Факторы Экспансии: Как Блокчейн Стирает Грани

Буддисты говорят, что будущего не существует, и фантазировать, соответственно, нет смысла. С другой стороны, цивилизацию двигают вперед пассионарные мечтатели, которые выстраивают паттерны, в соответствии с которыми общество и развивается.

Блокчейн-активисты, которых пока немного в пропорции к населению планеты, являются пассионариями. Они не просто мечтают — они строят весьма практичные вещи, создают невиданные доселе бизнесы и порождают новые смыслы. И занимаются они этим не из спортивного интереса. Ими двигают два основных мотива:

1) неудовлетворенность текущим положением вещей в слишком централизованном и несправедливом мире сегодняшнего дня и

2) желание зарабатывать и тратить деньги так, как хотят они, а не так как предписывают условности общественного договора.

Вот такой революционно-коммерческий порыв.

Поэтому «мечтания» — топливо креаивности криптоанархистов. Чем же отличаются мечты «блокчейновые» от обычных фантазий, и что именно стимулирует творческие порывы криптофанатиков?

Не смотря на логичность предположения, сама технология блокчейн врядли может являются главным генератором идей в криптоэкономике. Да, не имея понятия о том как работает блокчейн, никакого криптопроекта не придумаешь. Однако, подобная аксиома относится к любой специфической деятельности.

Самый близкий в родственном отношении к блокчейну пример — программирование. Далеко не каждый программист, владеющий одним или даже несколькими языками программирования, способен «скреативить» некий уникальный софт, только исходя из собственной профессиональной подготовки. Без малейшего желания оскорбить пишущую код братию, все же приходится признать, что немало современных программистов являются, пардон, «быдлокодерами» — функциональными исполнителями, способными в лучшем случае тырить код на гитхабе с последующей, далеко не всегда удачной, перекомпиляцией.

И так во всем, что касается технологий или неких специальных навыков. Хотя и не без исключений. Ван Гог и Пикассо не были, что называется, виртуозами кисти, а вишь как их картины нынче ценятся…

В блокчейне ситуация подобная. Однако не такая же точно, и лишь только потому, что количество тех, «кто в теме» весьма невелико по отношению к количеству реализованных или находящихся в разработке криптопроектов.

По правде говоря, каждый, кто более-менее разобрался на что потенциально способен блокчейн, либо уже строит собственный проект, либо находится в одном шаге от того, чтоб начать.

Есть еще отдельная категория чистых практиков, которые не тратят время на креатив, а пользуются тем, что блокчейн уже предложил. Это майнеры и трейдеры. Но сегодня речь не о них.

Если посмотреть на личную историю тех, кто сейчас руководит действующими проектами на блокчейне, то окажется, что во многих случаях их прошлая трудовая деятельность и профессиональная подготовка мало вяжется с тематикой их теперешних бизнесов. Врядли существует подобная статистика. Но даже небольшой срез по теме подтвердит, скорее всего, мое предположение.

Среди тех, кто строит платежные сервисы на блокчейне, зачастую нет ни банкиров, ни даже финансистов. Среди создателей геймифицированных платформ самоуправления можно и не найти ни геймеров, ни бывших госчиновников. А в нашей команде, разрабатывающей децентрализованное приложение для секьюрити сервиса, нет ни телохранителей, ни бывших офицеров-силовиков.

Естественно, любой криптопроект приглашает тематических эдвайзеров, «шарящих» свои специфические знания с блокчейн-активистами. Иногда доходит до гротеска — команда проекта порой по численности уступает количеству приглашенных эдвайзеров, среди которых попадаются иногда гуру блокчейн технологии (Виталик Бутерин уже устал просить в своем твиттере не вывешивать его на сайтах грядущих ICO как эдвайзера).

Считается, что количество эдвайзеров подтверждает серьезность проекта. Но, как подсказывает обычный здравый смысл и советуют старожилы криптоэкономики, это — bad practice. Вынырнувший из ниоткуда «зеленый» проект, которому без году неделя, не может по логике иметь со старта кучу маститых эдвайзеров. Подозрительно смотрится.

Мы, например, пригласили в качестве эдвайзера пока только одного человека — Сюзанну Тарковски Темпельхоф, главу Bitnation. И считаем, что ее одной нам более, чем достаточно. Поскольку мы намерены «дизраптить» сферу безопасности, применяя блокчейн в нашем приложении шеринга секьюрити, то поддержка самой мощной в мире платформы децентрализации для нас — самое то. Более того, наш подход к секьюрити-бизнесу слишком революционен, чтобы приглашать бывалых телохранителей, а идеология слишком анархистская, чтобы советоваться с агентами госбезопасности.

Но вернемся к стиранию граней в криптоэкономике.

Самый, наверное, яркий пример размытия блокчейном границ профессиональной среды — инвестирование. Для постсоветского пространства это звучит не слишком впечатляюще. У нас еще не сформировалась четкая связь между благосостоянием и акциями. А вот для Америки криптоэкономика с ее возможностью инвестиций в рании стадии проектов — настоящая бархатная революция. Раньше, в эпоху IPO кто был вправе инвестировать в многообещающие проекты на ранних стадиях? Только респектабельные т.н. подтвержденные инвесторы и венчурные фонды. Т.е. 3–5% от всего населения «страны безграничных возможностей».

