Cпецпроект “Блокчейн и право”

Если бы существовал рейтинг наиболее часто задаваемых вопросов криптоюристам, то вопросом 2017 года был бы: “А в какой юрисдикции лучше всего делать ICO?”. Ирония в том, что однозначного ответа на этот вопрос нет и никогда не будет. Равно как и на вопрос, в каком графическом редакторе лучше рисовать логотип, или на каком инструменте лучше всего играть “Полет шмеля”.

Nazar Polyvka
#cryptobuzz
4 min readApr 6, 2018

--

Ни одна юрисдикция не является универсальной, поскольку универсальной бизнес-модели под ICO не существует.

Выбирая юрисдикцию, нужно учитывать регулирование криптовалюты, местное финансовое законодательство и законодательство о ценных бумагах. А еще не помешает заранее разобраться в местном режиме налогообложения, возможности открытия банковского счета и нюансах AML-законодательства. Ну а когда идеальная структура готова теоретически, неплохо посчитать стоимость ее создания и ежегодной поддержки.

В общем, мы (т.е. Axon Partners) вместе с ForkLog Consulting и European Business Association запустили спецпроект “Блокчейн и право”.

Мы прошерстили правовое регулирование криптовалют, токенов, ICO и блокчейн-бизнеса и черт знает что еще во всех мега популярных юрисдикциях: Швейцарии, Сингапуре, Эстонии, Великобритании, США и на Каймановых островах. Результаты разгадывания налоговых головоломок, двузначных формулировок финансового регулирования и даже многозначительных высказываний регуляторов будут магическим образом и очень последовательно появляться на этом #cryptobuzz, и на страничке ForkLog, а ще на сайті Юридичної газети українською мовою.

Ну а пока вы с нетерпением (знаю, что нет) ждете рисерч по Швейцарии, вот вам немного рефлексий авторов и спойлеры.

Иван Греков, крипточеловек, Market Researcher, Legal Research Analyst в ForkLog Consulting, на чьих плечах держится проект:

Ivan Grekov

“В середине 2017 года большинство государств решили урегулировать рынок ICO и установить свои правила для ведения криптовалютного бизнеса. Каждая юрисдикция по отдельности имеет свои преимущества и недостатки, и, надеемся, что данный спецпроект поможет блокчейн-компаниям определиться, в какой из юрисдикций они хотели бы вести свой бизнес”.

Координатор комитета электронных платежей Европейской Бизнес Ассоциации Евгений Веремейченко

“Несмотря на то, что первая криптовалюта появилась 9 лет назад, остро актуальной данная тема стала относительно недавно. Криптовалюта и связанные с ней технологии стремительно вошли в нашу жизнь и в будущем, вероятнее всего, приобретут массовое применение. Это явление существенно повлияло на развитие платежной сферы и в определенной степени изменило традиционное представление об удобстве, скорости и безопасности расчетов. Ассоциация следит за новостями в этой сфере и отслеживает последние тенденции, ведь вместе с новыми возможностями криптовалюты несут в себе и некоторые риски, как для их владельцев, для бизнеса, для государства”.

Обещанные спойлеры:

Швейцария. Тут нужно аккуратно, ведь DAO (Decentralized Autonomous Organization) могут попасть под обычный режим налогообложения. Еще есть тонкие настройки режима уплаты НДС. Но это все лирика, ведь с февраля 2018 года в Швейцарии абсолютно понятно, что такое токен: либо payment ICO (токены-платежные средства), либо utility ICO (токены полезности), либо asset ICO (токены-активы).

Сингапур. Денежно-кредитное управление Сингапура (более известное как MAS) тоже однозначно определило, в каких случаях токены, выпускаемые в рамках ICO, могут быть признаны ценными бумагами, и в каких — токены не будут являться таковыми.

Эстония. Эстонское законодательство и судебная практика в отношении криптобизнеса ужасны. Обменять крипту на фиатные валюты и даже на другие криптовалюты практически невозможно. Ну вот к примеру, чтобы провести сделку на сумму более 1000 евро в месяц необходимо “встречаться” с покупателем лично, а также идентифицировать личность каждого покупателя, получив/сделав копию удостоверяющего личность документа. В общем, на любителя.

Великобритания. Британские ученые, равно как и британские регуляторы не имеют единого подхода к определению криптовалют. Потому криптовалюта это все еще уникальная комбинация цифр, а не валюта либо ценность. Однако для целей налогообложения криптовалюты рассматриваются как активы или же частные деньги. Такая вся непостоянная.

США. Тут самое интересное. Проекты из США выпускают токены в других юрисдикциях или же за пределами штата регистрации. Например, корпорация Storj Labs Inc. (которая пилит платформу облачного хранения данных Storj), расположена в городе Атланта, штат Джорджия. Но для выпуска токенов она использовала компанию Storj Labs Ltd., зарегистрированную на Британских Виргинских Островах. Другой пример — сеть хранения электронных медицинских записей Patientory предпочла выпускать токены за пределами штата регистрации. Patientory Foundation зарегистрирована и находится в штате Джорджия, но в Terms of Token Sale проекта указано, что система смарт-контрактов развернута и запущена в штате Делавэр, поэтому токены фактически выпускались в Делавэре. Дождитесь текста и узнаете, почему так.

Каймановы острова. На Каймановых островах зарегистрирована компания block.one, которая делает платформу для разработки децентрализованных приложений EOS. EOS примечателен не только тем, что многие называют его “убийцей Ethereum”. Токенсейл проекта стартовал 26 июня 2017 года, а завершится 1 июня 2018 года, а потому ICO проекта EOS можно назвать на данный момент самым продолжительным.

К слову, это не первое наше исследование. Год назад ForkLog Consulting и Axon Partners выпустили отчет о регулировании биткоин-бизнеса в Австралии, Великобритании, Гонконге, Европейском союзе, Канаде, Китае, Латинской Америке, России, США, Украине и Японии в 2016 году.

--

--