Синефильство и нетрадиционная анимация

Culttrigger
Culttrigger
Published in
7 min readJul 18, 2017

--

Ночью — мультфильмы, днем — отдых: в Калужской области прошел фестиваль анимации «Бессонница»

Текст: Илья Панин

Фестиваль «Бессонница» — выдающееся культурное событие в России. Здесь сочетаются авторская мультипликация, молодежная фестивальная тусовка и возможность вырваться в «пространство свободы», как называют его сами посетители. В конце концов, где еще можно смотреть лучшие образцы мировой анимации по ночам в поле?

12 часов конкурса

С 13 по 17 июля в Юхновском районе Калужской области прошел пятый международный фестиваль анимации «Бессонница» (Insomnia). Это ежегодный некоммерческий и, к тому же, бесплатный фестиваль, показывающий лучшую анимацию со всего мира по ночам в поле под звездным небом на двух десятиметровых экранах.

«В этом году на конкурсный отбор прислали более 800 фильмов, из них 150 — российские, все остальные — зарубежная анимация. Из этого и собирался конкурс, в который попали 132 работы, плюс еще около 75 фильмов показываются в специальных программах. Это все — короткий метр. А общий хронометраж международного конкурса составляет более 12-ти часов», — рассказывает кинокритик и программный директор «Бессонницы» Павел Шведов.

По его словам, фестиваль становится все более известным не только в России, но и за рубежом.

Участвующие в конкурсе 132 фильма — качественная выборка, демонстрирующая современное состояние мировой короткометражной анимации. Организаторы фестиваля дают зрителям возможность посмотреть самые свежие фильмы, которые участвуют в конкурсе. А жюри оценивает работы. География мультфильмов на фестивале — весь мир: практически все европейские страны, США и Канада, Аргентина и Чили, Китай и Япония, Австралия и Южная Корея и другие страны.

Посмотреть эти мультфильмы кроме как на «Бессоннице» почти негде: в широкий прокат, скорее всего, они не выйдут, а сам фестиваль прокатом не занимается. Правда, организаторы собираются устроить несколько специальных показов лучшего контента этого года в крупных российских городах на других фестивалях.

Ощущай сердцем

От шоссе, куда привозит фестивальный автобус, надо идти несколько километров по грунтовке через поле, через лес, затем — спуск к огромному полю, где раскинулся перманентно разрастающийся палаточный лагерь.

В пятницу вечером приличное место для своего переносного «дома» найти уже непросто, многие приехали раньше и разбили целые лагеря, украсив их светящимися гирляндами, флагами, плакатами. Поставив палатку немного поодаль и поспав пару часов после долгой дороги, проснувшись, можешь обнаружить себя в окружении еще четырех-пяти соседей.

Люди одеты в разнообразную фестивальную униформу: кто в резиновых сапогах, кто босиком, кто в камуфляже, кто в хиппарских штанах и рубахах, кто в костюмах, кто голый ходит; кто с дредами, кто с крашеными волосами и дикими прическами.

Жарюсь на солнце возле палатки, пытаюсь насладиться едва ли не единственным горячим летним днем.

– Доброе утро! — приветствует меня лысый парень прожженного фестивального вида и стреляет сигарету. Хотя время уже послеобеденное, далеко не все в лагере проснулись.

– И вам. Впервые здесь? — интересуюсь.

– В пятый раз. Каждый год езжу.

– За мультфильмами? — он похож на кого угодно, но точно не на поклонника авторской анимации.

– Ну, как сказать. Первые два с половиной раза я вообще их не смотрел как-то. А потом начал, зацепило что-то. Теперь смотрю. Вообще, атмосфера здесь особая. Тепло, добро, приятно. — Стреляет еще одну сигарету и начинает философствовать. — Неважно, кем ты будешь, не заморачивайся, просто отдыхай!

Что-то было в нем вырыпаевское: «Ты просто ощущай и все. Ты не головой, ты сердцем ощущай!».

Два облика, две ипостаси

Неофициальная концепция фестиваля: «Ночью — смотреть мультфильмы, днем — спать». И фестиваль четко делится на две программы, два облика.

Днем — стандартный опен-эйр фестиваль со всей атрибутикой: множество палаток со сделанными вручную браслетами, сережками и прочими украшениями, одеждой в индийском и арабском стилях, сумками, кружками-тарелками (была даже точка, где желающих расписывали хной, и палатка с надписью «таро», где седовласая женщина с ученым видом гадала на одноименных картах). А также игровые зоны и музыкальные сцены с исполнителями не самого высокого уровня. Например, трио возрастных музыкантов с бородами и патлами, играющие то кантри, то рок, не стареющие, видимо, душой, но напрочь застрявшие в 70-х. На другой сцене команда старается играть блюз-рок, солистка чересчур косит под Дженис Джоплин, ее некоторое внешнее сходство и напрочь расстроенный звук лишь усиливают эффект несуразности.

Самое интересное, что есть днем, — лектории с мастер-классами. Там можно обсудить с аниматорами их работы, послушать лекции по научпопу или, например, научиться собирать композиции из гербария.

Ночью же фестиваль наряжается в красочную иллюминацию, некоторые арт-объекты начинают выглядеть еще интереснее, а на круглой сцене с деревянным помостом начинаются танцы и пляски (днем она превращается в детскую карусель). Она очень напоминает сцену бродячего цирка, а приводится в движение тросами и огромной рукоятью, которую вращают по очереди.

Ну и, конечно, начинается то, зачем приехало большинство людей — показы мультфильмов с десяти часов вечера до почти четырех часов утра.

