Как я искал работу и лажал

Продолжая цикл рассказов про тяжелую судьбу начинающего юриста, хочу поделиться своим опытом поиска стажировок, работы, прохождения собеседований и просто общения с потенциальными работодателями.

Shtager Vladislav
Dead Lawyers Society
7 min readOct 4, 2018

--

Место: Юридическая клиника НЮУ им. Ярослава Мудрого.

Собеседование: начало второго курса. Попал туда, так сказать, “по объявлению”.

Мне сказали прочитать закон, который регулирует вопросы предоставления бесплатной правовой помощи и прийти на следующий день. Я почитал, пришел на собеседование к старшекурснику. Он мне задал ровно два вопроса: “чим відрізняється первинна та вторинна правова допомога та яка з них надається юридичною клінікою?”. Со вторым видом почему-то возникли трудности, я затупил, но меня всё равно взяли.

Что получилось: по прошествию 3-х месяцев меня оттуда выгнали. Ну, не только меня, а еще несколько “мерзавцев”, которые осмелились не написать тезисы (ну а по другому — никому не нужная макулатура, которую в любом случае публикуют за 100 грн) на конференцию, которую организовывала клиника. Причем выгнали пафосно, как на парт собрании, при всех, в актовом зале — попросили встать и покинуть помещение.

Это было сильно. Некоторые даже потом ходили просили, что бы их оставили. Но лично я не особо расстроился, даже немного обрадовался, что театр абсурда закончился и поехал играть в футбол.

Вывод: забейте. Большинство проблем такого рода не стоят вашего плохого настроения.

Место: стажировка у адвоката.

Собеседование: организовывали эту стажировку ребята из Лиги студентов. Средина моего 3-го курса. Проходило все в 2 этапа.

1-й — “избранных” собрали в кофейне и дали задания. Нас было немного, но одна девочка первокурсница умудрилась прийти со своей старшой сестрой (которая, как я понял, работала в суде и помогала ей в дальнейшем решать задания, сидя рядом). Угадайте прошла ли она в следующий раунд или нет.

2-й — собеседование с самим адвокатом + мой день рождение. “Особенных” было четверо. Заходили по одному. Вопросы, как мне сейчас кажется, были направлены на выявление самого задротистого из нас. Типа, что сказано в ст. 37 (допустим) Гражданского кодекса; процитируйте определение мошенничества из Уголовного кодекса; а сколько месяцев у вас есть, чтобы пожаловаться на некачественный товар в службу защиты прав потребителя; ну и конечно же — “Кем вы себя видите себя через 5 лет?”.

Еще было: “Как вы будете выбирать себе компанию при трудоустройстве?”, а я имел неосторожность сказать, что по рейтингу. На что получил ответ — “Они же проплачиваются” (передаю привет Baker McKenzie, CMS, Sayenko Kharenko, Dentons и их ближайшим конкурентам— главным плательщикам на протяжении многих лет).

Справедливости ради хочу сказать, что я действительно слышал о том, как все это происходит с украинскими рейтингами, но международное признание, как мне кажется, сложно купить, если ты из себя ничего не представляешь.

В итоге — я ответил правильно примерно на половину из множества вопросов из разных диаметрально противоположных отраслей права.

Что получилось: мне отказали.

Вывод: на тот момент я подумал, что я просто должен еще больше и усерднее учиться. Но самом деле нет.

В современном мире ты не должен знать все by heart. У меня был отличный преподаватель по уголовному праву. Каждый вторник на протяжение года я ходил сдавать ей на память по одному разделу из Уголовного кодекса + определения понятий из комментария к Уголовного кодекса + Постанови ВСУ. И что? Разве сейчас я Бог уголовного права? Конечно же нет. Я не работаю в этой сфере, не пользуюсь этой информацией и в итоге — все забылось. Главный вопрос — куда я потратил столько времени своей жизни? Я же мог научиться кодить и сейчас стать Legal engineer.

Мне кажется, что у нас сейчас куча девайсом, которые заменяют тома и библиотеки. Конечно же, ориентироваться ты обязан, знать принципы решения кейсов— тоже, но не воспроизводить же по щелчку ст. 256 Whatever кодекса.

Место: работа младшим юристом в компании, которая занимается юридическим сопровождением IT-проектов.

Собеседование: средина 4 курса. Я его не проходил. Перед ним нужно было сделать задание — перевод части какого-то договора + сделать кейсы по налоговому праву.

Я подавался в эту компанию два раза:

1-й — где-то начало декабря. Когда начал делать задания понял, что если пройду, то не смогу нормально работать в ближайшие полтора месяца. На носу — каникулы + сессия. Я написал на почту компании, отказался от выполнения, объяснил ситуацию, извинился.

2-й — конец февраля. Опять прошусь туда. Говорят, мол, вакансия закрыта, но ты все равно сделай тоже задание, может что-то выгорит. А что бы вы понимали на тот момент я с налоговым не сталкивался ни по учебе, ни по работе. Тем более с международным. Для меня это и сейчас просто дремучий лес.

Вообщем все закончилось тем, что я ничего не сделал, соотвественно ничего не скинул и не обьявил о своем нежелании делать это задание. На тот момент мне уже просто было стыдно во второй раз писать, что я сливаюсь.

Что получилось: провал.

Вывод: всегда контактировать до последнего с вашим потенциальным работодателем. Даже если вам стыдно, неудобно или просто западло. В дальнейшем такое попустительство может сыграть с вами злую шутку.

