. Наша закрытая и часто бумажная система мешает развитию фондового рынка и других инструментов финансового мира. Сложней всего приходится криптовалютной сфере, поскольку сейчас проходит её сближение с классической финансовой средой. И проходит оно не так гладко, как хотелось бы. Этому подтверждением есть последние правила регулирования в Евросоюзе — валютный союз приравнял криптовалюты к финансовым активам.

Но то, с чем приходится сближаться в Украине, — тот еще вызов. И без криптовалюты международные финансовые игроки не понимали в полной мере, как работать с Украиной. Только вот со стороны Украины активность была достаточно пассивная, либо она проводилась в тени. Мы сегодня и так миримся с тем, что у нас почти нет рынка ценных бумаг, деривативов, и других финансовых инструментов, а также с тем, что по каким-то причинам наше государство делает все, чтобы наши деньги остались здесь в Украине и мы не имели доступа к иностранным страховым, кредитным, торговым инструментам.

Но когда появилась криптовалюта, и мы начали ею пользоваться в невероятных масштабах, мы наконец поняли, что за право полноценно, без ограничений пользоваться этим инструментом, нам действительно стоит бороться.

Причина 2. АННЕКСИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ

У ряда платформ в соглашении сформулировано приблизительно так:

““Prohibited Jurisdiction” means any of: Cuba, Democratic People’s Republic of Korea (North Korea), the Government of Venezuela, Iran, Pakistan, Syria or Crimea (a region of Ukraine annexed by the Russian Federation)”

Это значит что, чтобы выполнить требования санкционного списка и не подвергнуть риску свою лицензию, платформе необходимо убедиться, что пользователь не из Крыма. Не разбирая, украинец он или нет. Если прояснять все нормами международного публичного права, то имея дело с резидентами Крыма, как резидентами аннексированной территории, любая иностранная компания рискует вступить в отношениями с юрисдикцией, которая de jure не признана правительством страны, в которой работает криптобиржа вроде Bittrex. А это значит, что поскольку твой контрагент из территории ad hoc, которая не признана субъектом международного права, то заключать договора и вступать в деловые отношения с таким контрагентом нельзя.

Следует сказать, что формулировка в соглашении, которая ограничивает доступ пользователей из Крыма к предоставляемым сервисам присутствует и в ряде других платформ, а именно: Bitfinex, Bitmax, Bybit, FTX, Gate.io, Poloniex, и без совместной работы над этим вопросом: юридическими, политическими пояснениями, а также, возможно, техническими предложениями от украинской стороны, последующий сценарий может быть такой, как и у Bittrex. Украинцев выдворят с этих площадок.

Этот вопрос из стадии наблюдения и плоскости украинского комьюнити мы вынуждены перенести на межгосударственный уровень. А чтобы получить позитивный результат нам стоит не игнорировать проблему, а пояснить мировому бизнесу как работать с нашей юрисдикцией. Юрисдикцией, у которой аннексировали часть территории, против которой многие государства ввели санкции, что теперь безусловно сложно переваривать иностранным юристам из сферы бизнеса. Им куда проще просто лишить всех украинцев доступа на свою платформу.

Мы должны разъяснить (и желательно сделать это на государственном уровне), что ограничения, вводимые в качестве международных санкций для аннексированных территорий по определению не должны негативно отражаться на остальных граждан Украины, создавать для Украины как государства в целом имидж “проблемной юрисдикции”.

Причина 3. FATF

Эта причина потенциально существует, но может возникнуть только в будущем, при условии если ничего не делать по выполнению требований FATF и борьбе с отмыванием денег на всех финансовых рынках, включая рынок криптовалют.

Украина начала медленно, но предпринимать шаги в сторону международных рекомендаций по борьбе с отмыванием средств. В декабре 2019 года государством в целом принят новый закон, посвященный борьбе с отмыванием денег, куда включены и виртуальные активы. В июне и в сентябре 2020 года наконец был доработан и в парламент внесен проект закона о виртуальных активах, целью которого является выполнение требований международного сообщества в направлении легализации рынков виртуальных активов. Готов ко внесению в парламент также и проект налогового закона, который позволит открыто декларировать свою деятельность, связанную с оборотом криптовалют, платить налоги с прибыли, а значит — вывести из тени весь рынок.

