Какое время, такой и Ленин

Culttrigger
Culttrigger
Published in
5 min readOct 27, 2017

5 ноября на телеканале «Россия» состоится долгожданная премьера — сериал «Демон революции»

Текст: Ольга Галицкая

Режиссер Владимир Хотиненко, признанный мастер исторических кинополотен, в канун 100-летия революционного переворота 1917 года взялся за предшествующий ему и мало знакомый широкой публике период зарубежной эмиграции Владимира Ульянова.

Ленин уехал в Европу, где находился на протяжении двух лет вместе с своими соратниками Радеком, Зиновьевым и другими, а также с подругой по борьбе Инессой Арманд и женой Надеждой Крупской.

Кастинг сериала впечатляет: Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Дарья Екамасова, Виктория Исакова, Александр Балуев, Максим Матвеев, Паулина Андреева и много других замечательных артистов. Качество изображения тоже на высоте — благодаря усилиям оператора Дениса Аларкона-Рамиреса и художника-постановщика Сергея Иванова.

Главное же революционное решение состоит в том, что в сериале два главных героя — не только всемирно известный вождь пролетариата Ленин, но и закулисный кукловод судьбоносных, переломных и трагических событий — некто Парвус.

Личность, знакомая современникам и историкам, но впервые оказавшаяся в центре художественного произведения.

Публикуем рассказ создателей о том, как снимался сериал: вы первыми узнаете все самое интересное о «Демоне революции».

Евгений Миронов (Владимир Ленин)

Режиссер Владимир Хотиненко и Евгений Миронов (Ленин)

Я моментально включился в проект, потому что он касался периода жизни Ленина до революции — это два малоизвестных года его биографии, когда он еще — только теоретик революции и наверняка многого из того, что впоследствии случилось, даже не мог предположить. Исходя из того материала, который я внимательно читал, изучал, я понимал, что Ленин, конечно, человек необыкновенных способностей! Меня мучила загадка, которую я хотел разгадать. Каким образом, в какой момент этот мальчик из очень воспитанной семьи, у которого случилась огромная беда, у которого казнили брата, оказался одержим идеей сокрушить общество? Не могу сказать, что разобрался в этом. Думаю, кстати, что по каким-то своим качествам на Ленина похож Навальный. Абсолютная заточенность на одной идее, изначально вроде бы благородной, которую продвигали его учителя Плеханов и Чернышевский, фанатичное желание ее реализовать. Но только революционным путем! Это имело роковые последствия.

Федор Бондарчук (Александр Парвус)

Роль Парвуса — это роль-мечта для любого артиста. Ничего сложнее в своей жизни я не играл, наверное! Тот литературный и драматический материал, который попал мне в руки, это настоящий подарок. Есть всего несколько фотографий Парвуса, их совсем немного. Мы искали с Владимиром Ивановичем Хотиненко, как найти его характер в жестах, манере говорить. От своих питерских товарищей, из «колыбели революции», я привез произношение «что» со звонкой буквой «ч». Попробовали сделать моего героя толстым, полным: Парвус ведь был тучным. В 1914 году оставили таким, какой я есть, а в 1924-м добавили ему веса, это помогло мне в решении образа. Из Парвуса я «выходил» месяца полтора, он как будто поселился во мне, черт бы его побрал, избавиться было нелегко, такое впервые у меня.

Если Женя Миронов вспомнил Навального, играя Ленина, то мне виделся Березовский, я много смотрел его на экране. Мне кажется, что Парвус, наверное, первый в истории политтехнолог, очень продвинутый, со всем инструментарием, который у него был в то время. Он использовал и синематограф, и осветительные приборы на Финляндском вокзале, и музыку, и медиаресурсы. Его палитра коммуникаций с внешним миром и способы воздействия на людей были весьма обширны. По-моему, нет никого, кто мог бы сравниться с ним по масштабам деятельности, перспективам, наглости, дерзости и циничности; я, по крайней мере, таких не знаю.

Владимир Хотиненко, режиссер

Мы занимались людьми. Нам важно было, чтобы зрители увидели не какие-то фантомы, а живых людей. Я хочу после сериальной версии, которая сейчас выйдет в эфир, сделать фильм, у нас достаточно материала для того, чтобы показать историю именно поезда, на котором Ленин вернулся из эмиграции, уже подготовленный к тому, чтобы сделать революцию. Есть еще много, о чем хочется рассказать, проартикулировать, чем поделиться.

Антон Златопольский, продюсер

Антон Злотопольский — первый слева

Дата начала этого проекта — 2004 год. Тогда по заказу канала «Россия» был сделан документальный фильм Елены Чавчавадзе «Кто заплатил Ленину». Образ Ленина у нас за долгие годы сложился такой «мифологемно-карамельный» с одной стороны, с другой стороны — крайне негативный. Мы посчитали, что будет очень интересно посмотреть на тот момент истории более объемно и объективно. И мы заказали Эдуарду Яковлевичу Володарскому сценарий, который и стал основой «Демона революции». Работа шла долго.

Александр Роднянский, продюсер

Александр Роднянский — второй слева

Материал сложнейший, тема табуированная, практически абсолютно незнакомая отечественной аудитории. Был много лет назад фильм блистательного итальянского режиссера Дамиано Дамиани «Ленин. Поезд» с Беном Кингсли, но не слишком удачный. Когда мы с моим коллегой Сергеем Мелькумовым получили сценарий Володарского, мы поняли масштаб задачи. Она колоссальна по всем параметрам. Владимир Хотиненко — один из немногих режиссеров, способных за это взяться: как с точки зрения воссоздания материального мира, так и раскрытия персонажей.

Продюсерские решения тоже очень сложные. Почти ничего из событий сериала не происходит в России. На экране Цюрих, Копенгаген, Стокгольм, Берлин. Ни в одном из этих городов не снимали, это было бы слишком дорого. Съемочной площадкой стал Будапешт. Но выглядит все абсолютно достоверно.

Евгений Миронов (Владимир Ленин)

Я смотрел много хроники, и фильмы моих предшественников великих, игравших Ленина. Для себя понял, что надо мне держать на камеру лицо, в основном, труакар (три четверти), так больше сходства. Бориса Щукина в этой роли можно было показывать анфас, он очень похож. Я ни у кого ничего не заимствовал, углубился в биографию, факты, воспоминания. Ленин — человек без рефлексии, ему некогда, он одержим идеей как можно скорее осуществить задуманное. Для этого, по его мнению, все средства хороши. Недаром у него самый нелюбимый автор был Достоевский. Не знаю, как Смоктуновскому удалось сделать Ленина совсем нежным человеком — и ведь очень убедительно у него получилось! Для меня он совсем иной. Видимо, какое время, такой и Ленин.

Подписывайтесь на странички Culttrigger в Facebook, ВКонтакте, YouTube

--

--