Место: стажировка в большой студии разработки игр.

Собеседование: 5 курс. Одна из моих попыток завоевания Киева в летний период. Один из немногих случаев, когда я писал на мейл и мне ответили уже Linkedin.

Перед собеседованием как всегда нервничал. Подлило масло в огонь то, что в общаге выключили свет за 30 минут до начала собеседования (а оно было онлайн) и мне пришлось идти в ближайшее место с интернетом. Им оказался Port Wine Bar (харьковские и одесские шарят). В таком месте грех не взять вина в граненом стакане + собеседование задерживалось, а меня “водило” все больше и больше. Для большей храбрости мне пришлось опустошить стакан и все началось.

На беседе в Skype со мной общались примерно 15 минут руководитель юр. отдела и HR менеджер. Мне понравилось. Меня спрашивали больше про мотивацию, почему я интересуюсь сферой Game Development и что я вообще знаю о компании, о себе, о моем бэкграунде, ну и конечно же дали возможность задать вопросы .

Что получилось: мне отказали, сославшись на то, что я запросил мало времени для стажировки (один месяц, вместо минимальных двух).

Вывод: будьте всегда готовы к резкой смене обстоятельств и продумывайте пути к отступлению.

Отдельно хочу выделить Sayenko Kharenko и их подход к отбору (заданиям). В этому году я подался туда на Innovative Summer School. Совершенно этого не планируя и при стечении обстоятельств. И прошел (что может показаться удивительным ввиду печальности предыдущих пунктов).

Innovative Summer School, как я понял, представляет собой две недели мастер-классов и групповой работы. Походу выбираются кандидаты для будущей практики. Так как Baker McKenzie уже предложила мне полноценную стажировку, от “вербовки” SK мне пришлось отказаться.

Мне очень понравились задания на креативность (написать два эссе на английском — 1) какую сферу права вы бы урегулировали и каким образом; 2) в какой бы стране вы бы хотели родиться или какой суперспособностью хотели бы обладать и почему) + добродушный ответ представителя компания, когда я отказывался от их предложения (который не отбивает желания в дальнейшем коммуницировать).

Какие советы я бы себе дал на первом курсе:

  1. Участвуйте в мут кортах. Это реально сейчас цениться работодателями — развивает ваш legal English и показывает, что вы готовы разбираться со сложными юридическими вопросами довольно длительное время (сам я упустил этот момент и иногда мне прилетает из-за этого).
  2. Не стесняйтесь писать потенциальным работодателям или HR менеджерам напрямую в Linkedin или Facebook. Потому что, по моему опыту, email это реально лажа; его обычно игнорят. Я понимаю, что люди получают множество писем каждый день и какой-то стажер, интересующейся возможностью практики не в приоритете. Но, пожалуйста, если вы сталкиваетесь с этим как HR или работодатель — не игнорируйте, а то это вгоняет в депрессию и мысли о неполноценности молодых юристов.
  3. Английский это просто must have. Думаю тут без пояснений. Это просто по умолчанию как русский или украинский. Старайтесь сдать на высокий уровень и получить всемирно признанный сертификат.
  4. Соответствуйте своему резюме. Не пишите того, за что вы не сможете ответить на собеседовании. Главное быть, а не казаться.
  5. Пробивайте в международных отделах ваших универов возможность поехать учиться (Academic Mobility, Erasmus) в другую страну. Не ждите объявлений от представителей университета, ваших друзей, которых приходится уламывать поехать с вами или каких-то специальных знаков сверху. Меньше планируйте, больше делайте.
  6. Начинайте искать работу или стажировку в своей сфере как можно раньше. На первых порах даже бесплатно. Лично я бесплатно работал 8 месяцев. Может это было глупо, но лучше так, чем вообще без опыта.
  7. Ходите на всякие тематические мероприятия, организованные ELSA, Лигой студентов, университетом и тд. А по желанию — принимайте участие в их работе.
  8. Если собеседование онлайн, всегда оценивайте обстановку и то, что вас окружает. Не позволяйте лишним вещам на заднем плане составить о вас плохое впечатление. Так было со мной уже во время стажировки в Baker McKenzie. Юрист, с которой мы сдружились и которая меня собеседовала, рассказала о моем небольшом факапе. Я тупо не убрал висящие на вешалке рубашки в шкаф и они все время находились на фоне, что немного подпортило впечатление обо мне (хорошо, что они не увидели ворвавшегося перед самим собеседованием в комнату коменданта, которой срочно нужно было узнать поменял ли я убитые жалюзи или нет).
  9. Учитесь хорошо, но не переусердствуйте. Ваша жизнь что-то большое, чем лекции, семинары и библиотека.
  10. Занимайтесь нетворкингом, но не делайте это самой целью общения. Пытайтесь общаться c интересными вам людьми — встречайтесь с ними, подходите на мероприятиях, пишите им, просите их совета, но делайте это искренне. Да, вас могут не воспринимать, отказывать, игнорировать, но пытаясь вы особо ничего не теряете.
  11. Не отчаивайтесь если у вас что-то не получается. Я общаюсь с ребятами, которые продолжили учебу в Европе. Для завершения обучения они должны пройти практику в ЕС. Знаете сколько они отправили резюме, перед тем как найти работу? Каждый примерно 100–120 штук. Много фактов игнора, отказов, но по факту все получается, потому что они просто не опускают руки.

--

--