Я думаю о том, чтобы все закончить / I am thinking of ending things

Ratibor Shugaev
The Cinema Therapy
Published in
3 min readSep 11, 2020

--

Полная опасений, молодая женщина, едет со своим новым парнем на уединенную ферму его родителей. По прибытии, она начинает сомневаться во всем, что, по ее мнению, она знала о нем и о себе.

Source: IMDB

“I am thinking of ending things” кажется, кино о страхе старости, неумолимом ее приближении и как говорится, other stuff. Посреди сумрака бушующей вьюги, Чарли Кауфман сквозь призму персонажей, ведет монолог со зрителем, что-то между самоанализом и исповедью, ведет его как сатирик-интеллектуал без жалостливых рефлексий и самобичевания, такая крепкая мужская апатия, по обыкновению, соседствующая с бутылкой бурбона. Только вместо этанолового ада, Кауфман обращается к аду метафорическому, городит абстракции и сам над ними смеется, дефрагментирует реальность на куски большие и малые, кротко отсылает к фильмам / мюзиклам / сборникам, старым и новым. Непостижимым образом, в “I am thinking of ending things” витает потерянный дух “Eternal sunshine of the spotless mind” и фильмов старой формации замкнутых самих в себе, образца именно начала 2000-ых, не годом ранее. Дух этот не поймать словами, но камерой вполне себе можно.

“I am thinking of ending things” вроде бы хорошо подходит для скрупулезного вычленения скрытых смыслов, реминисценций хватает, но, например, обсуждение “A Woman Under the Influence” Кассаветиса, или точнее, цитирование обсуждения, выглядит скорее бумажкой с надписью на двери, которые сам же Кауфман и оставил, ну чтобы не забыть, что там за ней скрывается. Назвать фильм зрительским не выходит, а осознанное выстраивание череды смыслов, легко нарушает атмосферу мрачного бедлама, внутри которого неважно, зовут ли персонажа Эми, официантка она или художник, сюрреалистический сторителлинг фактам сопротивляется. Эта механика позволяет отлично прочувствовать демодеменцию, все-таки мы крайне зависимы от наших последовательных представлений о реальности и беззащитны, если этой реальности вдруг не оказывается.

Но что же есть помимо метафорических смыслов и перенесенных на экран размышлений? “I am thinking of ending things” настолько структурированно депрессивен и предельно красноречив в своей сумрачности, что для удержания внимания зрителей декорации излишни, хватило бы триеровских чертежных условностей из “Dogville”. Тем не менее, Кауфман для пущей эффективности, добавляет чертовщины: в скудно анимированной свинье и бесконечно отряхивающейся собаке, ничего поразительного нет, но запоминаются они прекрасно. Многое здесь отдает психологическим хоррором, многое здесь отдает большим количеством эффектностей из других фильмов, Кауфман все же эрудит, творящий магию на маленьких площадях, машина, в которой главные герои (замечательные Jesse Plemons и Jessie Buckley) проводят значительную часть хронометража, пространство скорее безальтернативное, чем клаустрофобическое. Безальтернативность в “I am thinking of ending things” третья главная героиня.

Неожиданно “I am thinking of ending things” становится одним из самых примечательных проектов в 2020 году. Это мощная авторская работа с очевидно небольшим бюджетом и морщинистым, угрюмым лицом, уже познавшим страх старческого безумия и неумолимость увядания, а также яркими актерскими работами лид-актеров. Таких фильмов уже не ждешь.

Посмотреть “I am thinking of ending things”, можно на Netflix

--

--