Самозанятые выходят с поднятыми руками

Попытки вывести огромный сектор экономики из тени пока ни к чему не привели, но репетиторы, уборщицы и няни уже готовы легализоваться — если не перегружать их бумажной волокитой.

В самом конце апреля сотрудники налоговой инспекции в Твери провели операцию, результаты которой могут сказаться на бюджете десятков, а то и сотен тысяч семей по всей стране.

Налоговики разыскали в интернете страницу с рекламой домашней выпечки, сделали контрольную закупку и по ее итогам вызвали кулинара на дачу объяснений. В результате предприниматель предоставил декларации о доходах за два года и, очевидно, позже уплатит в бюджет подоходный налог по ставке 13%. Если декларации были заполнены честно, то в бюджет кулинару придется перевести более трех своих месячных заработков.

Эта история интересна тем, что целью налоговой проверки стал микропредприниматель — вряд ли годовой оборот домашнего кулинара превышает несколько сотен тысяч рублей, а значит чистый доход государства от всей этой истории даже в лучшем случае не превысит ста тысяч рублей. Вполне вероятно, что обеспечение работы нескольких налоговых инспекторов, которые занимались этим делом, стоило больше.

Пока бояться нечего

Государство действительно редко занимается «охотой» на микропредпринимателей, хоть те и работают часто «в черную», не платя никаких налогов. Дело не в том, что стоимость такого преследования для бюджета выше, чем размер вероятных поступлений от налогов, штрафов и пени, даже если они будут. И даже не в том, что федеральный бюджет формируется главным образом за счет косвенных налогов, уплата которых для рядовых граждан незаметна (самые очевидные примеры — НДС и акцизы), и именно на администрирование этих налогов и сборов у Федеральной налоговой службы уходит больше всего сил.

Больше всего заинтересованы е в увеличении собираемости НДФЛ — регионы и муниципалитеты, которые делят поступления от налога в пропорции 85/15. Например, почти 40% доходов бюджета Москвы в 2017 году пришлось именно на Налог на доходы физических лиц — нас с вами. Но ФНС подчиняется федеральному Министерству финансов и влиять на работу службы регионов и, тем более, муниципалитеты не могут. В той же Москве городские власти ведут давнюю кампанию с целью заставить, наконец, арендодателей декларировать доходы от сдачи квартир — но, в целом, безуспешно.

Управляющий партнер юридической компании Taxology Илья Мокрышев в разговоре с Coda объяснил, что в российском Налоговом кодексе отсутствует возможность вменения дохода физическим лицам — то есть для того, чтобы человек заплатил НДФЛ, он должен либо сам заявить о доходе в декларации, либо налоговая инспекция должна найти непосредственные доказательства того, что он утаивает доход — косвенные «улики», например дорогие покупки, тут не подойдут.

Илья Мокрышев рассказал, что российские налоговые органы порой все-таки пытаются заставить граждан платить подоходный налог исходя из их расходов, но Верховный суд оказался в этом случае на стороне налогоплательщика. «В Налоговом кодексе нет механизма вменения дохода, налоговая служба должна доказать получение дохода, не гипотетически, не логически, а именно доказать», — объяснил юрист.

Пока у государства нет механизмов давления на основную часть самозанятых граждан, беспокоиться им по большей части не о чем, уверен Мокрышев.

Руководство ФНС также понимает это. Юрист приводит в пример практику столичных налоговых инспекций: судя по результатам их деятельности, они не заинтересованы в проведении множества мелких проверок: они хоть и «дешевые», но приносят в бюджет мало денег. Зато с каждым годом проводится все больше дорогих, долгих и сложных проверок, которые при этом позволяют заметно увеличить собираемость налогов.

1403 патриота

И все-таки государство не оставляет попыток хоть как-то вывести самозанятых из тени. Правда, в правительстве, похоже, понимают, что в арсенале имеется только «пряник» — «кнут» массово применить не удастся.

Правовой статус самозанятых был утвержден в июле 2017 года. Тогда к этой категории были отнесены граждане, которые оказывают услуги физическим лицам, но при этом не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели — это няни, сиделки, репетиторы, водители и тому подобные. Таким образом они получили право заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации ИП, хотя раньше это уголовно наказывалось.

При этом те, кто зарегистрировался в качестве самозанятых, обязаны перечислять в бюджет 13% со своего дохода. Но некоторые категории были освобождены от уплаты налогов в 2017–2018 годах. Налоговые каникулы введены, в частности, для нянь, репетиторов и домработниц.

Предполагалось, что россияне получат статус самозанятых и сначала не будут платить налогов, а потом, наконец, начнут исполнять свою конституционную обязанность. Но граждане оказались хитрее — они просто проигнорировали эксперимент: на 1 мая 2018 года по всей стране было зарегистрировано всего 1403 самозанятых. Впрочем, еще в январе 2018 года министр экономического развития Максим Орешкин признал, что затея провалилась.

3% без проблем

И вот, в начале мая заместитель министра финансов Илья Трунин выступил с новой инициативой. Пока в Минюсте пытаются понять, кого считать самозанятым, Минфин и ФНС разработали предложения о налогообложении самозанятых даже при отсутствии их определения в законодательстве.

