Как ищут потерянные шедевры Фаберже?!

Николай Камнев
BloGGing in Russia
Published in
5 min readJun 6, 2015

Как бы кто ни относился к Википедии, но даже неполное или поверхностное знание куда лучше его отсутствия. И та же тема яиц Фаберже раскрыта в ней достаточно хорошо (ссылка): рассказывается и история яиц, и то, что была императорская линейка и — не-императорская (яйца были у иностранцев, у дочери владельца ленских приисков Кельха, у Юсуповых). Всего императорских яиц — 54, из которых на настоящий момент неизвестно местонахождение (некоторых и внешний вид) восьми.

Лекция, которую мы вчера слушали в музее Фаберже на набережной Фонтанки, читалась представителем галереи Wartski — компании, которая торгует предметами старины и яйцами, в частности. Лектор McCarthy сразу сказал, что разговор пойдет о тех яйцах, которых нет.

- Это будет в чем-то буддийская лекция, — сказал он на английском. И переводчица перевела. Потом он начал говорить дальше, а я сделал запись вот в этот твиттер (ссылка). Это очень удобно, когда лекции с переводом — у тебя всегда есть достаточно времени, чтобы сделать запись. Так что в твиттере по ссылке есть много всего, а я расскажу о том, как нашлось одно вполне конкретное яйцо из императорской коллекции — яйцо 1887 года. Яйцо, которым долгое время считалось другое (на фото). Но McCarthy рассказал, каким образом удалось доказать, что яйцо, считавшееся произведенным в 1887 году на самом деле оказалось выполненным в 1895-м. Вот тогда и встал вопрос — а где произведенное в 1887-м и какое оно вообще?!

Яйцо это было отправлено императору Александру III в 1887 году из мастерской Фаберже и подарено императрице Марии Фёдоровне на Пасху того же года. Оно хранилось в Аничковом дворце вплоть до революции 1917 года. Последнее документальное свидетельство о местоположении яйца было написано в 1922 году, и в нём сообщалось, что оно находится в Оружейной палате Кремля. В 30-е годы оно было продано. Или — украдено ранее, теперь об этом уже не узнать.

В 70-е годы прошлого века в архивах была найдена фотография, сделанная около начала ХХ-го века в особняке барона фон Дервиза на Галерной (сейчас там театр оперы). Фото это запечатлело выставку яиц Фаберже, устроенную там. И специалисты увидели, что одно яйцо в этажерке — неизвестное.

Предположили, что этот “самозванец” и есть утраченный экземпляр. Но больше о нем не было известно вообще ничего долгие годы. Пока не произошло чудо…

…в конце 2000-х некие Анна и Висент Палмади обнаружили, что в Нью-Йорке 6 и 7 марта 1964 года в галерее Parke Bernet данное яйцо выставлялось как лот с номером 259.

Это свидетельствовало о том, что яйцо существует в наши дни и находится в одной из частных коллекций. Были подняты архивы и журналы этой галереи, но в записях о продаже лота значилось “покупатель остался анонимным”. Все. Тупик.

Непоследственно занимавшийся поиском яйца McCarthy не нашел ничего лучше, как дать объявление в The Daily Telegraph безо всякой надежды на результат.

Какое же было его удивление, когда через несколько месяцев, в обеденный перерыв, в их офис пришел человек в старых джинсах и показал несколько фотографий, снятых на iPhone и распечатанных. На этих фото было ОНО: яйцо 1887 года.

Уже на следующий день McCarthy с хозяином яйца летели в Чикаго, а потом долго ехали по среднему западу США. За это время хозяин рассказал, что нашел яйцо на… блошином рынке, где купил его за 14 тысяч долларов.

Пытаясь продать его за 14 200–14 300 он столкнулся с тем, что покупателей не находится и тогда он набрал описание этого яйца в Google, где и наткнулся на объявление. Прочитав которое, потерял сознание. А очнувшись — купил билеты в Лондон. Это был первый случай, когда он выехал за пределы США.

К яйцу у парня был даже чек от продажи того на аукционе в 1964 году: купившая его женщина умерла и ее вещи родные продали на “гаражной распродаже”. Так яйцо начало свой путь по блошиным рынкам.

Удивительнее всего, что не пострадал ни один камень, ни сюрприз — работающий часовой механизм от Vacheron Constantin. Только на корпусе было несколько царапин: при перепродаже американцы убеждались — золото ли?!

McCarthy не рассказал, ни за сколько галерея выкупила яйцо у парня, ни — за сколько они продали его в частную коллекцию. Уточнил только, что по оценке специалистов яйцо стоило никак не меньше 24 миллионов фунтов стерлингов, что почти 50 миллионов долларов США. Но деньги эти вообще никак не изменили жизнь парня со среднего запада, который даже детям своим не рассказал о том, что это — именно он нашел яйцо.

Во время лекции McCarthy обмолвился о том, почему на Западе есть подобие культа Фаберже. Потому, что семья Романовых — это очень по-голливудски: романтическая фигура императора, красавицы дочери, несчастный больной наследник, подозрительная фигура жены и абсолютный демон в виде Распутина. Это для них такие образы, они словно даже не все верят в их реальность.

Что же касается того, что явилось ложкой дегтя во всей этой истории — он посетовал, что премия ему не зависела от стоимости находки. Англичанин… А я вспомнил как он рассказывал о том, как вывозил купленное яйцо и подумал — радоваться надо, что живым ушел.

Из зала был вопрос о том, законен ли был вывоз этого предмета из США?! Он смутился немного и рассказал, что для вывоза была применена какая-то прецедентная схема с якобы поручительством… Все как у людей, короче.

Что же касается следующего яйца, которое скорее всего будет обнаружено — им должно быть яйцо0несессер с 13-ю предметами. Но это будет еще одна история. Надеюсь. Ходите на лекции…

Originally published at kamnevn.livejournal.com.

--

--