Как рождался “Чебурашка”

Пока российский неравнодушный сегмент интернета обсуждает неожиданного «Чебурашку», я спокойно расскажу о том, что именно вчера происходило в Совете Федерации относительно «закона о блогерах»

Николай Камнев
BloGGing in Russia

--

Пока неравнодушный сегмент интернета обсуждает «национальный интернет «Чебурашка», закон о блогерах и продолжает, не без разжигания страстей со стороны совестливых СМИ, уверяться, что «за всеми придут», расскажу о том, как именно происходило в Совете Федерации обсуждение поправок в закон «Об информационных системах…».

Законодательная процедура устроена так, что прошедший три чтения в Государственной Думе законопроект вносится на рассмотрение Совета Федерации. И до рассмотрения на пленарном заседании он обсуждается на профильном комитете. Где, собственно и происходят все жаркие дебаты, которые в свое время имел ввиду Борис Грызлов, заявивший, что «парламент не место для дискуссий». И был прав: на пленарных заседаниях уже принимается решение и задаются принципиальные вопросы — для дискуссий есть работа в комитетах.

Профильным комитетом по «закону о блогерах» является Комитет по законодательству. В который еще за несколько дней до рассмотрения закона пришла бумага от председателя Совета по правам человека, адресованная Валентине Ивановне Матвиенко. Которая гласила, что закон вообще никак не учитывает трансграничный характер интернета и много еще всего отрицательного несет. А еще там была просьба закон не принимать. Потому, что принимать его нельзя. И чтобы эти мысли донести более конкретно г-н Федоров пришел на заседание Комитета лично.

Суть его претензий была четка и конкретна. Более того, все без исключения они были справедливы: закон очень размыв в формулировках — это первое. Второе — описание «блогера» как владельца площадки/сайта более чем непонятно. Потом он сказал еще о том, что при подготовке закона было нарушено множество процедурных формальностей и его принятие приведет к выпадающим из бюджета доходам. На основании чего он и просил закон не пропускать.

Мое выступления на Комитете касалось «блогерского ликбеза» по предмету закона. Я рассказал о том, как важно понимать отличие социальных сетей от сайтов в принципе. Потому как социальные сети — это новый интернета эволюционный виток. И то, что сейчас в Совете Федерации происходит — ничто иное как влияние социальных сетей не только на реальность, но и на законно творческий процесс реальности. Сначала соцсети были такими же сайтами, но с создаваемым самими пользователями контентом, потом стали местом общения людей, потом стали менять привычки людей, самих людей и реальность, а сейчас — требуют изменения законов этой реальности.

В данном конкретном случае ценно не только то, что данный закон делает первую попытку ввести в правовое поле понятие «блогер», но и тем, что он поднимает вопрос о разных ролях владельцев сайтов и — блогохостингов/площадок коллективных блогов.

Естественно, что на плечи последних и ляжет множество что работы, как по сбору/обработке данных, так и по разделения популярных блогов по принципу существования за ними живого блогера, либо — отсутствия такового. И это далеко не все еще. Понятно их возмущение и нежелание. А очистка от ботов чревата еще одним последствием — падением нарисованной посещаемости с популярностью. На данном этапе это касается таких отечественных продуктов как Живой Журнал, ВКонтакте и (что важно!) — коллективных блогов изданий (Эхо Москвы, Фонтанка.ру и других), а в дальнейшем — новую регулируемую реальность и прозрачность нельзя будет не учитывать как при разработке новых приложений, так и для работы со СМИ.

Я готов был много о чем говорить. Даже таблицу составил — плюсы, минусы и откровенные лапы закона. Плюсов в ней восемь, минусов — три, откровенный ляп — один. Это неверное определение «блогер», для описания которого стоит ввести понятие аккаунт как виртуальное личное пространство или что-то подобное. В любом случае, как человек, непосредственно под закон подпадающий, считаю — закон очень нужен. И тянуть с его принятием нельзя.

Потом обсуждение продолжилось: к разговору присоединились депутат Госдумы, советник Президента и сенаторы, члены комитета. Тогда же и упомянули вскользь Чебурашку. Который оказался единственным, что поняли из обсуждения журналисты, как я могу догадаться. Так рунет получил новый мем дня.

Комитет вынес решение рекомендовать «закон о блогерах» к принятию и во вторник 29 апреля Совет Федерации это решение утвердил — закон будет передан на подпись Президенту, после чего вступит в силу с 1 августа 2014 года. До этого времени в нем исправят спорные формулировки, а первая практика правоприменения позволит в дальнейшем корректировать его, в случае необходимости.

Что изменится теперь для блогеров?! Ответ прост: ничего. Для тех, кто был читаемым блогером не изменится ничего. Много новой работы будет у владельцев коллективных блогов. Но теперь будет законодательный механизм снятия со страниц клеветы или ложной информации, станет меньше грязи и от этого всего интернет только выиграет.

--

--