ДАУ. Смелые Люди

и смелые крысы

Ratibor Shugaev
The Cinema Therapy
2 min readMay 28, 2020

--

Ссылки:

О проекте “Дау” Ильи Хржановского — уникальном эксперименте, 15 годах разработки, 700 часах отснятого материала, реконструкции советского тоталитаризма и тысячах реальных людей, живших в декорациях Института годами.

Онлайн-кинотеатр “Дау”, где можно посмотреть все доступные на сегодняшний день фильмы проекта.

Вступление.

Примечание. В монтаже фильма допущена грубейшая ошибка, фрагмент диалога повторяется дважды. Хочется верить, что это повреждение файла(ов) самого фильма или баг платформы (к слову, сервис сделан весьма посредственно) на стороне сервера/клиента, в противном случае, это недопустимый в современном, тем более полнометражном кино инцидент. Если данная ошибка действительно присутствует в финальной версии монтажа, есть основание говорить о некомпетентности всех причастных к релизу людей, также, есть основание для возврата денежных средств, что разумеется невозможно, согласно пользовательскому соглашению. Зрителю данная оплошность может показаться не существенной, однако в случае коммерческого распространения, подобное неприемлемо. Тайминг ошибки 1.59.56–2.00.08.

“Смелые люди” куда ближе к “Наташа” и “Дегенерация” — спектаклях о борьбе человека с государственно-общественной машиной, чем к “Нора Мама” и “Три дня”, посвященных скорее личным трагедиям. “Дау” возвращается на более устойчивую почву эксгумации ужасов тоталитаризма с привычными собраниями, допросами и перешептываниями за столом. На первый взгляд, месседж прост, повествование следует за физиком-теоретиком Андреем Лосевым, ведущим священную войну против лже-ученых, неспособных объяснить смысл своих исследований. Придав огласке их некомпетентность, Лосев и другие известные зрителю персонажи, начинают довольно часто наблюдать агентов государственной безопасности, арестовывающих опозоренных сотрудников. Через какое-то время, в кабинете для допросов оказывается и сам Лосев.

После традиционно длительного вступления, Лосев представляется зрителю не самой сильной личностью и эта характеристика лишь укрепляется после допроса, однако, унижения и оскорбления, перенесенные престарелым физиком в стенах мрачного кабинета, не смогли склонить его к сотрудничеству с органами власти. Безусловно, последующие манипуляции молодой жены ученого, лишь должны подтолкнуть к выводу: даже слабый человек может оказаться смелым относительно своих принципов. “Смелые люди” позволяют обнаружить неприглядную сторону уже самого “пролетариата”; их лицемерие, склонность к доносительству, пассивность. Но более всего, “Смелые люди” преуспевает в генерации мрачной реальности, в которой разложение уже неизбежно и каждый может потерять голову, горбясь под неумолимостью расправы.

--

--