American Beauty

О красоте, депрессии и пироге по 1.99$

Ratibor Shugaev
The Cinema Therapy

--

Лестер Бернэм, офисный служащий, прогибающийся под тяжестью никчемности существования, ненавидит свою жизнь: фригидная жена, одержимая магией вещей, дочь-подросток, презирающая своих родителей и жуткий дом, стекающий со страниц каталога жилья для среднего американца. Отправившись на школьное мероприятие дочери, Лестер замечает ее подругу Анджелу и обретает волю к жизни.

Для появления интерпретации, порой важно заметить некую основную особенность, для большинства из работ режиссера. Сэм Мендес, не так давно достигнувший своего пика, как постановщик в “1917”, далеко не всегда столь блестяще справлялся со сборкой проекта из множества деталей, будь то актеры и их взаимодействие, своевременность реплик или уместность того, или иного объекта в мизансценах. Но с чем справлялся всегда, так это с декомпозицией нарратива, тщательно разделяя повествование на мини-истории, обличающие те или иные мета-шаблоны, гниющие внутри общества. “American Beauty” — выдающийся фильм своего времени, бросивший вызов лицемерию крепких семей Америки.

Мендес аккуратно останавливается на грани дозволенного, “American Beauty” не стал исключением. Подвергая сомнению институт семьи и необходимость поддержания личного бренда, Мендес традиционно воздерживается от вердиктов и приговоров, используя закадровый голос и легкий комедийный налет, призванный оградить зрителя от излишнего драматического контекста. “Присмотритесь…” — гласит лозунг фильма, и этого будет вполне достаточно. Позже в “Revolutionary Road”, Мендес не будет столь обходителен, но пока его “American Beauty” лишь покусывает зрителей, легко проходясь по болевым точкам. Режиссер отлично понимает мужчин средних лет, не самых лучших мужей и отцов, украдкой поглядывающих на молодых девушек и покуривающих косяки в тайне от своих жен, немного облегчая их ношу, отсюда феноменальный успех картины как в прокате, так и в наградных ристалищах. Разумеется, “American Beauty” — история о мужчинах и для мужчин, когда еще подобное было уместно, и что важно, история жизнеутверждающая, несмотря на финальный твист.

“American Beauty” далеко не идеален технически и рассчитан на усредненного зрителя, и пожалуй, это главный аргумент не возвращаться в 1999 год,. Невнятный свет, пожилая камера и нехватка визионерского подхода, стандартный набор коммерческих фильмов того периода. Через некоторое время, немного привыкнув, можно обнаружить пышущего харизмой и отсутствием обвинений в сексуальных домогательствах Кевина Спейси, гордо поднявшего “Оскар” и еще пару статуэток за этот фильм. Его перфоманс замечателен настолько же, насколько, по-видимому, велико удовольствие от исполнения роли Лестера, прекрасная актерская работа.

Сэм Мендес один из реформаторов облика современного коммерческого фильма, отличного от обыденного воскресного развлечения. “American Beauty” позволяет зрителю почувствовать себя чуть более сознательным, но не настолько, чтобы это стало проблемой. Красота не всегда требует жертв.

--

--