Нерв авторской анимации

– Я занимаюсь исследованием анимации более десяти лет, — продолжает Павел Шведов. — Мне приятно осознавать, что в России существует фестиваль короткометражной анимации с программой, сравнимой по уровню с крупнейшими международными киносмотрами. Хотя для зрителей, приехавших на фестиваль провести уикенд, это не столь важная составляющая. Им интересно посмотреть качественные фильмы. Зрители знакомятся с только-только вышедшими работами, часть которых еще не обрела вес и статус и только начинает побеждать на крупных киносмотрах. Высокий уровень программы «Бессонницы» доказывается еще и тем, что фильмы, попадающие в наш конкурс, затем становятся мировыми фестивальными лидерами и, к примеру, участвуют в гонке на «Оскар».

Кроме того, на фестивале традиционно проходит несколько мировых премьер, отнюдь не только отечественного кино. Словом, аналогов такой мощной программе нет не только в России, но и на всем постсоветском пространстве, разве что Большой фестиваль мультфильмов также позволяет увидеть и понять, что такое нерв авторский анимации. Ну а уж опен-эйр формат ночных показов в полях и лесах Калужской области делает фестиваль и вовсе уникальным.

Если судить с моей колокольни, — добавляет программный директор, — то фестиваль создан для тех, кто страдает синефильством в хорошем смысле слова. Для тех, кто готов смотреть экспериментальную, нетрадиционную анимацию, не всегда соответствующую общественным мифам и штампам о том, что такое мультипликация. Если человек хочет понять, куда сейчас движется современная авторская мультипликация, то как раз «Бессонницей» он может измерить пульс, почувствовать ее дыхание.

«Вырви глаз» или определенный вид искусства?

Вообще у слова «авторский» есть определенный шлейф чего-то заумного, непонятного, «не для всех». Да, многие мультфильмы здесь колючие, не нарративные, авангардные, трудно воспринимаемые, но при этом совершенно потрясающие. Ведь именно экспериментальное, авторское, некоммерческое искусство дает толчок к развитию всего остального, раздвигает границы, показывает существующее многообразие, говорит, что «бывает еще и такое». Можно назвать работы «вырви глаз», а можно — попыткой выйти за рамки существующих форм и языка и созданием нового.

Продюсер фестиваля Антон Стружков отмечает, что некоммерческий статус фестиваля — это принципиальная позиция. Организаторы фестиваля хотят «нести не просто искусство, а определенного вида», и учить людей любить анимацию.

Можно с уверенностью сказать, что у них это получается. Каждый год растет количество посетителей: в 2013 году, в первый год фестиваля, его посетили 2000 человек, а в прошлом — уже 5000. По ночам у экранов не так просто найти место, люди сидят и лежат на «пенках» повсюду, заранее запаслись спальными мешками, чтобы не мерзнуть и никуда не отходить. В конце каждого мультфильма раздаются аплодисменты.

– Некоммерческий фестиваль по определению делать нелегко и неудобно. Потому что не всегда понятно, в конечном итоге, для чего это нужно, — добавляет Стружков. — Это всегда поиск мотивации, и объяснений: зачем и как? С другой стороны, в некоммерческую историю легче увлечь людей, так как они с большей охотой отдают свои силы и время на какое-то хорошее дело, если их в этом убедить. Здесь [на фестивале] люди ходят довольные, им все нравится, а тех, кто делает «Бессонницу», становится со временем все больше и больше.

Но мы ограничены восприятием наших посетителей. Иногда мы смотрим мультфильмы, которые нормальный человек просто не может воспринимать. И дело не в том, что они какие-то неприличные, просто это же искусство [авторское]. Поэтому мы всегда находимся в определенных рамках и должны опираться на реальность, это — зрители, погода, органы государственной власти, конъюнктура. Но здесь люди чувствуют себя свободнее, ведут себя открыто, доброжелательно, что очень тяжело позволить себе в городе. Потому что там, проявляя доброжелательность, рискуешь быть обиженным.

Зачем мне это надо? Чрезвычайно сложный вопрос. Получается, а значит надо продолжать. Фестиваль несет радость большому количеству людей, — говорит Стружков.

Пространство свободы и хорошего настроения

Вообще слово «свобода» звучит здесь постоянно, кажется, будто оно смыслообразующее, да и многие посетители выглядят абсолютно свободными, не стесненными городскими рамками, и называют фестиваль «пространством свободы».

– Я здесь впервые, — рассказывает девушка Саша, недавно закончившая университет, — давно хотела сюда приехать, но получилось только в этом году. — Интересно было посмотреть на атмосферу фестиваля, на формат проведения — никогда не была на фестивале, где мультики показывают, все музыкальные в основном. В том, что показы по ночам, на природе — есть какой-то свой антураж, это правда очень круто! На фестивали езжу, чтобы знакомиться с новыми людьми, общаться, что-то новое узнать, какие-то лайфхаки: например, как готовить еду на огне (кивает в сторону своей спутницы). И анимация для меня — интересный жанр.

Спрашиваю теперь у спутницы — ее зовут Марина.

– Я очень хотела вырваться, — говорит она. — Очень люблю мультики, музыку и атмосферу фестивалей. Здесь люди определенного склада характера, ума, настроения, позитив витает в воздухе. И прежде всего — природа, возможность оторваться от цивилизации, пожить в палатке. Это пространство свободы и хорошего настроения.

Подписывайтесь на странички Culttrigger в Facebook, Instagram, Вконтакте, Одноклассники, Twitter, Telegram,YouTube

--

--