Swan Song / Лебединая песня

Ratibor Shugaev
The Cinema Therapy
Published in
4 min readFeb 5, 2022

Стриминговые сервисы, если рассуждать логически, в своем многообразии вполне могли бы утолить одну из главных жажд и нужд миллениала — эмоциональный голод, но обилие контента привело ровно к обратному: в соседних странах, где представлено большинство платформ, форумы и комментарии переполнены гневом и недовольством; выбор, как оказалось, удел стойких. Вдвойне странно, что в странах СНГ, где почти все сервисы “легитимны” и заняты производством контента согласно требованиям государственной цензуры и тех немногих, кто искренне является поклонником народообразующего “богатые тоже плачут”, AppleTV+ и Netflix все еще не находятся в топе видеосервисов. Хотя, конечно, всем все понятно. Но если Netflix вне конкуренции, то предложение компании Apple вовсе не выглядит привлекательно. Контента там не так много, но тот, что есть, как минимум заслуживает беглого ознакомления. Чего не скажешь о “Swan Song”, Мархешала Али не терпит суеты.

Дебютные фильмы часто имеют вменяемый базис, но уровень исполнения вызывает куда меньше интереса. Режиссер Бенджамин Клири и его команда же наоборот — превосходно справляются со всем, кроме фабулы, она очевидна чуть ли не с первых минут. История “Swan Song” — история моральной дилеммы человека, вынужденного оставить свою семью. Кэмерон(Мархешала Али) смертельно болен, и с помощью новейших технологий клонирования, он решается “заменить” себя на свою полную копию, отличающуюся лишь веснушкой на руке. Этот выбор дается ему не легко, ведь он привязан к своему маленькому сыну и беременной жене, однако болезнь не оставляет ему выбора, поскольку его близкие нуждаются в поддержке. Кэмерон пытается найти ответ на вопрос: стоит ли правда неизмеримого горя утраты?

В приветственном и слегка приторном флешбеке, зрителю презентуют Поппи(Наоми Харрис) — будущую жену Кэмерона, идеального соулмейта, ради которой все и затевается. Химия между актерами заметна сразу, Али, часто играющий серьезные драматические роли расплывается в улыбке, похохатывает, прозорливо шутит. Чуть позже, Клири поставит еще подпорку под мотивацию Кэмерона не разрушать жизнь Поппи безвременной кончиной — ее чуть не убила трагическая смерть брата, что добавляет протагонисту мотивации завершить проверку готовности клона к внедрению в его семью. Дальнейшее повествование затрагивает принятие Кэмероном как неизбежности своего скорого конца, так и необходимости позволить клону его заменить. Пройдя через все пять стадий горя, Кэмерон в потрясающе трогательной сцене прощается с семьей.

Клири всячески избегает неоднозначных формулировок, что сильно не понравилось большинству критиков, но что они смыслят в маркетинге? Двумерность окружающего Кэмерона мира более чем обоснованна, ведь в этом концерте отчетливо слышна лишь одна скрипка, как и не менее отчетлива видна основная метафора. Происхождение таких монументальных технологий, как клонирование и перенос воспоминаний от человека к человеку остается за кадром, равно как и всяческая конкретика по поводу беспилотных такси (чертовски стильных!) и голографических интерфейсов. Достаточно того, что AR-гейминг выглядит убедительно, хоть и неоригинально.

Художественный стиль четко разграничен: теплые тона дома Кэмерона контрастируют с нейтральными безжизненными стенами загородного пристанища клонов, мизансцены то содержат множество предметов, то содержат их минимально, контраст также заметен в цвете одежды Кэмерона и его клона Джека. Визуальное наполнение постоянно обращается к противопоставлению, этому способствует световой рисунок и чередование высокого и низкого ключа, зритель отчетливо может считывать эмоциональный фон, к тому же, Клири создает эффект отчужденности снимая Али в полном одиночестве. Даже лишенные динамики, такие сцены сближают с персонажем, сменяя средние планы крупными, как бы разделяя боль между зрителем и героем. Нередко кадр статичен и тих, что не менее сильно воздействует на восприятие.

Любопытно, но подобный подход никак не затронул нарративную часть фильма. “Swan song” может показаться скучным, так как не содержит никакого традиционного конфликта, как и кульминации в привычном ее понимании. Попытки сделать материал оригинальным по структуре, сыграли против “Swan song”, большинство зрителей привыкли к трем актам, чем и объясняется большая часть претензий. Клири отсек от фильма все лишнее, но в отличие от кинокритического сообщества, широкая аудитория не склонна анализировать картину в целом.

“Swan song” — отличный дебютный фильм. Мархешала Али играет замечательно, Глен Клоус и Наоми Харрис также прекрасны, пусть и в роли едва очерченных персонажей на фоне новеллы на один стандартный листочек. Прежде всего кино — это комплексный опыт, и режиссер Бенджамин Клири прекрасно компетентен в делах визионерских, салютуя и “Bladerunner 2049” и “Maniac”. Это простая история, но чувственная и понятная каждому, с вдохновляющей инструментальной музыкой и шокирующими природными пейзажами. Ничего лишнего.

--

--