Пиринговая транзакционная модель возмещения вреда третьей стороне в устойчивом лесопользовании

Anton Galenovich
DAO IPCI
Published in
5 min readFeb 23, 2019

English version

Транзакционный подход к компенсации вреда от экономической деятельности во многом схож с налогами с нулевой доходностью (в части с некоторыми случаями применения «углеродного налога»), которые предполагают нулевую доходность для бюджета, а поступления перераспределяются между налогоплательщиками. При этом, однако, проблемы и сомнения остаются, так как мы не знаем, куда пойдут налоговые платежи до тех пор, пока не увидим бюджет, да еще и при условии, что мы доверяем тем, кто его принимает и исполняет.

Есть вообще нечто отталкивающее в налогах, как во всем, что основано на насилии, принудительном изъятии, отъёме, если конечно, объект не полностью уверен в тех, в чьи руки попадают его платежи. Можно понять налоговые платежи в пользу армии, правоохранительных органов, чтобы служащие с оружием в руках были уверены в своём будущем, ощущали социальную защищенность и не расстраивались. Или же платежи в пользу здравоохранения, так как одному Богу известно, что и когда может случиться со здоровьем.

Но принуждать всех платить, например, за выбросы парниковых газов, притом, что далеко не все разделяют взгляды на антропогенную природу изменения климата, игнорируя весь комплекс негативного воздействия от добычи, переработки, сжигания ископаемого топлива, не кажется таким уж справедливым.

Именно в этом контексте предложенный подход представляется намного более предпочтительным.

Замечательные идеи, сформулированные Гленом Вейлом, Виталиком Бутериным, Зое Хитзигон, о либеральном радикализме, «квадратичном голосовании», налоге Харбергера в книге, блоге, статье и развиваемые далее, все же выглядят более применимыми к проблеме социальных издержек в интерпретации Коуза, нежели к частной собственности вообще. Если рассматривать права на экономическую деятельность, несущую вред третьей стороне, как ограниченный ресурс, фактор производства, то его распределение в пользу тех, кто придает ему наибольшую ценность, представляется безупречным принципом.

Дизайн эксперимента для проверки подхода на практике, изложенный в предыдущей статье может быть более осуществимым, если применить его к «живому» примеру проекта в публичном блокчейне, а именно к проекту Travel4Good в Папуа Новой Гвинее (PNG T4G).

Можно так и не дождаться, покуда трейдеры ископаемого топлива или криптовалют рискнут частью своих активов и заморозят их до достижения соглашения четырех сторон в соответствии с предложенной моделью. Между тем, в контексте проекта PNG T4G есть и комплексное негативное воздействие и поставщики инструментов митигации, и третья сторона, предъявляющая требования о возмещении и компенсации, и трейдеры, продавцы и покупатели, которые вполне могут согласиться на возмещение и компенсацию вреда, являющегося результатом их транзакций.

Основополагающим остается допущение, что в контексте экономического подхода неделимая «элементарная частица», «квант» негативного воздействия, генерируется в результате конкретной транзакции, сделки, будь то купля-продажа авиабилета, банковский заем или биржевая операция.

Дизайн проекта PNG T4G завершен в первоначальном варианте, и Белая книга опубликована для публичного обсуждения.

Проект призван побудить туристов, путешественников компенсировать «углеродный след» компенсационными кредитами поглощения углерода REDD+, поддерживая устойчивое пользование исконными тропическими лесами. В отличие от большинства программ компенсации «углеродного следа», проект реализуется на пиринговой транспарентной основе, и при этом не требуется доверия к посредническим структурам, транзакции совершаются открыто в реестрах публичного блокчейна. Проект предусматривает развития системы мониторинга, верификации и отчетности на основе сети IoT устройств.

