Призрачный водевиль: как Luigi’s Mansion 3 делает из Луиджи кинозвезду

Иероним К.
Cybervalhalla
Published in
8 min readDec 26, 2019

Генри Холмс, считающийся одним из первых серийных убийц США, был бы удивлён, узнав, что на месте его Отеля Смерти сейчас стоит отделение почты. О том, что здание стало могилой для десятков людей, заблудившихся в его коридорах, напоминают лишь туристы, охочие до домов с призраками. Отель был сожжён после казни Холмса, предположительно соседями, не желающими мириться с зеваками, стягивающимися со всей страны, словно паломники, посмотреть на кровавое наследие.

В ноябре 1894 года замок Холмса получил заслуженную рекламу — его отель был в каждой газете

Комнаты отеля были смертельными ловушками: герметичный номер с газовой горелкой, выжигавшей весь кислород, закольцованные коридоры, изгибающиеся под странными углами, виселицы и печи, замаскированные под обычные номера. Жертвы Холмса умирали от голода и жажды обнаружив, что в тёмной комнате нет выхода, кроме люка в потолке. Тяжело представить существование такого отеля в наше время — любой турист тщательно подходит к выбору места проживания и вряд ли заселится в отель, видя в гугл-поиске отзыв “Владелец пытался меня убить. В подвале оборудована пыточная, а вместо бассейна мне предложили дыбу. Ставлю авансом три звезды, администратор обещал устранить недостатки”.

Луиджи, в сопровождении Пич, Марио и призрачной собаки Polterpup — собачьей версии Лизуна из «Охотников за Привидениями», отправляется на отдых в отель с говорящим названием Last Resort. В лобби их встречают призраки-портье и сама хозяйка — Hellen Gravely. Герои будто бы нарочно не замечают за роскошным фасадом истинное лицо здания и призрачный оскал за дружелюбной улыбкой обитателей.

Любовь авторов к голливудской классике неоспорима — Луиджи постоянно катается на лифте и ходит по длинным коридорам, как персонаж Николсона из «Сияния», хотя в игре нет ни одной отсылки к фильму Кубрика. Авторы словно намеренно обманывают очевидные ожидания фанатов. Luigi’s Mansion 3 — не хоррор, а комедия по мотивам утерянной плёнки Джерри Льюиса из 1960-х.

В каждой анимации Луиджи сквозит нарочитая нелепость, свойственная киногероям Чаплина, в основе юмора лежат ужимки и гротескные страдания главного героя.

Фанарт неизвестного автора был нарисован задолго до выхода Luigi’s Mansion 3

На ранних этапах разработки первой части Luigi’s Mansion главным героем был Марио. Действия разворачивались в компактном особняке в японском стиле, вызывающем клаустрофобию после обширных пространств Super Mario 64. В окончательно сформированной концепции игры выбор разработчиков все же пал на Луиджи. Роль главного героя никак не сказалась на образе младшего брата, как и в других играх про братьев-водопроводчиков, Луиджи в собственной игре все еще комический персонаж — неуклюжий, смешной и трусливый, с вытянутым лицом и нелепой мимикой, он отлично смотрелся в тёмной и пугающей атмосфере особняка, оказавшись идеальным кандидатом на роль героя в игровом водевиле Нинтендо.

Комичность Луиджи нашла отражение и в геймплее. В процессе тестирования первой части авторы заметили, что не все кнопки контроллера задействованы в управлении. Разработчики назначили на одну из кнопок крестовины неожиданную функцию — Луиджи начинает звать Марио, нервно озираясь и всматриваясь в каждую тень. Это абсолютно не влияло на геймплей, что не помешало авторам записать 20 разных аудиофайлов на все геймплейные ситуации — от нервного шёпота в пустых тёмных коридорах до отчаянного крика во время схватки с боссом-призраком.

Привидения в поп-культуре олицетворяют нечестную смерть, неоконченные дела в мире живых, не дающие осколку личности человека покинуть мир. На одном из этажей Луиджи встречает привидение-режиссёра Морти, мечтающего вернуться к своей работе, но потерявшего свой режиссерский тотем — красный мегафон, где-то в павильонах студии Paranormal Production. Как и герой Суэйзи из фантастической драмы «Привидение», он пытается продолжить прежнюю жизнь, отказываясь принимать гибель. Он не желает Луиджи зла и не исполняет приказы хозяйки отеля, требующей поймать водопроводчика. Режиссёр доверяет Луиджи, видит в нём не угрозу, а звезду нового фильма.

