Когда спит Кустурица

Югославское кино

--

Так сложилось, что с семьей и друзьями я дважды отдыхал на территории бывшей Югославии. Море, солнце, ракия… и совсем другие люди.

Черногория — вольный Крым балканского разлива, где русские миллионеры паркуют свои яхты, а Голливуд изредка появляется, чтобы снять несколько кадров для шпионского боевика. Гордая Хорватия, с оружием в руках отстоявшая свою независимость, но теперь на всех парах отдающая её Евросоюзу. Бедная Босния, которая живет сегодня в мире с главным задирой на полуострове, Сербией, ухитрившейся без средств ПВО сбить в последней войне американский самолет-невидимку.

Сегодня там европейские тишь и покой. Все живут, как могут и создают достойное впечатление. И познакомившись лично с балканской культурой черт меня дёрнул продолжить знакомство через кино.

Перефразируя шлягер, я вам не скажу за все Балканы (балканские фильмы), но к сербскому кинематографу я вернусь ещё не скоро. Мне “посчастливилось” посмотреть лишь два фильма с сюжетами, отличающимися лет на тридцать. Названий приводить не буду по двум причинам: афиширование названий — это реклама лент, которые я не хотел бы рекламировать (читай “рекомендовать к просмотру”), и к тому же я их забыл, чего нельзя сказать о произведенном ими эффекте.

Первый фильм пропитан девяностыми. Он повествует о подпольном цехе по пошиву джинсовых брюк (это ведь всё ещё брюки, пусть даже на них стрелок нет?), где работают современные рабы, выходцы из Югославских республик. Это официальная сторона нелегального бизнеса, с которой все готовы мириться. Неофициальная сторона — это характер пошивочных работ. Сами джинсы там не шьют, а лишь пришиваютк готовым джинсам те самые лейблы из клеймленной кожи, не забывая вкладывать под каждую из них пакетик с белым порошком. Контингент работников специфический: это и скатившиеся на дно неудачники, которым некуда деться по жизни, это и энтузиасты, ищущие лучшей жизни вдали от дома, это и работники, которые верят в светлое будущее, и те, которые ни во что не верят.

А дальше спойлеры. “Яркие” события восстания рабочего класса против негодяя узурпатора и его шлюшного характера менеджера-любовницы проходят с большими потерями и переменами в лицах узурпаторов, однако не с их образом действий: пришедший к власти “борец за справедливость” сам садится в кресло негодяя узурпатора и уходит в сопровождении той самой менеджера-любовницы (к слову тоже бывшего представителя “рабочего класса” из того же цеха).

Ничего не приобретает, но и не теряет лишь тот, кто максимально дистанцировался от борьбы с режимом, его положение максимально стабильно, чего не скажешь о рассудке.

Конец спойлеров. Перечитал всё, что написал, и даже у меня создалась иллюзия наличия в фильме смысла и основной идеи. Может, так оно и есть, но повторно разворачивать грязную обертку художественного представления сюжета для овладения этими “тайными” знаниями мне не хочется.

Другой фильм совсем свежий. Его я тоже не называю по названным выше причинам. Он о молодой девушке, школьнице старших классов, бунтующей против всего на свете: родителей, родственных и социальных связей, школы, всего общества. Это кошмарный сон любого родителя, видеть, как молодое красивое создание добивается авторитета и своих целей самыми грязными способами, на которые способно.

Оба фильма объединяет пропитавший каждый кадр пессимизм, апатия, безнадёжность и созерцание безвыходности ситуаций, в которых оказываются герои и зрители.

Всего того, что показано в фильмах, на Балканской земле я, к счастью, не видел. Но грусть в глазах, дичайшую смесь идеалов и устремлений, гопнический подход к жизни и общению увидеть удалось. Я не хочу говорить, что это плохой народ, гораздо чаще я встречал приятных людей, которые проявляли заботу, радовались большим и маленьким радостям, веселились, пели и танцевали.

Однако, то, как сам себя этот народ показывает в фильмах, вызывает крайнюю степень отторжения. Не верьте фильмам, они очень похожи на нас. Они так и пишут на футболках: нас и русских — 200 миллионов, и мы — сила.

Возможно, случайным образом мне просто попались два мрачных фильма (с некоторых пор в совпадения я не очень верю). Но вывод для меня сделан: с балканским кино надобно обождать.

--

--