Sergey Dmitriev
Country Side Settlers
3 min readDec 19, 2015

--

Дивеевский бездрожжевой хлеб

О селе Дивеево в Нижегородской области и его особенностях я уже писал. Сейчас это один из самых крупных паломнических центров в России. Масштаб села можно оценить, например, по такой карте.

План-схема Дивеево (источник Diveevo52.ru)

Вот еще одна история о переселенцах в Дивеево. На нескольких продуктовых магазинах в селе есть вывеска “Дивеевский бездрожжевой хлеб”. Ассортимент:

  • пшеничный,
  • ржаной,
  • гречишный.

Стандартный “кирпич”, вес 600 грамм. На этикетке указан сайт, телефоны и адрес. По указанному адресу — ул. Юности 32 (см. верхних край карты) жарким воскресным днём я и отправился. Улица одна из крайних в селе, с пригорка видны близлежащая роща и монастырь.

Главу и основателя производства Евгения Науршина я не застал, он уехал в Москву консультировать по бездрожжевой технологии. В доме оказался его брат Дмитрий, с которым и получился разговор — и скорее не про хлеб, а про жизнь.

Перебираться в Дивеево братья стали в 2007 году. На двоих купили участок в 11 соток, построили дом. Инициатор переезда старший брат — Евгений. После воцерковления он начал ездить по святым местам, посещать старцев — так оказался в Дивееве. В родных краях Евгений занимался угольным бизнесом. Дмитрия мотало по стране, кем только не работал — а в Дивеево переезжал уже из Подмосковья. На новом месте оказались перед выбором: “Или искать работу или создавать её самим”. Изучили ситуацию, решили открыть пекарню. Но “батюшка не благословил”. А вот на выпечку бездрожжевого хлеба благословение получили.

В дивеевском монастыре тоже пекут хлеб на закваске, но не каждый день, продается он только в монастырской трапезной и к середине дня заканчивается. В Дивееве живет около 6,5 тыс. человек (не считая паломников и туристов). Стало понятно, что ниша есть.

На освоение промышленной технологии ушло около двух лет — как сделать закваску, каковы температурные режимы выпекания, какую муку закупать, как поставить потоковое производство. Цех поставили у себя на участке, чтобы не тратиться на аренду. Оборудование (печь и тестомешалки) приобрели б/у. Сейчас это семейное предприятие, доставкой занимается Дмитрий. В найме два пекаря. Нужно было найти православных, чтобы выпечка шла с молитвой и без бранных слов — нашли. Муку покупали “Старооскольскую”, но к ней на элеваторе стали добавлять “улучшители” — качество хлеба упало, пришлось искать нового поставщика. Сейчас покупают на частной мельнице в Краснодарском крае, которой заведуют казаки. Добавляют воду из святого источника. По воскресеньям не работают. Подсобное хозяйство заводить не стали — на 11 сотках на две семьи много не посадишь, живность не разведешь.

В рознице хлеб продается по 38–40 руб. Себестоимость с учетом технологического процесса существенно выше чем у хлебозаводов. Для Евгения и Дмитрия это не бизнес, а дело, которое нужно для села и позволяет прокормиться. Труд не остается без внимания — стали поступать предложения из других городов о передаче технологии производства бездрожжевого хлеба на хмелевой закваске.

История, на самом деле, про семью, а не про хлеб. Корни Науршиных в Сибири в Кемерово. Отец братьев Федор Федорович — горняк. 45 лет непрерывного подземного стажа (стахановец). В его трудовой только две записи “принят на работу” и “ушел на пенсию”. Жены и дети отказывались переезжать. Но постепенно ситуация меняется. Приемный сын Дмитрия (от первого брака супруги) приехал из Мурманска на два дня и остался, женился на местной девушке, строит дом в соседней деревне. И родной сын тоже недавно переехал, из Москвы. Сейчас работает таксистом. Так постепенно семья, разбросанная по России стала собираться в Дивееве.

--

--