Морти представляет, как Луиджи будет смотреться в кадре

Луиджи принимает предложение неожиданного союзника. Незаконченное дело Морти — фильм про Годзиллу, где Луиджи играет защитника города. На противоположной стороне макета города — призрак в костюме Годзиллы. Авторы не скрывают источника вдохновения, назвав босса Ghost Godzilla. И Луиджи, и привидение играют роли, предназначенные им сценарием. В бутафорских декорациях актёры изображают неповоротливые движения гигантов. Годзилла метает огненные шары, размахивает хвостом, круша дома. Луиджи в сопровождении дублёра пытается остановить ящера. После съёмок режиссёр отдаёт Луиджи кнопку лифта от следующего этажа. Морти можно поймать, не дав ему закончить монтаж фильма, но Луиджи не будет рад, что игрок выбрал для дружественного привидения такую судьбу — он плутает по отелю в поисках не призраков, а друзей, заключённых хозяйкой отеля в картины, как был запечатан в портрете Виго из фильма «Охотники за привидениями 2».

“Проклятые картины” — один из распространенных атрибутов историй о призраках

Вдохновение «Охотниками», отрицаемое разработчиками — не единственный атрибут 80-х. Узнаваемые образы эпохи диско влачат фантомное существование, повторяя свою судьбу в современном медиа-пространстве. Обречённые на вечную жизнь они останутся призраками, заключёнными в смартфоны и плазмы. Как и дух 80-х, привидений в Luigi’s Mansion 3 можно поймать, но не убить. Меланхоличный пианист, единый со своим инструментом, буквально вселяется в пианино, хищно скалящееся зубами-клавишам, как и его брат-близнец из Super Mario 64, принёсший игрокам немало бессонных ночей. Диджей прячется в собственном афро, кидается пластинками и заводит толпу. В смеси водевиля, диско и хорроров каждый из противников Луиджи — лишь осколок собственной личности, несомненно гораздо более обширной при жизни, цепляющийся за нечто, всё ещё связывающее его душу с миром живых и нуждающийся в упокоении.

Совершение обрядов для победы над потусторонним — не редкость в культурах многих народов. В сборной солянке мифов «Сверхъестественное» братья Винчестеры используют одноимённое оружие, заклинания, огонь и соль, чтобы придать призраку физическое обличье и победить его на своих условиях или сжечь кости и лишить призрака связи с миром живых. В «Dark Souls II: Crown of the Sunken King» призраки неуязвимы к урону, пока игрок не разрушит гроб с останками. Призрак бесплотен, его не остановят стены и решётки. Его нельзя ранить, отравить или запереть в обычной клетке, как зомби. Проходящие сквозь стены противники — распространённый баг, но не в случае с призраками. В «Silent Hill 4» привидения больше похожи на зомби. Игрок может подумать, что справится с ними обычной ржавой трубой или пистолетом, но бесплотная тварь встаёт после каждого удара и следует за персонажем, игнорируя преграды на своём пути. Остановить его можно только прибив к полу магическим мечом.

Мечей повиновения в Silent Hill 4 было меньше, чем призраков — игрок не мог избежать опасности, даже найдя их все

Ритуал в Luigi’s Mansion 3 проще — поимка привидений осложняется разве что необходимостью слепить эктоплазменных злодеев, используя фонарик, заряжая его, как камеру из Fatal Frame. Призраки пытаются спрятаться от Луиджи в предметах мебели, прикрыться элементами человеческого быта или бронёй, снятой со статуй. В лучших традициях слэпстик-комедии, Луиджи срывает предметы с помощью вантуза на верёвке, напоминающем о всех одновременно гениальных и бесполезных японских изобретениях — чиндогу. Когда призрак беззащитен и слеп начинается процесс ловли, походящий на рыбалку. Но как быть с духами — существами, вероятно никогда не бывшими людьми или изменившимися настолько, что они позабыли о том, кем были при жизни?

