[Не]доступная среда

Влад Касаткин
citykms
Published in
7 min readOct 14, 2018

В понедельник Алексей Куксов — главный специалист отдела по социальной работе администрации города — в рамках интернет-конференции должен ответить на вопросы жителей Комсомольска-на-Амуре, касающиеся доступной среды.

Вопросов ему поступило не так уж много и добрая половина из них касается конкретных проблем конкретных инвалидов: например, забытый богом детский сад для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, отсутствие пандусов перехода на одной из улиц города, переписка между чиновниками и УК Август-ДВ которая спряталась сейчас за другим именем и не хочет устанавливать откидной пандус в подъзде, где живет колясочник.

Если читать подобные вопросы и последующие на них ответы, то зачастую испытываешь испанский стыд — отвечают они, а стыдно нам.

Я себе кое-как представляю минимальный стандарт доступной среды и при случае пишу про ошибки проектирования того или иного объекта, но сегодня я понял, что некоторые проблемы можно увидеть лишь тогда, когда вместе с инвалидом пытаешься использовать город так, как привык это делать постоянно.

Сегодня я, Александр, Михаил с мамой Ольгой попытаемся сначала попасть в киноцентры, потом в банк, еще в кофейню неподалеку, оплатить коммуналку и зайти в магазин промышленных товаров.

Мои сегодняшние собеседники действительно сильные люди, поэтому и улыбаются:

Александр перемещается по городу не только на коляске, но и на автомобиле. Поэтому встречаемся с ним на парковке у ДК Судостроителей.

На парковке видим типичную картину для нашего города: знак стоянки для машин с узнаваемым желтым знаком и наполовину занятую парковку автомобилем без соответствующего обозначения на стеклах.

Но даже если бы парковка была не занята, то вышедший из машины Александр не смог бы попасть на тротуар — нет пандусов:

Единственный вариант самостоятельно добраться до киноцентра в ДК — это объехать практически всю площадь. Напомню, что от пешеходного перехода к центру площади ведет уродливая тропинка, выложенная камнями. По ней обычному человеку сложно передвигаться, на коляске — невозможно. Поэтому или сделать крюк в пару сотен метров, или же ждать помощи.

.

У нас есть Александр, который хотел бы попасть в кино и Михаил, который был бы в восторге от детской игровой комнаты, которая тоже находится в ДК.

Чтобы добраться до входа в ДК, надо подняться на площадку перед ним. До этого лета он был в том состоянии, который мы сейчас видим. Так как на площади начались ремонтные работы, то вскоре его обновят. Но пока что мы имеем то, что имеем: доступ к пандусу перекрыт строительным мусором. По словам Ольги, мамы Михаила, мусор лежит здесь не первый день. Объехать эти доски невозможно — они упираются аккурат в бордюр.

Приходится штурмовать препятствие:

.

Коляска весит 20 килограмм. Михаил добавляет еще 30 килограмм нагрузки для мамы.

Если бы мы хотели попасть в бассейн, то не смогли бы этого сделать: нет ни пандуса, ни кнопки вызова помощи.

Но зато мы можем попасть в центральный корпус ДК:

Александр показывает на клумбу, бордюр которой наполовину перекрывает спуск с пандуса. С другой стороны колясочника ожидает столб.

Тугие входные двери тоже создают определенные проблемы при посещении магазинов: порой дверь попросту невозможно удерживать одной рукой, а другой направлять коляску в проём:

Собственно говоря, на этом закончилось посещение и кинозала и игровой комнаты: посетителей ждали крутые лестницы на второй этаж здания. Лифта нет. Пандусов нет. Помощи нет.

Малые архитектурные формы, в простонародье — урны и прочие безделицы, тоже создают проблемы при перемещении. Установленные на свободных местах объекты сужают возможную ширину прохода, в которую не помещается коляска.

