Казмери Малевич, 1879–1935 • Алвар Аалто, 1898–1976 • Дитер Рамс, 1932–…

Дизайн вне времени

Или что общего у Дитера Рамса, Малевича и Алвара Аалто

Yura Turivny
5 min readJul 2, 2020

--

В седьмом правиле хорошего дизайна Дитер Рамс говорит, что хороший дизайн не устаревает. Для меня это одно из самых неочевидных правил в этом списке. Попробуем разобраться, как связаны «дизайн» и «не устаревает», чтобы научиться использовать этот принцип в своей работе. Для начала пойдём от обратного.

Разумеется, речь не о технологии производства. Рано или поздно появляются более дешёвые и эффективные технологии для решения дизайн-задач. К тому же, первое правило Рамса: хороший дизайн — инновационен. И, конечно, это правило не характеризует внешнее оформление предмета. Даже вещи Рамса кажутся уже слегка с «пыльным налётом» времени.

Обратимся к искусству

Схожую задачу решали художники беспредметного искусства, в частности Каземир Малевич. Он стремился избавить искусство от налёта времени, работая с предметами, как инструментами выражения внутреннего ощущения формы и цвета, а в последствии пришёл к беспредметному искусству.

Малевич. Садовник, 1911 (arthive.ru)

Вот, что пишет об этом Каземир Северенович:

«Делясь своими мыслями о движениях живописного и вообще искусства, мы не раз останавливались на вопросе о самой жизни общества и его отношения к жизни и искусству. Мы смотрели на мир общества не как на ведущие явления, наоборот, находили в его всей жизни отсутствие всякой ведущей линии по отношению к искусству. Критика того времени писала о наших ошибках, о падении искусства. Мы же, наоборот, считали, что наше искусство и наша жизнь художника становится на самую здоровую дорогу и выходит из тупика, в котором оно жило все времена своего служения той или другой истине. Всякая материальная истина во все времена оказывалась изживаемой и заменяла другую. Таким образом истина материальной жизни общества — вечно меняющаяся форма, которая неизбежно приходит к тупику. Всякое искусство, которое служит этой истине, приходит к тому же тупику.

Таким образом, в искусстве, служившем содержанием данной социальной форме бытия общества, мы видим его всегда раздвоенным на искусство как таковое и содержание. Содержание — всегда временное, а искусство — без времени.»

К.С. Малевич. Главы из автобиографии художника.

По сути, Малевич тут говорит о том, что всё, связанное с материальным миром — временное явление. Если под дизайном мы понимаем любое измеримое изменение в реальности, то что же изменится, если убрать сам объект дизайна?

Малевич. Триптих, 1915 (Афиша Дейли)

Возьмём к примеру автомобиль и мысленно уберём его из реальности, а изменения оставим:

  • У человека появляется больше свободного времени и энергии;
  • Появляется своё личное пространство, которым они могут распоряжаться, как хотят;
  • Появляется способ самовыражения и самоутверждения.

В общем — меняется наше внутреннее ощущение.

Положительный опыт пользователя, как сейчас принято об этом говорить — это то, что характеризует дизайн вне времени. И вещи, созданные Рамсом, наглядный тому пример.

Дитер Рамс. Консоль управления проигрывателя BRAUN SK4, 1956 (losko.ru)

Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что этой вещью приятно пользоваться. Как же этого достичь?

Что нам подскажут архитекторы

Попросим совета у другого, не менее гениального человека — известного финского архитектора Алавара Аалто.

Алавар Аалто. Библиотека в Выборге, 1935 (inrussia.com)

«Следует заметить, что и наиболее рациональные творения современной архитектуры несовершенны именно из-за своего несоответствия требованиям человеческого быта, потребностям нашего организма, наших чувств.

Таким образом, можно считать, что одним из путей создания подлино человечной материальной среды является расширение понятия «рационализм». Нам следует значительно расширить число анализируемых качеств предметного мира. Разнообразные требования, предъявляемые к окружающим нас предметам, составляют как бы шкалу, подобную цветовому спектру. В красной части спектра сосредоточены социальные проблемы, в оранжевой — вопросы, связанные с производством предметов, и т.д., вплоть до невидимой нашему глазу ультрафиолетовой части, где, возможно, и таятся ускользающие от точного определения чисто человеческие потребности. При анализе какого-то предмета в целом именно в этой области нам откроется много новых проблем.

Целый комплекс проблем, возникающий в связи с любым предметом и по сей день крайне редко принимаемый во внимание, относится к области совсем другой науки — психологии. И чем быстрее мы научимся отвечать требованиям психологического характера, тем скорее методы рационализма расширятся до такой степени, что сами начнут препятствовать появлению чуждых человеку форм.»

Алвар Аалто. Рационализм и человек, 1935

Алвар уже в 1935 году обращает наше внимание на психо-биологические потребности человека как важный аспект при создании предметов человеческого быта. В то время мы мало понимали об этом, но сейчас у нас достаточно знаний, накопленных учёными:

  • Бесконечный список когнитивных искажений (см. Канеман Д., «Думай медленно решай быстро»);
  • Концепция потребностей человеческого организма, как «контейнера» для передачи генов (см. Докинз Р., «Эгоистичный ген»);
  • Концепция типов мышления на основе сетевых режимов работы мозга (см. Курпатов А., «Троица. Будь больше самого себя»);
  • Понимание, как на наше поведение влияют нейромедиаторы и гормоны (см. Бройнинг Л., «Гормоны счастья») и т.д..

Всё это делает ту невидимую часть спектра, о которой размышляет Алвар, различимой для нас сегодня.

Уже появляются такие инструменты, как JTBD, рассматривающие мотивацию человека с функциональной, социальной и эмоциональной сторон. Что, условно, соответствует концепции инстинктов самосохранения: личном, социальном и половом.

Мы уже знаем о нейромедиаторах мозга, и понимаем, насколько это сильно на нас влияет на примере социальных сетей с их бесконечными дофамино-генерирующими лентами.

Дизайн изнутри наружу

Принцип создания чего-либо: картины, здания или винилового проигрывателя, в основе которого лежат психо-биологические потребности человека, называют подходом изнутри наружу. Сначала глубоко прорабатывается сфера потребностей человека, а только потом создаётся соответствующая форма.

Актуальность подхода изнутри наружу будет только возрастать. Искусственный интеллект уже умеет работать с формой: рисовать картины, сочинять песни и создавать логотипы. Нам останется только направлять его. Для этого, в первую очередь, надо понимать, что и зачем мы делаем, а как мы это воплотим — разберутся алгоритмы.

Николай Иронов (ИИ). Логотип для Юрия Хаванского, 2019. (Студия Лебедева)

Портрет героя

Последний год я работал над фреймворком «Портрет героя», который позволяет быстро понять профиль целевой аудитории и её потребности. Он вобрал в себя как лучшие продуктовые практики, так и принципы методологии мышления и концепцию инстинктивной направленности деятельности человека. Хлопайте в ладошки, если вам интересно узнать о нём побыстрее — это подстегнёт меня к работе.

Вопросы или советы, пишите мне в Фейсбук или на почту: yuraturivny@gmail.com. Спасибо!

Курсы со скидкой 55%. Промокод DESIGNPUB.

--

--