Пятёрка по истории для SEC, Павел Дуров и Jamiroquai

Andriy Honchar
#cryptobuzz
Published in
8 min readAug 7, 2017

В 2016 году The DAO провели Token Sale и собрали почти $152 млн. А на позапрошлой неделе Комиссия по ценным бумагам США (SEC) установила, что токены The DAO являлись ценными бумагами.

Отчёт SEC всполошил криптотусовку не меньше, чем надвигающийся хардфорк. Команды, которые провели или собирались стартовать ICO, ринулись писать юристам, а эксперты начали разносить по социальным сетям мрачноватые настроения вроде:

«SEC своим решением запретила инвесторам и компаниям из США участвовать в построении экономики будущего».

Скажу вам честно, я впервые услышал об ICO и Howey-тесте месяц назад на пленнинг митинге первого дня стажировки в Axon Partners. А на следующий день после публикации отчета нам нужно было прогнать через Howey-тест токены по четырем текущим ICO.

Отоспавшись после такого близкого знакомства с SEC, я вот что подумал: токен сейлам далеко не конец. Возможно даже наоборот, ведь спустя две недели Token Sale никуда не исчезли, а анонсов о новых ІСО только прибавилось. А SEC можно смело ставить пятёрку по истории. И вот почему.

Что произошло?

Проанализировав Token Sale The Dao, SEC просто применила к ICO федеральные законы США по ценным бумагам, принятые еще в прошлом веке (Securities Act 1933 года и Securities Exchange Act 1934 года), а именно применила к токену критерии Howey Test, выработанного Верховным Судом США в 1946 году.

SEC не придумала ничего нового, лишь напомнила о необходимости соблюдения законов.

Да, зависимо от фактов и обстоятельств каждого отдельного ICO, некоторые токены могут быть признаны ценными бумагами. А предложение и продажа таких токенов на территории США будет подпадать под регулирование федеральных законов США.

Об этом было известно и ранее: большинство проектов ограничивали продажу своих токенов на территории США и всячески не допускали американских граждан используя такие формулировки:

“By accessing or using the Site, you represent and warrant that you are not identified as a “Specially Designated National” or United States citizen or permanent resident of the United States, nor has a primary residence or domicile in the United States, including Puerto Rico, the U.S. Virgin Islands, and any other possessions of the United States; (f) and (gf) not placed on the Commerce Departments Denied Persons List.”

Что стало причиной отчета SEC?

Учитывая быстрый рост ICO проектов, SEC уже не могла не обращать внимание на их нерегулирование.

Если первое в истории ICO проекта Mastercoin (сейчас Omni) в 2013 году привлекло $5 млн., то в 2014 году ІСО проекты собрали на всех около $26 млн. А в 2016 году началась что-то вроде токенлихорадки: проекты привлекли больше $200 млн.

Наиболее обсуждаемым был Token Sale проекта The DAO (decentralized autonomus organization), который вошел в историю ICO как первый проект, который:

- в ходе Token Sale привлек более $100 млн. (почти $152 млн.);

- был подвергнут одной из «самых дорогих» хакерских атак, в ходе которой хакеры похитили более $60 млн.;

- стал предметом изучения SEC, о чем немного ниже.

Что касается 2017 года, то чуть более чем за полгода ІСО проекты привлекли уже более $1.2 млрд. и к концу года эта цифра вполне может перевалить за $2 млрд.

То есть, всего за четыре года из 5 миллионной сделки, которая выделялась разве что оригинальностью привлечения средств, рынок ICO вырос в внушительные $2 млрд.

Особо удачные проекты могли собрать несколько десятков миллионов за пару часов, или 200 миллионов за неделю. Неужели кто-то верил, что регулятор это пропустит?

О чем отчет SEC?

На 18 страницах SEC детально разобрала Token Sale The Dao и признала их токены ценными бумагами. Для этого, к токенам применялся Howey Test. Если коротко, то токен будет признан ценной бумагой только, если присутствуют ВСЕ три элемента:

«investment of money in a common enterprise with a reasonable expectation of profits to be derived from the entrepreneurial or managerial efforts of others.»

«вложение денег в общий проект с разумным ожиданием прибыли, получаемой от предпринимательских или управленческих усилий других.»

1. Инвестирование денег

На первый взгляд, может показаться, что первый критерий не применим к токен сейлам, ведь bitcoin, ether и другие криптовалюты не признаны деньгами. Однако, по мнению SEC, деньги — это не единственная форма инвестиции, вклад может быть в форме «товаров и услуг» или какого-либо другого обмена стоимости, в том числе и в криптовалюте.

2. Общий проект (совместное предприятие)

Тут много зависит от того, на каком этапе продаются токены. Чем раньше происходит продажа токенов, тем больше вероятность признания проекта общим. Если вы продаете токены на этапе идеи, то ваши инвесторы становятся полностью зависимы от разработчиков и вероятность общего проекта высока. Если продаете токены на этапе демо-версии проекта — вероятность ниже. Если продаете токены, когда уже есть уже действующий проект — общего проекта не будет.

Как правило, первые два элемента Howey Test выполняются у большинства проектов, которые проводят Token Sale. Поэтому определяющим и ключевым элементом будет именно третий.

3. Разумное ожидание прибыли, полученной от усилий других.

Что вы обещаете держателям токенов взамен на их вклад? Какая функциональность токена? Если вы обещаете долю в юридическом лице, процент от прибыли компании, другие периодические платежи или увеличение стоимости инвестиции, то ваш токен — ценная бумага.

И наоборот, токен с конкретной функциональностью, доступной только держателям токенов, ценной бумагой не будет. Если вы продаете токены как право доступа к возможностям проекта, поздравляю — ВЫ НЕ ПРОШЛИ Howey Test.

