«Живая типографика» А. Королькова

Владимир Иванов
Дизайн-кабак
4 min readFeb 20, 2017

С помощью типографических средств можно разрушить плоскостность листа и его части, превратить лист в иллюзорное пространство или объем

Я начал читать эту книгу с воодушевлением, желая открыть ею дверь к знаниям, к которым не мог подступить ни с какой стороны. И не прогадал. