Краснодарский край и Адыгея

Sergey Dmitriev
Country Side Settlers
9 min readJun 14, 2018

В двух районах Краснодарского Края — Апшеронском и Мостовском — это предгорья Кавказа я побывал в апреле-мае 2018 года. Примерно между этими районами располагается часть территории республики Адыгея — туда я тоже заглянул.

Карта с изученными местами

Горожане обосновываются в основном в существующих сёлах, станицах и по окраинам небольших городов и посёлков городского типа. Экономика вполне бодра, дороги в хорошем состоянии. Рынок в Апшеронске, вероятно, один из лучших, что мне приходилось видеть как по ассортименту, так и по соотношению цена/качество. Трёх-литровая банка домашнего молока — 100 рублей. Климат умеренно жаркий, так как горы близко.

Апшеронский район

Пользуется популярностью город Хадыженск (22 тысячи человек, одна из остановок железной дороги Туапсе — Майкоп, 150–170 метров над уровнем моря). Пригороды — самая настоящая деревня.

Окраины Хадыженска (вид с горки)

В Хадыженске я остановился в семье кандидатов филологических наук Ивана и Ирины Тихоновых из Череповца, чтобы помочь их дочери с трудными местами в математике (в свою очередь за ужином я получил увлекательнейший рассказ Ивана о Лермонтове и Гоголе). Ирина организовала поставки местных продуктов (мёд, топлёное масло, сыр, отруби, варенье из зелёных грецких орехов и т.п.) в родные края. А Ивана пригласили работать зам директора в Апшеронский колледж.

Весенний лес (9 апреля). Пригород Хадыженска.

В районе вырисовывается “апшеронский творческий кластер” — это близко расположенные: посёлок Новые поляны и станица Самурская и гектарное эко-поселение Цица (сайт, ВК).

фото с сайта Новые-поляны.рф

В Новых полянах (порядка 2300 жителей, высота над уровнем моря~300 метров) переселенцы проводят музыкально-поэтический фестиваль АтмаСфера (в новой “редакции” — АтмаФест). Мероприятие проходит уже раз в пятый и при поддержке местной администрации. В семье у одних из организаторов фестиваля Семёна и Любови я начал знакомство с “кластером”. На их земле я сажал розы и чёрные орехи. Любовь Верхозина — выпускница юрфака МГУ сейчас занимается архетипической психологией, ведёт психологические группы в райцентре и принимает индивидуально + вебинары и консультации по скайпу. Семён занимается строительством для соседей.

Амбулатория врача общей практики в Новых полянах (построена несколько лет назад). Часы работы амбулатории, вероятно, связаны со временем отправления автобуса.

Один из переселенцев выкупил и содержит в хорошем состоянии здание бывшего новополянского вокзала Апшеронской узкоколейки (дорога разобрана в 2010 году). Поселенческий сайт (как, впрочем, и ВК страница)— один из самых живых и содержательных, что мне приходилось видеть.

В Самурской действует, созданный по инициативе переселенцев, ТОС (территориальный орган самоуправления), а Гунтер Гербхард — вальдорфский педагог, переехавший из Германии, устраивает “школу без классов” с погружениями по химии, минералогии и походами в горы.

Экопоселение “Цица” (по названию реки) создано на бывших колхозных полях. Там долгое время не было дороги, а электричество до сих пор жители вырабатывают сами от солнечных батарей и дизельных генераторов, есть успешный опыт применения солнечного коллектора. Несколько хозяйств принимают волонтеров, действуют детский лагерь и йога-лагерь.

Река Цица. Фото из ВК группы ЦИЦА Александра Могильницкого.

Замечательный лес (с громадными грушами) и река отлично спасают от жары. Большинство гектарных участков сменили по несколько хозяев — романтики съезжали вложив свои силы, финансы и энтузиазм в первичное обживание территорий. От перво-поселенцев осталась, вероятно, только семья основателей. Закрепившиеся жители крепки духом, телом и мозгом, а бытовые условия местами даже лучше чем в обычных селах, где есть электричество, водопровод и дороги. Зимует 9 семей. Тут мне было интересно и комфортно — в Цице я в результате задержался на три недели.

На хозяйстве у Михаила и Юлии помогал расчищать гектар для будущего сада и выступал собеседником по наболевшим поселенческим темам.

Хозяин участка справа. Фото хозяйки участка Юлии Каляновой.

