Цифровая дипломатия как навык для Форин-офиса

Oleg Shakirov
Облачная дипломатия
3 min readDec 6, 2018
Delivering Global Britain: FCO Skills

В Великобритании завершилось парламентское расследование Delivering Global Britain: FCO Skills — о навыках, необходимых на дипслужбе. Исторически, считают авторы из Комитета по международным делам Палаты общин, с навыками в Форин-офисе всё было отлично, однако в последнее время ситуация ухудшается. Виной всему отсутствие ясности относительно целей министерства и его роли в правительстве, неопределённость значения политики Global Britain, а также внутриведомственные проблемы: отсутствие данных об имеющихся у сотрудников навыках и утрата экспертизы из-за ротации. Авторы выслушали мнения дипломатов (как британских, так и зарубежных) и экспертов и предлагают меры для решения проблем.

Интерес представляет весь доклад, поскольку в мире в целом дипломатия как профессия адаптируется к новым реалиям, что отражается и на требованиях к навыкам, необходимым для дипслужбы. Но я обращу внимание конкретно на подраздел Digital diplomacy.

«Свидетели рассказали нам о важности цифровой дипломатии, прежде всего в контексте использования социальных сетей», — говорится в докладе. Это требует новых навыков и их использования в публичной дипломатии, которая сама по себе не нова. Использование цифровых инструментов позволяет охватить новые аудитории. Чтобы правильно использовать эту возможность, дипломат должен быть уполномочен брать на себя риски, которых в профессии традиционно избегали.

О программе трансформации Форин-офиса Diplomacy 20:20 можно прочитать в недавнем обзоре от Национального контрольно-ревизионного управления Великобритании, стр. 10–12

В рамках ведущейся реформы Форин-офиса был составлен приоритетный набор навыков (Priority Skills Statement), в него включена группа навыков Digital Data & Technology (DDAT). Кроме того британская Дипломатическая академия выделяет четыре группы основополагающих дипломатических навыков, необходимых всем сотрудникам Форин-офиса, и использование соцсетей и цифровых инструментов включено в группу Communications.

Приоритетный набор навыков в рамках программы Diplomacy 20:20 включает профессию Digital Data & Technology

В Форин-офисе на постоянной основе работает 20 DDAT-специалистов. Такая профессия выделена на общеправительственном уровне в рамках Government Digital Service. Это специалисты, занимающиеся цифровой трансформацией. Как и в других ведомствах, эти сотрудники отвечают за проектирование и разработку услуг, работу с данными и пр. Они напрямую не участвуют в публичной дипломатии, но вносят опосредованный вклад, поскольку занимаются также разработкой front-end, т.е. клиентской стороны интерфейсов, а также выполняют роль в создании контента (к DDAT-ролям относится content designer и content strategist).

За публичную дипломатию с использованием соцсетей в Форин-офисе отвечают специалисты по цифровым коммуникациям. На постоянной основе цифровыми коммуникациями занимаются девять специалистов в Лондоне и 10–15 в ключевых миссиях, таких как Москва, Вашингтон, Мадрид и Нью-Йорк. Так или иначе цифровыми вопросами в британской дипломатической сети занимаются около 100 человек . Также ведётся масштабная программа по обучению всех сотрудников на коммуникационных должностях базовым навыкам цифровой коммуникации.

Директор британской Дипломатической академии Джон Бенджамин, выступая перед Комитетом по международным делам во время подготовки доклада, сообщил:

«В нашей глобальной сети около 100 человек занимаются цифровой дипломатией. Речь идет о том, как использовать цифровые навыки для ведения публичной дипломатии, влиять и доносить наше видение, а иногда и говорить напрямую с общественностью в других странах, а не только с правительствами — иногда таким образом, который не нравится правительствам определённых стран».

На вопрос члена Комитета, рекомендуют ли в Форин-офисе дипломатам на высоких должностях или в чувствительных точках воздерживаться от цифровой дипломатии, Джон Бенджамин возразил: «Нет, совсем наоборот. Мы призываем наших послов [использовать соцсети] для донесения своих позиций. Конечно, в некоторых случаях это приводит нас к необходимости опровергать определённые вещи». Далее он описывает, как посол Великобритании в Турции стал местной легендой цифровой дипломатии, «опровергая разные глупости, которые ходили по Твиттеру» на турецком языке. «Это было очень действенное средство, что повысило эффективность нашей миссии в Анкаре».

Подраздел доклада по цифровой дипломатии завершается оценкой и рекомендацией авторов. Они приветствуют признание Форин-офисом того факта, что цифровая коммуникация теперь является важным аспектом дипломатии. Назначение руководителя Дипломатической академии, имеющего большой личный опыт в области цифровой дипломатии, — сигнал о том, что Форин-офис признаёт важность этого навыка. В рекомендательном плане авторы выступают за более активную цифровую дипломатию. Они призывают руководство Форин-офиса вдохновлять сотрудников собственным примером ведения соцсетей и тем самым задавать такой тон цифровой дипломатии, который поощряет готовность идти на обдуманный риск (calculated risk taking) и способствует творческому и новаторскому подходу.

После публикации доклада Комитет ожидает ответа Правительства.

--

--