ДАУ. Дегенерация

Ratibor Shugaev
The Cinema Therapy
Published in
3 min readMay 3, 2020

Вырождение в 8 актах.

Ссылки:

О проекте “Дау” Ильи Хржановского — уникальном эксперименте, 15 годах разработки, 700 часах отснятого материала, реконструкции советского тоталитаризма и тысячах реальных людей, живших в декорациях Института годами.

Онлайн-кинотеатр “Дау”, где можно посмотреть все доступные на сегодняшний день фильмы проекта.

Вступление.

“Дау.Дегенерация” — второй фильм проекта, показанный на Берлинском кинофестивале, но вне основного конкурса, что вполне понятно, хронометраж картины составляет почти 6 часов. Синопсис гласит:

Засекреченный Советский Институт проводит научные и оккультные эксперименты над животными и людьми по созданию идеального человека. Генерал КГБ и его подчиненные закрывают глаза на эротические похождения директора Института, на скандальные дебоши выдающихся ученых и на их жестокие и безумные исследования. Но однажды в лабораторию под видом испытуемых прибывают представители радикальной крайне правой молодежи. Они получают жёсткое задание — искоренить распущенность разлагающихся элементов институтского сообщества, а при необходимости разрушить и стереть с лица земли хрупкий мир секретной советской науки.

“Дегенерация” выглядит скорее экспозицией жизненного цикла отдельно взятого общества, чем последовательно выстроенной историей, вероятно, конвертация этого фильма в формат мини-сериала, было бы более разумной идеей. “Дегенерация” разделена на 8 частей, все они содержат этапы взаимодействия между отличными друг от друга группами людей, именно этому уделен основной массив экранного времени. В отличие от “Дау.Наташа”, Хржановский не фокусируется на мировосприятии от лица какого-то конкретного персонажа, действующих лиц довольно много, часть из них зритель мог наблюдать в “Дау.Наташа”. Сами события происходят приблизительно в 1968 году, история Института близка к завершению, как, гипотетически, близок к финальным выводам и наблюдатель. Остается загадкой, по какой причине режиссер принял решение ставить заключительное многоточие в самом начале знакомства с “Дау”.

Композиционно, эпизоды состоят из экспериментов ученых и их бесед, как в виде лекций, так и в виде диалогов, традиционного распития спиртного и дебоширства, бытового трепа и философского трепыхания, кратких сцен секса и насилия. Происходящее напоминает арт-реалити шоу в записи, нарезанное монтажером как сашими и поданное к зрительскому столу.
Можно предположить: “Дау.Дегенерация” сквозь тропы и тропы, ведет зрителя к пониманию последовательного разрушения аквариумного общества, съедающего себя из-за собственных границ и ограничений, подобная идея обсуждается не раз, но ирония, присущая концу этой истории, заставляет в данном предположении усомниться. Хржановский, в том числе с помощью убийства свиньи в кадре, хочет лишить “Дегенерацию” поучительности и морали, декламируя единственный возможный исход для Института, для любого подобного социума, для СССР: тотальная дезинтеграция.

В остальном, “Дегенерация”, своими методами, конечно, рассуждает о вполне насущных вещах, вроде равенства и отличиях между религией и наукой в контексте веры их адептов. Персонажи много разговаривают, дело ли в хронометраже или чем-то другом, но лексикон, (особенно Максима Марцинкевича, использующего уж совсем типичные для современности словесные конструкции) больше не кажется аутентичным советскому времени, еще один повод раздробить фильм на куски поменьше. Камера менее сосредоточена на деталях, и зрительское восприятие сильно теряет здесь в атмосфере, но Юрген Юргес, как всегда, выжимает все что можно, временами отказываясь от использования стедикама, органично преследуя угугукающую банду радикалов. Во время просмотра, можно поймать себя на мысли о том, что смотрится более дико: неприкрытый правый национализм или предсмертные судороги свиньи, заливающей кровью ковер?

--

--