Теперь, посредством ICO любой желающий, буквально каждый встречный-поперечный, без необходимости подтверждения статуса, годового дохода, гражданства, фамилии, карты социального страхования и прочих атрибутов общественного договора может инвестировать сколько сможет в какой-угодно перспективный криптопроект на самой что ни на есть ранней стадии.

Венчурным капиталистам пришлось потесниться. Более того, обычные физлица зарабатывают иногда гораздо больше «профессиональных» инвесторов, скованных устаревшими предрассудками, опасениями «профукать» чужие деньги и негласным корпоративным «дговорняком».

Банкиры во главе с печально известным клоуном Джейми Даймоном разрываются между попытками убедить общество в опасности криптовалют (дескать, пузырь это, а вдруг ка-а-а-к лопнет…) и героическими усилиями оприходовать блокчейн.

Консорциум R3, в котором уже несколько десятков банков класса А, выпустил совместными усилиями криптомонету для внутренних расчетов между банками. Нет ни малейших сомнений, что эти ребята снюхались с толковыми криптотрейдерами и раскачивают криптобиржи своей тяжелой денежной мошной. Недавние волатильные пируэты биткойна наверняка принесли JP Morgan и компании огромные барыши. Ну, пришлось пожертвовать лицом СЕО ради просадки биткойна. Ничего, умоется, работа у него такая…

А засуетилась банковская сфера не зря. Они ведь не дураки и понимают, что банки, как прокладка между людьми и деньгами осмыслена и жизнеспособна только при условии централизованно эмитируемых национальных валют. И если каждый Джон, Мэри, Вася или Клава начнут чеканить собственную монету, которую согласны будут принимать как эквивалент стоимости другие граждане, то где в результате окажутся банки?

Не только в сфере финансов, но и практически везде, куда уже дотянулся блокчейн, происходят преобразования, которые можно охарактеризовать фразой «а почему бы и не…». А почему бы не заменить обычные паспорта на цифровые ID, которые невозможно подделать, украсть или потерять, ибо блокчейн криптографически защищен, а изменение уже зафиксированных данных невозможно просто технологически. Вот уж где на 100% исполняется поговорка «что написано пером, не вырубишь топором». И проект Civic — один из первых живых тому примеров (признаться честно, корявенько исполненный, но первый блин всегда, как говорится, комом).

А почему бы не фиксировать акты гражданского состояния в блокчейне? Bitnation уже запустил такой сервис на своей платформе для децентрализованных приложений Pangea (той самой, на которой будет проживать наша B-Umbrella). То же касается и реестра недвижимости, земель, транспортных средств.

А почему бы не расширить границы сферы безопасности, включив в нее любого, кто может оказать услуги связанные с личной, корпоративной, общественной или кибер безопасностью? Белые хакеры, диггеры, сталкеры, «выживальщики», страховщики, юристы, общественные активисты, бэбиситтеры, студенты-физкультурники, таксисты, джеймсы бонды в отставке, джоны уики на пенсии…

Вот так криптоанархисты и мечтают. Представьте проект, обеспечивающий безопасность туристов. Узкая специализация? Как сказать, ведь нужно состыковать турагентства, отели, страховые компании, перевозчиков, охранные фирмы, частных телохранителей-фрилансеров, сервисы экспресс-доставки, рестораны, шопинг молы, такси, парки аттракционов, музеи, арендодателей посуточного жилья и т.п…

Причем здесь блокчейн? Кросс-платформенное приложение на блокчейне обеспечит оплату услуг криптовалютой при автоматическом исполнении смарт-контрактов на оказание услуг. Плюс анонимность и защита персональных данных — вот тут Pangea подтягивается с цифровыми ID, репутационными рейтингами и «неломаемыми» реестрами всего, что только возможно.

Вообще, ключевой идеей криптоэкономики, по нашему убеждению, является синергия.

Именно слияние сфер деятельности, размытие границ бизнесов и неполиткорректность в отношении корпоративных устоев наделяют блокчейн огромным революционным потенциалом а крипто-активистов — сумасшедшей креативностью. Всякая цеховая солидарность уходит в прошлое. Любой крипто-предприниматель становится самодостаточной боевой единицей. И чихать он хотел на корпорации, банки и государственное регулирование. Так работает настоящее самоуправление, в этом смысл Governance 2.0

Предлагаемая блокчейном синергия расширяет творческий потенциал, размывая границы «дозволенного». Возможность воплотить в жизнь то, что вчера еще казалось пустопорожними фантазиями действительно окрыляет. А если еще и первым оказаться в новой бизнес-ветке…

Мечтайте, люди. Учитесь блокчейну и рискуйте. Мы в самом начале золотого века криптоэкономики. А как говорит старая цыганская поговорка, «кто первый встал — тот красивее всех оделся».

--

--