БРОСИТЬ ВСЁ и СТАТЬ ГРАФИЧЕСКИМ ДИЗАЙНЕРОМ!

Alexey Romashin
Дизайн-кабак
4 min readSep 26, 2019

Что нужно, чтобы начать учиться графическому дизайну если вам далеко за 20, какую выбрать стратегию, как оценить учебную площадку и педагога, нужно ли будущему дизайнеру уметь рисовать и что такое визуальное мышление?

Вас возможно удивит, но обычно, желание сменить профессию и попробовать себя в дизайне просыпается ближе к тридцати годам, и преимущественно у женщин. Этот мой вывод вполне репрезентативен, так как занимаюсь обучением этой профессии долгие годы.

Как-то мне позвонила приятная 35-летняя москвичка и попросила помощи. Елена по своей специальности была маркетологом. Трудилась по специальности с самого института. И вот, в какой-то момент, у неё возникло устойчивое ощущение, что маркетингом она категорически больше заниматься не хочет, а хочет реализовать свою детскую мечту и стать дизайнером. Отзанимавшись пару месяцев в какой-то онлайн школе, она ощутила тревогу, что бестолково тратит деньги и время. Она написала мне, попросив помочь разобраться в ситуации. Свой ответ Елене я решил оформить в виде статьи, так как её ситуация достаточно типична, а мои соображения на эту тему могут оказаться полезны широкому кругу интересантов.

Вопрос №1: где учиться, какую выбрать стратегию?

Начну с того, что для того, чтобы обучиться любой творческой профессии, в том числе и дизайну, совсем не нужно жертвовать 4–5 годами жизни и миллионами рублей. Говорю это на том основании, что сам потратил на учёбу суммарно 9 лет (4 года художественного училище и 5 лет в дизайн-академии). Хотя академия — это прикольно… Но мы сейчас не о том, как “по приколу” спустить 5 лет, а о том, как получить профессию, которая будет кормить в будущем.

Учиться по видео лекциям и pdf книжкам — не вариант. Оговорюсь, при изучении графических программ, эффективнее всего пользоваться именно видео-уроками. Лично я время от времени освежаю свои навыки In Design или Illuctrator именно по ним. Однако креативные навыки, к сожалению, невозможно приобрести через видео.

Почему? Дело в том, что в видео-уроке отсутствует самое важное — обратная связь с учителем. Только во время обсуждения и устранения косяков педагогом происходит настоящая учёба. Ничего эффективнее личного кураторства в технологиях обучения дизайну не придумано. Вас удивит, но единого стандарта преподавания этой профессии нет ни в России, ни в Европе, ни в Америке. По большому счету мало кто знает наверняка, как правильно учить. Поэтому будущих дизайнеров должны обучать мастера-практики, включенные в проектный процесс, а не просто пересказывающие истории чужих успехов и демонстрирующие чужие картинки.

Выбирая школу или курс, обязательно поинтересуйтесь, кто будет вас учить. У педагога должна быть проектная история и портфолио. Если школа скрывает от вас имя педагога или педагогу нечем похвастаться в плане личных достижений — ищите другую школу.

Скажите мне, Киса, как художник — художнику, вы рисовать умеете? ©

Вопрос №2: должен ли дизайнер уметь рисовать?

Мой ответ — не должен. Современная модель профессии не требует от вас знаний академического рисунка, виртуозного рисования голов греческих богов и гипсовых конусов. Графическому дизайнеру достаточно знать, какой стороной надо держать карандаш, чтобы уметь зафиксировать пришедшую в голову идею на бумаге, не более того…

Что же нужно?

Я за свои более чем 20 лет педагогической практики, встречал много разных учеников. Одни схватывали всё на лету, быстро входили в профессию, начинали уверенно проектировать и продавать свой дизайн. Другие, бились как рыба об лёд, не получали результата и уходили из графического дизайна во что то, что требует меньше креатива. Рецепт успеха я бы свёл к двум пунктам:

1. Высокая степень мотивации.

2. Способность к визуальному мышлению.

Если с первым пунктом, с мотивацией, вы можете разобраться самостоятельно, то по поводу второго, понадобятся комментарии. Визуальное мышление с научной точки зрения — полная ересь. Никто не может через психологию или нейрофизиологию объяснить, что это такое и чем мышление дизайнера отличается от мышления художника, депутата или хоккеиста. Однако, то что мы не можем объяснить с научной точки зрения не означает, что этого не существует. По большому счёту, графический дизайн — это искусство перевода смыслов в зрительные образы, для установления эффективной коммуникации между продавцом и покупателем, дизайнер же в этой цепочки выполняет функцию переводчика. Для того, что бы перевод был точным, чтобы люди на противоположных концах коммуникативного провода друг друга понимали, дизайнер и должен обладать навыками так называемого визуального мышления.

Дизайн есть плод чувства и разума, продукт идеи, возникшей в голове дизайнера, которая, как надеется дизайнер, передастся зрителю и сработает в его сознании. (Пол Рэнд)

Как я уже сказал, я обучаю людей графическому дизайну более 20 лет. У меня есть специальный тест, с помощью которого я выявляю в человеке способности мыслить визуально. Точность прогноза на основе теста составляет около 90%, то есть, после его прохождения я с 90% уверенностью могу сказать, стоит вам начинать учиться дизайну, или вы впустую потратите время и деньги. Так как вы дочитали этот текст до конца, я с высокой вероятностью могу предположить что вы по-настоящему интересуетесь этой темой и этой профессией и поэтому этот мой тест может оказаться весьма полезным.

А на сегодня у меня всё.

--

--