Чему меня научило преподавание в университете

Kostya Gorsky
Design & Productivity
2 min readSep 28, 2018

Говорят, начался учебный год (оригинальный пост вышел 3 сентября 2018 — прим. авт.). Несколько лет назад в это самое время я оказался преподавателем курса по дизайну интерфейсов в МГУ. Тогда даже представить себе не мог, насколько полезным окажется этот опыт, хотя и непростым. Реально, если бы не преподавал, был бы сейчас совсем другим человеком.

Попал я туда почти случайно, меня позвал давний знакомый, который преподавал сам. И хотя времени и сил после фулл-тайм работы в Яндексе оставалось очень мало — не согласиться не мог.

Зачем мне это было надо? С одной стороны, чтобы поделиться тем немногим, чему успел сам научиться. Когда был студентом, меня очень вдохновляли молодые преподаватели-практики, которые рассказывали, как всё в жизни на самом деле происходит. Теперь хотелось отдать долг. С другой стороны, мне ужасно не нравилось примерно всё в устройстве традиционного высшего образования. Хотелось сделать курс здорового человека. Например, не понимаю как в XXI веке можно требовать от людей что-то запоминать и потом пересказывать на экзамене — у меня такого не было.

Чего не ожидал, так это того, что будучи преподавателем, сам научусь многому.

  1. Если вам кажется, что вы понимаете какую-то тему, попробуйте о ней кому-то рассказать — вас могут ждать открытия. Мне пришлось разложить по полочкам всё, что знал про дизайн интерфейсов. Перечитать заново классические книжки (Норман, Купер, Раскин, вот это всё) и много нового там открыть. См. также пост про то, почему надо читать хорошие книги дважды. В общем, пока готовил материалы лекций, начал хоть понимать, чем занимаюсь на работе.
  2. Преподавание — это лучшая практика публичных выступлений. Представьте, что вам надо раз в неделю, в любом настроении и самочувствии выйти и рассказать сотне человек интересную лекцию на часик-полтора. Окончательно перестал бояться выступать.
  3. А ещё учишься быстро и убедительно отвечать на любые вопросы. Этот навык неплохо помогает на работе, особенно в общении с недизайнерами.
  4. Заодно в моём случае курс оказался практикой быстрого удалённого арт-дирекшна. Студенты присылают работы в разной степени готовности, а вам надо после своего рабочего дня ещё вникнуть и дать полезную обратную связь по паре десятков проектов. Как это организовать, чтобы всё успеть и не стать бутылочным горлышком? Когда это встаёт на поток, быстро учишься.
  5. А ещё общение со студентами помогает не терять связь с реальностью. Какие сейчас есть новые модные технологии или инструменты? Что интересно двадцатилетним, а что кажется странным? В каких вопросах моя позиция стала слишком консервативной? Студенты всё знают.

Преподавание подходит не всем. Но если вы чувствуете в себе силы и желание поделиться со студентами тем, что знаете и умеете, — обязательно попробуйте. Вам придётся отдать много сил и энергии, но взамен вы получите гораздо больше.

Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity.

Оглавление постов и об авторе

--

--