На спуске Александра не просто так страхуют: я подскользнулся на крошащемся пандусе, поэтому решили не рисковать.

После реконструкции площадки здесь должны появиться современные пандусы, как на входе в здание, так и на входе на площадь.

.

Через дорогу находится кофейня. Попасть в неё без посторонней помощи невозможно.

.

К офису Сбербанка ведет удобный пандус. Но дверь тугая для открытия, сидя в коляске. Не работает кнопка вызова персонала. Администратор офиса пообещала разобраться с проблемой.

.

Главпочтамт словно неприступная крепость:

Но можно сделать заказ на забор или выдачу почту на дому, позвонив по номеру телефона. Чтобы узнать об этой услуге, необходимо подняться по всем этим ступенькам и в правом углу прочитать соответствующую табличку. Это не просто информационное сообщение: табличка помечена специальным значком, что на ней информация именно для инвалидов.

.

А вот Ростелеком порадовал удобным доступом в свой офис. Кнопка вызова помощи есть, но не работает.

.

Проблема неработающих кнопок, пожалуй самая распространенная:

Кроме отсутствия пандусов и кнопок вызова, проблемы создают узкие площадки перед дверьми объектов и узкие дверные проёмы, в которые не проедет коляска.

.

Александр попросил поблагодарить компанию Русгидро за то, что они к новому офису построили очень удобный пандус: ручки на разной высоте под разные потребности, пологий угол подъема, разворотные площадки.

Магазины за углом. Об их посещении маломобильные комсомольчане могут забыть. И кстати, не обязательно строить пандусы — в России еще устанавливают специальные уличные лифты, которые поднимают нуждающихся на эти полтора метра до входа в магазин.

Кинотеатр Факел вполне прошёл проверку на доступность: покрытие пандуса хоть и вызвали некоторые сомнения у Александра, но он поднялся по нему без каких либо особых проблем. Но есть и два “но”: это порожек перед входной дверью и недоступность туалета, который расположен ниже уровня фойе.

В остальном же Факел вполне удобен для посещения на колясках: касса у входа в помещение, администратор рассказала что инвалидам открывают отдельный вход в зал, чтобы удобнее разместиться для просмотра фильмов.

Педали упираются в порог:

Завершить прогулку мы решили посещением ЦУМа. Парковка для инвалидов рядом со входом. Имеется пандус со стоянки.

Удобный пандус к входным дверям, разве что дверь туговата:

У второй двери неправильное направление открытия — открытая дверь не должна создавать препятствие между выходящим и пандусом.

Этажи выше первого недоступны:

Но если вам кажется, что это всё можно переделать, подправить, уменьшить порожки, то наверное вы правы. А вот что делать с людским поведением?

Кофейня на парковке стоит рядом с парковочными местами для инвалидов. Нисколько не задумываясь, водитель перегораживает пандус:

После замечания, он спокойно переставляет машину на места для инвалидов и идёт заказывать кофе.

В этом обзоре мы не стали заострять внимание на очевидных вещах типа использования общественного транспорта (невозможно для маломобильных граждан), дворовой инфраструктуры (у нас единственный детский сад для подобных детишек без этой инфрастуктуры), получения лечебных процедур (в этой сфере, кстати, есть улучшения) и уличной инфраструктуры — это то, что я уверен знает каждый из вас.

Задача была наглядно показать, что в шаговой доступности даже в центре города маломобильный гражданин встречает множество проблем, которые выпадают из области внимания ответственных лиц. Чего уж говорить про окраины Комсомольска-на-Амуре.

Если вдруг инвалид каким-то чудом смог выйти из дома, добраться до какого-либо района в городе, потом до магазина, то его всё равно может ждать непреодолимое препятствие. Может поэтому эта часть горожан постоянно и сидит дома. Мы спокойно говорим друг другу: “Забегу за кофе и пирожными в такой-то магазин”, а для кого-то это звучит как практически нерешаемая задача.

--

--