Как я проходила интернатуру в дизайн агентстве

Dariia Ponomarenko
Chapps Future
Published in
6 min readSep 13, 2018

📌 Задача: найти работу джуном в Одессе

🗃 Вводные данные: закончила курсы веб дизайна в местной школе, нет опыта работы, говорю по-английски с немецким акцентом, количество проектов в портфолио стремятся к нулю

⏰ Сроки: 3 месяца

🎲 Условия: за деньги, не удалёнка, не белые воротнички

ПРЕДЫСТОРИЯ

В Одессе с работой для джунов ситуация напряженная: рынок есть, но маленький. Позиции закрываются HR-рами по знакомым, даже без публикации вакансии в интернете. На курсах нам говорили следующее: хочешь найти работу — пили потихоньку портфолио, ходи на дизайнерские митапы, торгуй лицом, дружи с рекрутерами, но главное — говном не будь.

Дружить с рекрутерами сложно, но можно: они по долгу работы приветливы и легко идут на контакт. Но если по скиллам на позицию ты не тянешь, то тут ничего по поделаешь. Ждать подходящей вакансии можно вечность. С большей вероятностью тебя снова отправят качать скилы в одиночку или на курсы. Похоже, что это замкнутый круг.

К счастью, есть возможность летней стажировки, которую практикуют многие агентства. В отрасли их принято называть интернатурами, которые по сути являются соединением теории и практики. Я решила попробовать свои силы на интернатуре в Chapps.

УСЛОВИЯ ЛЕТНЕЙ ИНТЕРНАТУРЫ

Для того, чтобы подать заявку нужно было заполнить анкету на сайте 忍者 интернатуры: указать свои данные, ссылку на фейсбук и на портфель.

Не знаю, как было в предыдущие годы, но в этот раз мало смотрели на наш бэкграунд. Особое внимание менторы уделили тому, как соискатель смог представить себя в коротком интро, которое подавалось вместе с заявкой. Имея в голове представление о компании, я попробовала написать в их стиле: забавно, но простым и понятным языком.

Ответ мне пришёл в течении недели, из чего я могу сделать вывод, что всё сделала правильно. Моей подруге не ответили вообще. Меня пригласили в офис команды на второй тур. Я не знала, что ждёт меня при личной встрече. На всякий случай, прочитала в интернете про логические задачи на собеседованиях. Ну и тестовое на время была готова делать.

В день X оказалось, что отобрали примерно каждого пятого из подавших заявку. В опенспейсе Chapps собралось больше двадцати человек. Все были с разным бэкграундом и опытом, но одинаково растерянные. Никто не знал, что будет дальше.

КАК ЭТО БЫЛО

Интернатуру курировали фаундер Chappps Дима Чута и дизайнер Вадим Кириленко. Я считаю, что нам повезло с форматом. Было по максимуму практики, а если ты замечал, что провисаешь по теории — догонялся в процессе, но самостоятельно. Chapps на месяц отдали в наше распоряжение свой коворкинг.

Задания оглашались через чат в телеграмме, так что каждый смог работать в своём темпе. Были люди, которые совмещали интернатуру с работой, и поэтому приходили только по вечерам или на выходных. В конце первой недели интерны стали отваливаться: кто-то не смог рассчитать время, кто-то просел по таскам, кто-то не вынес фидбека менторов.

Что сразу стало ясно: в Chapps принято быть максимально откровенным в своих высказываниях. Фидбеки давали, не церемонясь. Да и чувство юмора у ребят жёсткое, так что либо вливайся, либо сливайся.

За время интернатуры мы выучили базовые основы дизайна и композиции, а так же крылатые выражения Вадима: «Та не, это шляпа какая-то» и «Я бы так не делал, но ты Диму спроси».

Спрашивали Диму и ответ почти всегда был арт-директорский: «Мне не нравится». Пробовали в уточняющие вопросы: «А что именно тебе здесь не нравится?».

«Всё. Мне не нравится каждый пиксель», — говорил Дима.

Кто-то из интернов отваливался, кто-то пилил дальше.

Офис очень гармонично вписался в здание 19го века

Теория и практика на интернатуре была грамотно переплетены. По субботам сотрудники Chapps проводили для нас воркшопы: о дизайн-системах, сайтах-конструкторах, иллюстрациях, анимации, типографике и даже рассказали о личной самоорганизации. Остальную часть недели мы работали над реализацией макетов для реальных проектов.