Однако всего сделанного недостаточно, пока эти законопроекты не приняты парламентом, не вступили в силу и не начали работать.

Причина 4. КЕЙС “ФЬЮЧЕРСЫ”

Наше инвестиционное и финансовое законодательство устарело и не соответствует прогрессивному американскому, европейскому, азиатскому, где резиденты не ограничены в праве инвестировать как внутри своей страны, так и за ее пределами. До 2017 года мы вообще не могли инвестировать за границу без наличия специальной индивидуальной лицензии от НБУ при каждом таком инвестировании. Последние несколько лет государство пытается мелкими шагами позволить нам вывести деньги из страны, чтобы инвестировать в иностранные активы, однако мы ограничены как в объемах инвестирования лимитами, так и в активах, в которые мы можем инвестировать.

Да, гражданин Украины сегодня может инвестировать до $100 тысяч/год в иностранные ценные бумаги и только через иностранного брокера с полноценной лицензией. Но купить криптовалютный фьючерсный контракт пусть и у регулируемого иностранного субъекта, но с лицензией и видом деятельности, который еще не признала наша украинская комиссия по ценным бумагам или наш центральный банковский регулятор, мы пока не можем.

Как и PayPall не дает нам пользоваться всеми своими инструментами, зная о наших внутренних законодательных ограничениях на безлимитное и свободное размещение средств на иностранных счетах, так и сервисы фьючерсных и иных платформ, торгующих финансовыми инструментами, недоступны для нас.

Фьючерсные контракты Кракена — продукт английской регулируемой Управлением по финансовому надзору Великобритании (FCA) компании Crypto Facilities Ltd, которая является MTF (Multilateral Trading Facility), то есть многофункциональной торговой платформой. Такой субъект финансового рынка в нашем законодательстве только недавно нашел себя в украинском законе о рынке капиталов. Вступит в силу большая часть этого закона только с 1 июля 2021 года, и должно быть проделано еще много регуляторной и законодательной работы на украинском финансовом рынке, чтоб мы могли свободно инвестировать в “такое” как в Украине, так и за рубежом. Потому “такое” пока недоступно для украинцев в мире.

КАК НЕ СТАТЬ PERSONA NON-GRATA

Случай с Bittrex заставил нас задуматься о том, что только активное сообщество сможет добиться того, чтобы интегрировать Украину в глобальное финансовое и криптовалютное пространство. Никому другому это просто ненужно. До недавнего времени финансовое комьюнити было менее амбициозно, чем у наших соседей из Грузии, Казахстана, России, Польши.

Потому, столкнувшись с тем, что нас не хотят видеть как пользователей на ряде платформ, мы поняли, что пора разобраться с тем, почему нас, настолько любящих, согласно недавнему отчету Chainanalys, криптовалюту, не жалуют на некоторых иностранных площадках. И блокчейн комьюнити приходится узнавать какие же тому причины как снаружи, так и внутри страны. И самим предлагать пути решения проблем.

  1. Нестандартная юрисдикция Украина — уже принято ряд новых законов, которые через год вступают в силу и картина улучшится. Но этого не достаточно, для того чтоб работать в мире свободного движения капиталов. Нужно любые реформы в этом направление делать, основываясь на принципах этого движения, а не метриках рисков, которые могут навредить экономике. Необходимо внедрение европейских финансовых инструментов, включая те же криптовалютные фьючерсы, с целью расширения торговых и инвестиционных возможностей для украинцев.
  2. Аннексированные территории — тут возможен очень широкий спектр действий. И это задача, а не проблема.
  3. FATF — показатели борьбы с отмыванием денег у нас пока как у государства не самые высокие, и это наша основная проблема сейчас, которая должна быть решена путем скорейшей легализации оборота криптовалют и вывода всего рынка из тени на новый уровень.
  4. Фьючерсы — у нас в целом очень мало специалистов которые понимают как работать с классическим финансовыми инструментами. И надеемся от нашего комьюнити мы вырастим армию акул этого рынка. Правда учиться необходимо будет через наши иностранные компании ближайший год.

--

--