Кстати, можете попробовать потестить свой токен тут.

Какой урок следует вынести на будущее?

Если Token Sale и функциональность токенов не прошли Howey Test, то нужно сильно подумать и митигировать все риски попадания под законодательство о ценных бумагах США:

- Детально описать проект и функциональности токенов в документах (White paper, Terms of Use, Token Sale Agreement). Одним упоминанием о том, что токены не являются ценными бумагами, мы SEC не проведем. Это должно следовать из описания проекта.

- Сделать в документах прямой запрет о том, что токены не продаются гражданам США;

- Заблокировать IP адреса из США;

- Не только не продавать, но и не ПРЕДЛАГАТЬ токены на территории США. Большинство проектов имеют англоязычные сайты и документацию, поэтому злую шутку может сыграть даже американский, а не британский флажок при выборе языка сайта (подобное может быть воспринято как оферта для граждан США);

- В течении определенного периода времени следить, чтобы токены не попадали к американцам даже на вторичном рынке при перепродаже токенов.

Регулирование — это хорошо или плохо?

Пока ICO не регулируется, искушение легкими деньгами слишком велико. Подумайте сами: возникшие из неоткуда компании и люди могут за считанные дни собрать миллионы долларов, а почти полное отсутствие правового регулирование открывает большие возможности для творчества, а еще и мошенничества (кстати, на английском мошенничество будет scam — эта информация вам понадобится под конец статьи J ). И кто в таком случае сможет защитить инвесторов?

Не то, чтобы крипто-тусовка беоговорочно поддерживала анархию: рынок сам начал вырабатывать стандарты и критерии проведения токен сейлов. Например, идея детально описывать проект в whitepaper пришла в голову Виталику Бутерину и рынок это поддержал. Что касается его Ethereum Foundation: перед инкорпорацией в Швейцарии команда начала сотрудничать с властями и таким образом получила кредит доверия от регуляторных органов, что очень важно для проектов, основанных на новых технологиях.

SEC, кстати, проанализировав токены The Dao и обнаружив нарушителя, не воспользовалась своим правом наказывать, а лишь сделала акцент на проблемах безопасности и защиты прав инвесторов. И в стиле, совсем неподобающему для государства-левиафана (вроде нашего), SEC пригласила всех желающих проводить ICO и потенциальных инвесторов, к сотрудничеству и развитию новых технологий.

Так почему же в SEC пятерка по истории?

В двадцатые годы прошлого века США переживали бурный экономический рост. Тогда рынок акций рос опережающими темпами — с 1928 по 1929 гг. средняя стоимость ценных бумаг взлетела на 40 % годовых, а оборот торговли увеличился с 2 млн акций в день до 5 млн.

Люди, одержимые идеей быстрого обогащения, вкладывали все свои сбережения в акции корпораций, чтобы впоследствии продать их дороже. Поэтому стоимость ценных бумаг росла с геометрической прогрессией. Американцев не останавливали завышенные цены на акции, они, затягивая пояса, продолжали их покупать в надежде на хороший куш в будущем.

Сдуваться пузырь начал в «черный четверг», когда за один день было продано более 12,9 млн акций, а индекс Доу-Джонса опустился на 11 %. В последующие черную пятницу и черный понедельник экономика США достигла дна, выкарабкаться из которого она сумела только к началу Второй Мировой Войны.

Для спасения ситуации президент Рузвельт провозгласил «Новый курс», в ходе которого и были приняты первые законы о регулировании фондового рынка (с момента его зарождения в 1790 году).

Одними из основных были закон «О ценных бумагах» и «О торговли ценными бумагами» 1934 года. Именно в соответствии с этими законами была создана SEC, введен институт регистрации акций, а эмитентов обязали раскрывать правду о рисках, которые несет в себе покупка ценных бумаг.

Аналогия напрашивается сама собой. Замени слова акции на токены, а ажиотаж на хайп, создастся впечатление, что это строки из какой-то статьи об ICO на Forklog, а не повествование о событиях почти что 90 летней давности.

Конечно ситуация с ICO только частично схожа с событиями, повлекшими Великую Депрессию, но согласитесь, одной из причин масштабности последовавшей катастрофы было как раз отсутствие регулирования фондовых рынков и своевременной реакции государства.

Кажется, SEC хорошо усвоили уроки Великой Депрессии и кризиса 2008 года, поэтому сегодняшнюю пятерку по истории она вполне заслуживает.

Возвращаясь к The Dao и отчету SEC

История The Dao — первый громкий провал среди, казалось бы, успешных ICO. Будут ли еще такие провалы?

Учитывая тот бурный, подогреваемый всеобщим крипто хайпом рост, и помня историю черных дней The Wall Street, скорее всего да. Задача регуляторных органов любой страны как раз и заключается в том, чтобы установить набор правил, которые бы: а) устанавливали понятные всем правила игры, защищали участников рынка и предотвращали крахи, в) способствовали (не мешали) развитию новых технологий.

Поэтому я и думаю, что в отличии от SEC, Дурову нужно по истории влепить неудовлетворительно, его высказывание только подтверждает то что в большинстве случаев история на учит тому, что она нас ничему не учит. Ведь это его слова именно его слова в начале статьи.

В отчете SEC нет ничего что противоречило этим пунктам, поэтому рынок получил скорее положительный сигнал от регулятора, чем негативный. ICO не просто начинает переходить из серой зоны в белую, а превращается из развлечения криптоадептов в серьезный финансовый инструмент, способный в корене изменить рынки капитала и стать частью экономики будущего.

P.S. Кстати, вслед за отчетом SEC, в наиболее популярной для Token Sale юрисдикции — Сингапуре появляются новости о возможном регулировании ICO.

P.S.S. Ну и повествование было бы неполным без лайв версии Scam от Jamiroquai

--

--