НОВЫЙ ОПЫТ

Во время интернатуры у меня, как и у многих других интернов, случился первый опыт встречи с реальным клиентом. Мы старались вести себя грамотно и не сильно выдать свою неопытность. Радовало, что Дима всё время был рядом: он почти не вмешивался в ход разговора, но я понимала, что в случае чего он подстрахует.

Скорее всего, после разговора с интернами клиент провёл ещё одну беседу с Димой и другими участниками команды Chapps, но нам это было неважно. Нам дали почувствовать свою значимость и проверить некоторые свои теории в личной беседе с клиентом.

На время интернатуры менторы примерили на себя роль наших клиентов, поэтому каждую итерацию дизайна нам приходилось презентовать, как бы «продавая» им. Получалось у нас так себе, так как навыки презентации были не прокачены.

Еженедельный фидбек

Ближе к концу интернатуры высказывание, что: «Хороший дизайн — это не про картинки» стало нам немного понятнее. Дизайнер должен быть в состоянии защитить каждое своё решение по продукту. Если же нет, то как говорит Дима: «В корзину такое решение». На последнюю защиту нас пригласили в святую святых — офис Chapps. Наша задача была защитить перед Димой и Вадимом концепт мобильных приложений, который мы готовили в течении почти трёх недель.

Нам не выдавали сертификатов, потому что интернатура была не о бумажках, а про реальный опыт и человеческое общение. До конца интернатуры дошло пять человек. Примечательно, что двое из них не были одесситами. У меня есть гипотеза, что местные на порядок ленивее и мягкотелее, что обидно. В течении пяти недель менторы давали нам фидбек по проделанной работе, а напоследок попросили от интернов того же для себя. В неформальной беседе мы ещё раз прогнали минувшие недели, поделившись удачными находками интернатуры и моментами, над которыми можно ещё поработать перед следующим набором интернов.

Интернатура длилась больше намеченных четырёх недель. В Одессе был разгар курортного сезона, из-за этого ребята из других городов особенно остро почувствовали добавленное время на своих кошельках. В начале июля менторы объявили, что планируют предложить кому-то из нас оплачиваемый тестовый месяц. Остальные же могут продолжить сотрудничество с Chapps, посвящая проектам столько времени, сколько считают нужным.

Мы ждали решения, и каждый в глубине души думал, что выберут не его. На вопрос: «Каким надо быть, чтобы получить работу в Сhapps?» Дима неизменно отвечал: «Адекватным». Это интересно, потому что если спросить в одесском комьюнити, что за ребята эти Chapps, кто-то неизменно ответит: «странные».

В последние выходные перед объявлением решения по тестовому месяцу я уже потихоньку начала писать план на следующие три. Вопрос в моей голове был такой же как в начале лета: как же всё-таки войти в айти?

Но к счастью, план Б. не потребовался.

ЧТО СЕЙЧАС

Когда мне предложили тестовый месяц, я очень обрадовалась. Сейчас вхожу в работу, пытаясь понять, как устроена внутренняя кухня. В Chapps чувствуется ветер перемен. Мне кажется, что это лучшее время, чтобы входить в процессы. У меня сложилось впечатление, что здесь сотрудникам выдают кредит доверия авансом. Ты либо отрабатываешь его со временем, либо просираешь всё, и с тобой прощаются. Политика в Chapps такова, что каждый может присоединиться к любому существующему проекту, взяться за любой таск, если чувствует, что может принести пользу. Никто не говорит мне, что я джун и что «мне не положено». Чувствуешь, что твои возможности встречаются с потребностями команды — приступай к работе.

Пусть и с условием испытательного срока, но работу я нашла. Поэтому могу считать , что заявленная выше цель достигнута.

Меня обнадёживает то, что люди отсеиваются сами. Может быть, действительно всё в жизни о том, что терпение и труд…Знаю, что другая команда, которая проводила интернатуры по нескольким направлениям практически одновременно с Chapps не взяли к себе новых дизайнеров.

Куда ушли все эти люди? На фриланс? Снова на курсы? Испытывают удачу в столице?

--

--