Михаил делает для творческих соседей сайты и занимается айтишной удалённой работой, а кроме того, написал книгу (и продолжает её редактировать) об общинной жизни. Современных оригинальных русскоязычных трудов на переселенческие темы мало. После основополагающего сериала Владимира Мегре я встречал только книги Александра Иванова, Алёны Стерлиговой и Кирилла Пристайчука. На этом фоне опыт и гипотезы, которыми делится Михаил Ермаков в своей “Точке роста”, выглядят особенно свежо. Подробности о месте, предложении для волонтеров и мой видео-отзыв тут (почёсывания в видео — это про мошкару, баня у Михаила хорошая)) ).

За огородным опытом я затем переехал в хозяйство Владимира и Ольги Сульженко, где помогал с конопаткой сруба.

Среди представителей творческой индустрии кластера “Поляны-Самурская-Цица” можно встретить пекарей (“Булочка”, “Счастливый пекарь”) и музыкантов (Иван-дурак, Сергей и Дарья Цыгановы), козоводов-огородников и программистов, корововодов и юристов, маслодавов-мукомолов (лавка Гердо) и дизайнеров-изготовителей одежды, психологов и пчеловодов, массажистов и остеопатов. Идёт работа по созданию питомника растений.

Чуть дальше Новых полян в сторону гор заселяется горожанами село Черниговское — это конец автомобильной трассы, но оттуда идёт действующая узкоколейная железная дорога в посёлок Отдалённый (там горожан пока нет).

Ещё один “центр заселения” посёлок городского типа Нефтегорск (около 5 тысяч человек). На сайте Поселения.ру это место обозначено как сообщество “Прекрасная Зеленая, которое насчитывает около 15 семей.

На одном из хуторов Нефтегорска я пробыл 5 дней в садовом питомнике Сергея Сидоренко. В саду — более 1000 видов и сортов некоторые из которых в РФ растут только у него. Сергей, родом из Омска, с 14-ти лет занимается садоводством (см. фото из его сада), со временем он стал специалистом по ландшафтному дизайну — теперь сам консультирует и обучает. Кроме его книг и сада мой интерес вызвал и его дом. Одноэтажный, он наполовину углублён в южный склон. Высокие потолки, светло и сухо. Земляная крыша и продуманные системы вентиляции и отопления.

Вид из сада Сергея Сидоренко. Крыша на реконструкции — часть покрытия снята. Есть зимние фото этого дома.

Дизайн дома таков, что в нём с комфортом размещается вся большая семья — у Сергея пятеро детей. Сад же навевает ощущение, что находишься в лаборатории — Сергей экспериментирует с интродукцией растений. Уже после моего отъезда в окрестностях хутора прошел летний лагерь московской Натуральной школы.

Апшеронский район также известен относительно труднодоступным посёлком Мезмай с местами силы, ярмаркой и московскими ценами на дома — я не был, хотя по рассказам, там живописно и много переселенцев.

Узкоколейка из Гуамки в Мезмай

Природная достопримечательность Гуамское ущелье (через него узкоколейка идет в сторону Мезмая) обросла инфраструктурой для туристов, но увидеть природу, как она есть, ещё можно — у меня, по крайней мере, получилось. В “Гуамке” я оказался на фестивале черемши “Медвежий лук”, который для местной турбазы был организован и проведён по большей части опять же переселенцами из “творческого кластера”. Уже позднее меня угощали паштетом из смеси свежей перемолотой черемши с перемолотыми же семенами подсолнуха — понравилось очень.

Мостовской район

В Мостовском районе я задержался на 10 дней. Наибольшую концентрацию творческих горожан обнаружил в станице Баракаевская (население порядка 700 человек, высота над уровнем моря 600 метров). Переселенка Наталья Изотова активно включилась в местную среду - успела поработать учителем и зам. директора школы в райцентре и объединить своих творчески деятельных соседей под общим именем “Баракаевские умельцы”. Наталья также организует туристические мероприятия в своём районе.

Одно из самых ярких впечатлений от станицы — саманный купольный дом Алексея и Александры.

фото из альбома хозяйки дома Александры Кабановой

Крыша и фундамент сделаны по традиционным технологиям, а стены сделаны по сути даже без каркаса, направляющие — из больших веток. В станице морозы бывают до -20С — дом выдерживает, обогрев идёт от ракетной печи с лежанкой. Южная стена дома занята “зимним огородом”. Обычный огород устроен на склоне холма с обустроенным сбором и распределением дождевой воды для полива. Это самый интересный дом в плане продуманности, комфорта, и того как он смотрится внутри и снаружи, что мне приходилось видеть.

Я спросил Алексея про источники его знаний и опыта по строительство, в ответ получил, что история эта про эксперименты, а книги такие: “Не зарывайте фундаменты вглубь”, “Глинобетон и его применение” и “Дом из самана. Философия и практика”.

