Как бедному депутату декларировать операции с криптой?

Один криптовалютчик на вырученные от продажи биткойнов деньги купил жене сапоги. Обещает шубу купить. Проанализируем ретроспективно, откуда деньги.

Оксана Кобзар
Dead Lawyers Society
3 min readDec 11, 2018

--

Задекларированы наличные доллары и гривна. Доллары мог купить за гривны. Значит есть квитанции о покупке иностранной валюты. Гривны мог снять со своего счета, получив квитанции о снятии наличных со счета физического лица.

Если деньги были на счете, значит их туда зачислили. Это подтвердим выпиской со счета с транзакциями, совпадающими по сумме и датам. Мог получить деньги за крипту наличными. Тогда есть письменная расписка о приеме наличных или акт приема-передачи.

Фишка криптооборота — анонимность.

Поэтому, возможно, деньги пришли на счет от отправителя, которого невозможно идентифицировать. Так происходит, когда операции проводятся через биржу. В таком случае выписка со счета не сможет подтвердить, что деньги поступили именно от транзакции по продаже криптовалюты. Для НАЗК этого недостаточно, чтобы подтвердить источник происхождения.

В части налогообложения вопросов быть не должно, если задекларировать деньги и заплатить налог по ставке 18% и военный сбор 1,5%. Налоговой нет смысла разбираться, откуда доход, если налог уплачен по максимальной ставке. Останется только доказать документально, что именно эти зачисления он снял со счета и конвертировал в валюту, иначе наличную валюту обложат еще раз.

Но чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное. А за какие деньги купил. Всегда есть вариант — на день рождения подарили или бабушка в наследство оставила. Только нужно показать операции по приобретению. Договора дарения и свидетельства о праве на наследство недостаточно, надо подтвердить факт зачисления крипты в кошелёк.

Можно дать проверяющим номер кошелька, и они сами найдут его на https://www.blockchain.com/ или https://etherscan.io/. Можно открыть кошелек и разрешить в нём покопаться. В истории транзакций мы увидим номера кошельков контрагентов (или имена, которые присвоил им пользователь) или названия бирж, даты, суммы, курс.

Кошелёк, кошелёк, какой кошелёк?!

Спросят налоговики. И будут правы, по операциям по покупке мы не увидим доказательств оплаты или персональных данных сторон сделки. Значит, нужно предъявить платёжки или квитанции о переводе денег на счет биржи или на счет продавца напрямую, лучше с назначением платежа.

Чтобы подвести баланс из всех транзакций и выйти на нужные цифры, нужна вся история транзакций. Её мы увидим только в кошельке с постоянным адресом. Если адрес не стабильный, то сделать этого не получится.

Если придётся судиться с налоговой или НАЗК, то надо понимать, что усы, лапы и хвост — это на наши документы. Нужно превратить информацию на экране компа в доказательство. Можно распечатать фото экрана и подписать своей подписью, можно загрузить данные в какой-то формат и подписать электронной подписью. К таким доказательствам будут вопросы с процессуальной точки зрения. Не скажем какие, чтобы не облегчать задачу суду и стороне «обвинения», пусть работают. А нам важно, что суд оценивает доказательства в их совокупности, а не каждое по отдельности, и по своему внутреннему убеждению, а не руководствуясь фискальным правосознанием. Есть такие способы доказывания, как письменные, электронные, вещественные доказательства, заключения эксперта и показания свидетелей. Остаётся подумать, что будет предметом доказывания, и как добыть доказательства до того, как декларировать операции с криптой.

О чем это все вообще было —

Текст зашел как дети в школу? Хочешь еще таких? Так становись внезапно патроном мертвых юристов:

Originally published at axon.partners.

--

--