Портрет девушки в огне / Portrait of a Lady on Fire

Ratibor Shugaev
The Cinema Therapy
Published in
3 min readAug 5, 2020

--

Ступив на берег отдаленного острова, Марианна, художница, чьи оленьи глаза выделяют ее даже на фоне ослепительных волн Атлантического океана, с трудом добирается до поместья, где ее ждет непростая работа: написать брачный портрет девушки, которая не стремиться быть описанной. Проникаясь друг к другу симпатией и доверием, в череде прогулок среди ущелий, девушки начинают испытывать нечто большее, чем интерес. Рисуя, ведя беседы и разделяя трапезу, Марианна(Noémie Merlant) и Элоиза(Adèle Haenel), становятся все ближе, ближе становится и день их разлуки.

В основной программе Каннского кинофестиваля 2019, был представлен “Portrait of a Lady on Fire” — французский фильм режиссерки Селин Сьяммы, получивший всеобщее признание критиков и зрителей, а также отмеченный “Квир-пальмой” и призом за лучший сценарий.

Освещение однополых отношений, как правило, способно настроить непримиримого зрителя против произведения еще до просмотра, таковы сегодняшние реалии. “Portrait of a Lady on Fire” однако, не спешит писать гневный пост в Twitter или хвататься за транспарант, а приглашает зрителя исследовать крохотный и заповедный роман, известный лишь по портретам и воспоминаниям.

“Portrait of a Lady on Fire” поразителен в статичных, выразительных сценах, коих к счастью большое множество и трепетных соприкосновениях двух главных героинь, робко обменивающихся осторожным теплом, наблюдениями, древними мифами и простыми радостями. Сценарий лаконичный, но в то же время обволакивающий, не содержит ничего лишнего и максимально сосредоточен на таинстве возникающих между героинями чувств, на их желаниях, обидах, жестах, обязательствах. “Portrait of a Lady on Fire” иногда походит на инсталяцию, не прерываемую даже фоновой музыкой. Сяьмму, кажется, больше заботит хрупкое равновесие происходящей на экране химии, она боится тревожить ее, выстраивая академически правильную и от того почти стерильную картинку с высокой контрастностью, что выглядит искусственно, особенно в локациях с предпологаемо тусклым освещением, но взамен, преподносит четкие силуэты-образы, портретную съемку и крупные планы лиц, подчеркивая близость зрителя к сокровенному.

Сяьмма проделала большую работу по усилению нарратива, миф об Орфее и Эвридике, интерпретирован здесь как художественно, так и применимо к основной сюжетной линии, с той же самой прямолинейностью, свойственной диалогам.“Portrait of a Lady on Fire” стремится быть цитатником, а не словарем, поэзией, а не прозой. Этим можно попытаться объяснить отсутствие сцены секса, неким апогеем близости в традиционном кино, вероятно, режиссерке было важно лишить фильм отчетливо сексуального подтекста. Сьямма размышляет и об обязательствах, разделивших героинь под шум волн в начале и под вступление оркестра в конце, отдавая дань современной повестке в этой исторической драме, и выглядят такие вкрапления как никогда уместно.

“Portrait of a Lady on Fire” безальтернативно талантливое фем-кино, подобный курортному роману, фильм Селин Сьяммы легковесный и чарующий, останется приятным воспоминанием и эстетически прекрасным зрелищем для любого зрителя, вне зависимости от его взглядов.

--

--