Сейчас ребята делают и продают кухонную утварь из дерева под именем BIOTA family design.

Вадим Шандер, переехав в Баракаевскую, занялся выпечкой хлеба. Набрав обороты он открыл в 2014 году пекарню и кафе “Хлебная изба” в райцентре.

Вероника Васильева, выпускница Лесотехнической академии в Петербурге, собирает и продаёт травяные чайные сборы. Я помогая со сборами немного нянчился с её детьми (по школьной и дошкольной программе). Из совместных походов с ними воочию убедился, что деревья, по которым можно лазить (по делу и без), органично и экономично заменяют любые детские площадки с “лазалками”. Поселенческие дети спокойны (в очередной раз убеждаюсь), дружелюбны и самостоятельны.

Более основательную образовательную практику я вёл в семье Кротовых из Ярославля (они занялись пермакультурным оживлением старого колхозного яблочного сада). Задача была помочь их сыну третьекласснику Мирославу с английским. Устроили нечто вроде погружения в язык, а чтобы было не скучно с письменными заданиями развлекал молодого человека логарифмами (это действительно было развлечением — с математикой у Мирослава всё как-то само собой идёт, причём устно).

У Тараса Кравченко я был на двух в занятиях — по раскрытию голоса с помощью гудения и народных песен (Тарас учился у Ярослава Краснова) и по любкам (по этой практике он ведет исследовательский клуб в Краснодаре). Кроме того Тарас занимается изготовлением восковых свечей.

Вид с одного из хребтов в Баракаевской. Слева видны дома станицы.

От Баракаевской у меня осталось странное ощущение. И природа насыщенная и переселенцы содержательные и местные жители бодрые. А вот впечатление, что есть какое-то напряжение… в социуме ли, в природе ли, не отпускало практически каждый день.

Адыгея

В республику со столицей в городе Майкоп я приехал в станицу Новосвободная (порядка 600 жителей и порядка 500 метров на уровнем моря). Переселенцы давят масло (Алёна и Руслан), сотворяют мебель и домашнюю утварь (“ДревуРад”) и занимаются подсобным животноводством (Роман и Мария) и далее “по образцу”. К Роману и Марии я зашел в гости, по мотивам нашей встречи, они решили сделать карту мест, где можно помогать по хозяйству и осваивать сельскую жизнь (WOOFing и Helpx.net платные и англоязычные, так что у начинания есть все шансы на успех).

По пути из Баракаевской в Хамкетинскую.

Новосвободная — это последний населённый пункт на автомобильной дороге, перед ним ещё есть станица Севастопольская, которая также популярна среди горожан (слышал, что там ещё есть община вайшнавов). В Севастопольской вариантов подходящих для волонтёрства я себе не нашёл (хотя, возможно, слабо искал — пропустил экоферму “Тёплышко” переселенцев из Петербурга). Переписывался также с жителями станицы Даховская — семьёй Собкаловых, известными своими курсами по пермакультуре и переводами на русский соответствующих материалов, но туда тоже решил не ездить. В результате ушел пешком в станицу Хамкетинская (это уже снова Краснодарский край и там горожане есть), откуда попутным транспортом перебрался в Баракаевскую.

Майкоп я наблюдал только из окна автомобиля. Переселенцы отзывались о столице Адыгеи хорошо, а в рейтинге комфортности городов в РФ за 2016 год Майкоп занимает десятое место из 300.

Пропущенные места

В описанных краях я был с 9 апреля по 25 мая. Из Баракаевской уехал попутками через Армавир в Ессентуки (Ставропольский край). А можно было двигаться горами через Псебай. На этом пути тоже есть “колонизаторы”: поселение Подгорненское (станица Подгорная) и эко-поселение на основе родовых поместий Смаглинка (ВК, страница на Поселения.ру) в окрестностях станицы Зеленчукская. А еще на въезде из Туапсе в Апшеронский район я пропустил хозяйство Сергея Вертуганова в станице Лесогорская, про которое рассказали, что с огородом, садом, коровами его семейству удалось выйти на продуктовое самообеспечение.

В мои задачи не входило создание “полного подробного справочника” мест проживания деятельных переселенцев, поэтому если что-то я пропустил, а отметиться хочется, то можно оставить комментарий к этому обзору, причем, сразу в соответствующем географии разделу. Нужно выделить абзац и Medium (этот сайт) сам предложит оставить комментарий именно к выделенному фрагменту. Для основательных блогов и пабликов есть таблица, куда я собираю “рефлексирующих переселенцев” — в туда можно вписываться самостоятельно.

--

--