Tomorrowland / Земля будущего

Ratibor Shugaev
The Cinema Therapy
Published in
5 min readOct 24, 2020

--

“Tomorrowland” — фантастический высокобюджетный фильм от студии Disney и режиссера Брэда Берда, вышедший в 2015 году. В проекте принимали участие Брит Робертсон, Джордж Клуни и Хью Лори, а на создание картины с учетом маркетинга, было выделено приблизительно 330 млн долларов. “Tomorrowland” — оригинальная история, не основанная на легаси-проектах студии, провалившаяся в прокате и получившая смешанные отзывы критиков.

Для современного зрителя может показаться довольно необычным, но Disney Studios некогда действительно отходила от бесконечных спекуляций на подконтрольных франшизах, и делала ставку на оригинальные проекты с огромным бюджетом, большая часть из которых проваливалась в прокате или не показывала ощутимых результатов. На волне всеобщего негатива, вызванного производством бесконечного количества сиквелов, приквелов и археологических раскопок студии в недрах своего прошлого, именно на провалах оригинальных проектов, необходимо заострить внимание.

Тезис “В однообразии современного коммерческого кинематографа, большую часть вины несут на себе зрители” не требует никакой доказательной базы, ввиду своей очевидности, ведь именно зрители покупкой билетов / дисков / цифровой дистрибуции, закладывают фундамент к очередной части “Star Wars”. В связи с этим, студия вынуждена выпускать однотипную продукцию не только с целью получения прибыли, но и по многим другим фундаментальным причинам. Одна из основных — создание рабочих мест, что очень и очень важно, однако, критически настроенное общество предпочитает осуждать тысячи людей, способных кормить свои семьи, обслуживая многомиллионную киноиндустрию. Другими словами, киностудии все меньше идут на риск ради обеспечения стабильности, а зрители, в большинстве своем, нестандартные проекты поддерживать не готовы.

“Tomorrowland” пример действительно оригинального студийного фильма, авторского, насколько это возможно в рамках Disney, экипированного известными широкому зрителю актерами(а они в свою очередь, экипированы гаджетами), прекрасным саундтреком и концептуальными графическими эффектами. Фильм поднимает множество социально-значимых вопросов, именно поднимает, а не упоминает вскользь, а ключевой месседж состоит в необходимости позитивного мышления — единственного для общества способа достичь утопии, а не антиутопии.

После короткого монолога Клуни в духе ‘Spy kids’ и презентации апокалипсиса, фильм начинается со Всемирной выставки в Нью-Йорке 1964 года, где маленький изобретатель Фрэнк собирается питчить свое изобретение — реактивный ранец. Вокруг царит ретрофутуризм в духе Bioshok Infinite и атмосфера торжества американского гения над реальностью — кажется, вот-вот, вдалеке мелькнет кампус Apple. Получив на свой питч стандартный в 99% случаев фидбек, юный Фрэнк растроенно бредет обратно. Но ненадолго, воспользовавшись инструкциями сострадающей стартаперам девочки Афины, Фрэнк оказывается в Tomorrowland, где утопия с джетпаками уже наступила.

Затем, зритель переноситься в наши дни и знакомиться с новой героиней. Кейси, школьница и гик, в меру своих усилий сопротивляется агрессивной действительности в школе и вне ее стен: борется со сносом космодрома, где работает отец девочки, мыслит оптимистично, активно интересуется способом остановить глобальные катаклизмы и, по-видимому, ищет приключений. Разумеется, приключения находятся, сначала с помощью булавки-значка, неожиданно возникшей в вещах Кейси и телепортирующей ее сознание в дивный новый мир, а потом и в виде крошки-робота, вовремя спасшей Кейси от других роботов-терминаторов, по ходу убеждая Кейси, что те самые видения чистая правда. Итак, с помощью того самого, порядком подросшего Фрэнка-Клуни и Эйфелевой башни, Кейси должна попасть в Tomorrowland, дабы предотвратить неизбежное.