Комплексное позитивное воздействие устойчивого лесопользования учитывается в верифицированных кредитах поглощения и токенах T4G, которые не предоставляют прав на землю и леса, но отражают вклады участников проекта в достижение его целей. Исходная эмиссия токена жестко привязана к площади устойчивого лесопользования в рамках проекта. При этом 60% вкладов и, соответственно, поступлений от компенсации «углеродного следа» кредитами поглощений, зарезервировано за инкорпорированными группами землевладельцев (Incorporated Land Groups, ILG), теми, кто по обычаю является владельцами лесных земель в Папуа Новой Гвинее.

Помимо туристов и путешественников, в проекте могут принять участие и участники транзакций, продавцы услуг, с другой стороны, то есть авиакомпании и гостиницы, в первую очередь. Можно предположить, что со стороны авиакомпаний могут последовать возражения против возложения ответственности за вред со ссылкой на участие в национальных программах ограничения выбросов или в программе ИКАО. Однако, эти ограничения и требования существуют в ином «семантическом контексте» и, следовательно, могут восприниматься как иррелевантные.

На первом этапе проекта предполагается прямое и непосредственное добровольное погашение своего «углеродного следа» путешественниками и распределение поступлений между участниками проекта в прямой зависимости от их вкладов. В таблице ниже приведён пример распределения с участием 10 ILG, владеющих участками леса различной площади, с суммой долей (Stakes) равной 60%, а также долями правительственных структур, команды исследований и развития, оператора Программы:

С учетом сложного, комплексного характера негативного воздействия изменения климата, часть 60% доли направляется на меры адаптации, меры гуманитарной помощи, репатриации, поддержки будущих поколений, которые осуществляются через местные общины.

Для справки:

Территория тропических лесов, кустарников и саванн в Папуа Новой Гвинее составляет более 29 млн га. В том числе 21.3 млн га под товарными породами леса, а 8.4 млн га под концессионными соглашениями об экономическом развитии. Помимо этого, 12.9 млн га отведено под будущие лесозаготовки. Леса Папуа Новой Гвинеи состоят из ценных пород, экспорт которых составляет одну из основных статей экспорта страны. По предварительным оценкам, 3.1 млн га лесных территорий в рамках проекта только в районе Тамбул-Небильер (Уэстерн Хайлендс) дают свыше 900 тыс. тонн поглощений СО2 в год. В качестве кредитов поглощений они могут быть выпущены в публичном блокчейне только при условии транспарентной верификации или под залог, достаточный для компенсации нехватки инструментов митигации иными инструментами высокого качества, зарегистрированными в публичном блокчейне

На следующем этапе будут рассмотрена возможность и схема принятия внешних вкладов в программу через дополнительную эмиссию T4G токена. При этом, в первую очередь, необходимо будет выставить цену токена, что можно сделать путем «квадратичного голосования» долями участников. В таблице ниже приведен гипотетический сценарий такого голосования с предложениями цены от участников в пределах от 5 до 40 в выбранной ими валюте:

Результат, 17,7, выделен в таблице зеленым цветом.

После этого становится возможным принятие вкладов, которые учитываются по аналогичной формуле (как сумма корней вкладов), обеспечивающей справедливой распределение поступлений, приходящихся на вклад. В таблице ниже приведен гипотетический сценарий с пятью вкладами размерами от 5 до 10000 и результирующими долями участников, выделенными голубым цветом:

Распределение поступлений на этом этапе переходит от распределения по числу токенов к распределению по долям, меняющимся в зависимости от внешних вкладов по формуле, при которой многочисленные небольшие вклады имеют сравнительно больший вес, нежели несколько крупных.

С запуском проекта T4G PNG число действующих и зарегистрированных программ на Платформе интеграции климатических инициатив достигнет пяти, а их взаимодействие в реализации общих моделей, подобных предложенной, поможет преодолеть трудности роста и развития новой парадигмы.

--

--

Anton Galenovich
DAO IPCI

Founder of DAO “Integral Platform for Climate Initiatives” (DAO IPCI). Exploring and experimenting with p2p economics of damages