Стеснительные Бу, впервые появившиеся в 1988 году в «Super Mario Bros. 3» двигались только когда игрок не смотрел в их сторону. В Luigi’s Mansion 3 их поведение немного изменилось — теперь они умеют становиться невидимыми, а для их поиска Луиджи нужен отдельный гаджет — фонарик тёмного спектра, функционирующий аналогично ультрафиолетовой лампе. Напичканный инструментами, но устаревший, словно сошедший с советских витрин Полтергаст — не изобретение Луиджи. Не имея ничего общего с Айзеком Кларком из Dead Space, водопроводчик, возможно, не смог бы даже устранить засор без подходящего инструмента. Поставщик вантузов и фонариков в Luigi’s Mansion — доктор E.Gadd (П.У. Галкин в русской локализации Luigi’s Mansion 2). Он мозг операции, руководящий из безопасного бункера, служащего также хранилищем призраков. Связь с Луиджи он поддерживает через устройства, напоминающие консоли предыдущих поколений — это общая черта для игр Нинтендо. В «Zelda: BoTW», механически инновационной игре, Линк использовал «Камень Шиика», схожий с новой Нинтендо Свитч. В Luigi’s Mansion 3 Луиджи достаётся Virtual Boy — неудачный VR эксперимент 1995 года.

Меню и видеофон в Luigi’s Mansion 3 раскрашены цветами интерфейса Virtual Boy.

Выбор устаревшего устройства понятен — механически Luigi’s Mansion 3 вдохновлена играми с предыдущих поколений консолей. Сквозных механик, используемых постоянно тут гораздо меньше, чем привык современный игрок. Как и старые игры жанра Action Adventure, Luigi’s Mansion 3 во многом полагается на гиммики — механики, используемые один или несколько раз за всю игру. Специфические для каждого уровня, они удачно вплетены в тематику этажа и не вызывают вопроса — “почему в остальной игре этого нет”. На киноэтаже Луиджи использует тв-экраны, как порталы, чтобы перемещаться между комнатами, как мёртвые в «Полтергейсте», где сверхъестественные сущности проникали в мир живых через киноэкран. На этаже-теплице Луиджи в руки попадает болгарка — именно с её помощью Луиджи побеждает босса, отпилив голову плотоядному цветку.

Мультипликационный слэпстик «Том и Джерри» критикуют за излишнюю жестокость, гиперболизированную даже по сравнению с классическими фильмами Китона и Чаплина, но объяснить мультяшное противостояние кошки и мышки, использующих огромные бутафорские молоты значительно проще, чем необходимость соблюдения правил безопасности при использовании пилы. Родителю, играющему в Luigi’s Mansion 3 с ребёнком не избежать вопросов — “что случилось с Луиджи, когда на него упал потолок в гробнице-ловушке?” или “почему Луиджи отправляет своего двойника на растерзание динозавру?”. Ответы окажутся темнее, чем стоит ожидать от игры, победившей в номинации «Лучшая семейная игра».

На кино-этаже Луиджи, выступая в роли оператора, снимает четыре мини-сценки со своим дублёром. В одной из этих сценок игрок наблюдает восстание полуразложившегося трупа невесты из колодца, оформленного как скример с соответствующим звуковым сопровождением.

Гуиджи никак не реагирует на труп невесты, восставший из колодца — его больше пугает вода в ведре

Действительно пугающим этот момент не назвать, но он нарушает семейную атмосферу вселенной Марио. Один из новых инструментов в арсенале водопроводчика — Гуиджи. Съедобная копия Луиджи состоит из зелёного, словно хромакей, желеобразного вещества, случайно созданного профессором П.У. Галкиным из призрачной эссенции и кофе. Он боится воды, но оказывается очень полезен, когда одного из боссов нужно отвлечь, использовав Гуиджи в качестве жвачки. Желейный друг подставляется под зубы динозавра и выходит невредимым, как профессиональный каскадёр. Смертельные ловушки и мучения неупокоенных душ — неожиданная тематика для Nintendo, славящейся семейными играми. Luigi’s Mansion 3 — один из главных представителей жанра action adventure на Nintendo Switch, но мертвый, как обитатели отеля Last Resort, жанр западных жестоких комедий без купюр тяжело адаптировать под современные реалии.

За 18 лет существования серии вышло всего три игры с промежутками больше чем в 6 лет. Благодаря отшлифованности, разнообразию ситуаций и свежей интерпретации непопулярного сейчас сеттинга она кажется собственным надгробным камнем, под которым покоится эктоплазменный коктейль из восточных и западных фильмов ужасов. Призраки ушедшей эпохи старого кино и игр прошлых поколений погребены под руинами Отеля Смерти.

Автор текста: Кирилл Пасько

--

--