Самозанятыми Минфин предлагает считать людей, которые не имеют наемных работников и получают доход от какой-либо предпринимательской деятельности — оказания услуг или продажи товаров, причем как физическим лицам, так и юридическим. При определении налога слово «самозанятый» предлагается вообще не использовать. Трунин сказал, что можно его назвать, например, налогом на профессиональный доход.

Ставку предлагается сделать совсем низкой — 3% от дохода при оказании услуг физическим лицам и 6% — при работе с юридическими лицами.

Основная «фишка» — технологичность налога. Илья Трунин на пресс-конференции рассказал, что в Минфине собираются разработать приложение для смартфонов, в котором можно будет легко зарегистрироваться, привязать к нему банковскую карту и быстро платить налоги с доходов.

В пилотном режиме новый налоговый режим может заработать с 2019 года, предполагают в Минфине.

Многие посчитали, что такое нововведение может быть даже слишком щедрым подарком от Министерства финансов. Дело в том, что сейчас индивидуальные предприниматели при упрощенном режиме налогообложения платят 6% от дохода, но также обязаны переводить обязательные страховые взносы: в 2018 году — минимум 32385 рублей. Схема, предложенная Ильей Труниным, предполагает освобождение самозанятых от обязательных страховых сборов.

Эта схема настолько удобна, что, вполне вероятно, некоторые компании захотят применить ее для ухода от налогов, выведя работников за штат и подписав с ними договоры в качестве самозанятых. У Федеральной налоговой службы, впрочем, как раз в данном случае есть инструменты борьбы с нарушителями — сейчас распространена практика заключения договоров с сотрудниками как с ИП. Суды склонны считать человека работником, а не ИП, если он соблюдает режим компании (каждый день приходит на работу в определенное время и проводит в офисе или на производстве 8 часов, например), получает регулярное вознаграждение и — самое главное — не имеет других заказчиков.

Вопрос, впрочем, не в том, выгодна эта схема для ИП или нет, вопрос в том, сможет ли она привлечь тех, кто сейчас вообще не платит налоги со своих доходов. Юрист правового департамента компании Heads Consulting Константин Ханин считает, что самозанятым безусловно будет интересно перейти на новую систему налогообложения, поскольку это позволит легализовать их деятельность, а выплата налога не сильно скажется на их финансовом положении. «Нельзя не отметить удобство уплаты указанного налога — через мобильное приложение. Указанное нововведение должно сэкономить уйму времени налогоплательщиков», — уверен юрист.

Пожалуйста, заплатите налоги!

Это может показаться на первый взгляд странным, но многие действительно готовы начать платить «налог на профессиональный доход» — если все действительно будет устроено так просто, как это описал на пресс-конференции замминистра финансов Илья Трунов.

Так, например, логопед Екатерина в разговоре с Coda рассказала, что чувствует себя очень некомфортно из-за того, что не платит налоги — она уже год нигде не работает официально, но почти ежедневно занимается с детьми, приезжая к ним домой. При этом регистрировать ИП она не хочет по двум причинам: во-первых, ее останавливает необходимость подавать отчетность, а значит придется оплачивать услуги бухгалтера, а во-вторых, ей не нравится обязанность уплаты страховых взносов даже при нулевых доходах. Если «налог на профессиональный доход» будет устроен так, как это описывал Илья Трунин, Екатерина готова его платить.

Многие объясняют свое нежелание «выходить из тени» именно бюрократией. «Чувствую дискомфорт, так как люблю делать по закону. Но если дорого и сложно, то не делаю по закону и мучаюсь угрызениями совести, — сказала репетитор Вера, которая, впрочем, не верит, что удастся выстроить систему так, что для налогоплательщика все будет удобно и легко: Если заставят получать лицензию, заполнять бумажки и прочее, то продолжу заниматься втихую».

Конечно, далеко не все такие «сознательные». Мария — учитель в одной из московских гимназий, как и многие подрабатывает репетиторством и, конечно, не платит с этих доходов налоги. Но она чувствует, что выход из тени сделает ее уязвимой. Например, она беспокоится, что налоговое ведомство сразу будет воспринимать как доход все переводы с карточки на карточку — между друзьями, в семье, долги — и потребует платить налоги. Пока что такие переводы являются достаточно безопасными, и государство предпочитает на них не обращать внимания. «При всем моем паникерстве относительно разных нелегальностей, репетиторство вообще не пугает, оно даже в советское время процветало», — говорит Мария.

Замминистра финансов Илья Трунин заявил на пресс-конференции, что если по итогам реформы налоги начнут платить хотя бы 50 тысяч человек — это будет признак того, что движение идет в верном направлении. Учитывая, что рычагов влияния на большую часть самозанятых у государства нет, Минфину придется искать 50 тысяч совестливых граждан, готовых платить за это 3% от дохода.

Текст: Илья Карпюк, иллюстрации: Библиотека Конгресса, http://oldbookillustrations.com

--

--