Кино по пятницам: французско-японские отношения

--

(#218)

Рассказывают, будто Жак Ширак, президент Франции с 1990-х по 2000-е, серьёзный поклонник Японии. Только за период своего президентства он посетил страну восходящего солнца более 40 раз, стал самым часто наносящим официальные визиты лидером государства когда бы то ни было: ближайшие соседи приезжали не так часто. Президент всячески поддерживал французско-японские связи; сотрудничество продолжает поддерживаться и укрепляться торговыми отношениями, крупными совместными проектами в сферах здравоохранения, энергетики, машиностроения, экологии, работает программа обмена студентами. Но заметнее всего взаимная любовь народов проявилась в искусстве, в том числе в кино.

Якудза в Такси 2

Жерар Кравчик, работая в команде Люка Бессона, в 2000 году снимает продолжение недавнего хита, Taxi— 2. Фильм стал классикой, его растащили на цитаты, американцы и даже индийцы сняли свои римейки, впрочем, далеко не столь успешные. Тема Японии создаёт в фильме особую атмосферу, Кравчик играет на стереотипах, привнося в фильм множество характерных шуток. Без японских злодеев, без японского министра, без “якудзы” и “япошки” фильм был бы уже не тот.

Спустя год Кравчик выпускает на экраны Wasabi (2001). На этот раз съёмки проходили главным образом в Японии. Если в Такси японцы принимались как чужаки, над которыми французам можно посмеяться, то герой Васаби сам чужак в Японии. Зритель воспринимает непохожую на привычную европейскую жизнь Токио со стороны, погружается в культуру, в совсем другую картинку, правила игры.

Васаби очень ми-ми-мишный…

Порассуждать на тему Японии во французском кино меня побудил недавний просмотр Tokyo Fiancée (2014). Фильм не развлекательный. Не трагичный. И не арт-хаусный. Даже не видовой. Зато, от всего понемногу и даже немного эротики.

Главную героиню, молодую девушку, зовут Амели.

Казалось бы, ненужные в новой истории отсылки к полюбившемуся фильму Le Fabuleux destin d’Amélie Poulain (2001) неизбежны (из книги, как и из песни такого не вырубить топором). Но режиссёр (Стефан Либерски, не знаком с его другими немногочисленными работами), понимая это не пытается избежать таких сравнений. Напротив, он несколько раз заостряет внимание зрителей на этой детали (картинкой, музыкой, сюжетными мелочами), чтобы потом контрастом наиболее наглядно показать, что истории и герои совсем другие.

Чужая культура привлекает зрителя, авторы фильма не устают подчёркивать эту разницу с европейской культурой.

Билл Мюррей как всегда на высоте в Трудностях перевода

Порой, настолько увлекаются, что повествование становится едва ли не документалистикой, однако после ободряются и продолжают трагикомический сюжет. Этим фильм очень напомнил глобусоносный Lost in Translation (2003) Софии Копполы. Разница в том, что фильм 2003 года депрессивен от начала и до конца, а новичок весь фильм балансирует на грани между комедией и трагедией. Впрочем, порой кажется, что сюжет в этой картине вообще не важен, достаточно просто это увидеть.

Приятного просмотра и до следующей пятницы.

--

--