Когда зрителя перенесут в наши дни к знакомству с Кейси, такой контраст лучше любых слов скажет: про веру в светлое будущее и наших детей, авторы не шутили. На протяжении всего повествования, “Tomorrowland” осуждает общество прямо и косвенно за пессимизм и пассивность, для блокбастера это неслыханное нахальство и прямой путь ко дну. При этом, Берд накачивает хронометраж ванильным идеализмом Кремниевой долины, размахивая целеустремленностью и упорством, как флагом, не забывая продавать сладкую вату из экшн-сцен и забавных диалогов. Подобное чередование может сильно сбить с толку. Наверняка, целевая аудитория “Tomorrowland”, состоящая в основном из детей средних и начальных классов, была слегка фрустрирована переключением с веселых пострелушек с роботами на последствия халатного отношения к экологии и перенаселению, одна из сцен буквально демонстрирует конец света.

Неоднозначность “Tomorrowland” вероятно и является причиной его провала. Берд прекрасный визионер родом из анимации, сай-фай сеттинг выглядит выигрышным, вспышки бластеров и летающие поезда именно то, что ожидаешь от проектов подобного уровня, но когда в парке развлечений из динамиков раздается не какофония звуков различных аттракционов, а чуть ли не рекомендации по переработке пластика и правильной сортировки мусора, радость куда-то пропадает. Для энтерпрайз-развлечения, “Tomorrowland” слишком подвержен размышлениям; о плачевном нашем бытие из-за негативного настроя, о многолетней любви ученого к девочке-роботу, о пространственно-временном конфетти. Для серьезного социального высказывания, фильму от студии Disney стоило бы снять костюм Микки Мауса и обойтись без карикатурных падений с лестницы.

Практикуя стандартную трехактную систему повествования, ‘Tomorrowland’ без преувеличения отлично справляется с двумя первыми актами. Вступление довольно тривиально, но все работает правильно. Города будущего достаточно, чтобы заинтересовать зрителя и уговорить подождать обьеденения двух сюжетных линий, второй акт хорошо сбалансирован и не провисает даже под тяжестью объёмных диалогов, а вот развязка, как будто отсутствует вовсе. Вопреки сформированному на генетическом уровню ожиданию
эпического финального противостояния с коварным злодеем, Берд приготовил зрителю кое-что другое, очередной питч. Обратимся к сюжету: картинно отреагировав на обвинения, Хью Лори, в образе губернатора Никсона, произносит речь, за которую его могли бы выбрать губернатором Калифорнии, ну или хотя бы репостнуть в Facebook пару миллионов раз. Эмоциональный накал, свойственный завершающим сценам в большинстве коммерческих фильмов полностью сходит на нет, ведь антагониста с трудом выходит отнести к таковым, его речь тезисная и убедительная, действия — логичны и не противоречат морали, а сам его персонаж не имеет никакого бэкграунда, а буквально возникает из ниоткуда в последней четверти хронометража, после краткого дебюта в начале. Мотивация персонажей, проблематика изображенного на экране мира и причинно-следственная связь с трудом поддается пониманию, и уж точно не будет понятна целевой аудитории, мало знакомой с последствиями глобального потепления.

Во время просмотра финальных сцен, не покидает ощущение, что главной задачей Берда, как автора, было донести свою идею используя как рупор всех, кто попадется. Запоздалая попытка резюмировать и убедить, вынужденно прерывается субмурной и банальной схваткой с драматическим окончанием, Берду критически нехватило времени в этом чрезмерно долгом спектакле, поздно, потолок уже опускается.

‘Tomorrowland’ вовсе не плохой блокбастер, потратить вечер на авторскую интерпретацию уже известного шаблона видится неплохим времяпрепровождением, вот только фильм Берда еще одно доказательство того, что ни массовому зрителю, ни большой корпорации вовсе не требуется пугающая неизвестность чьего-то мнения.

--

--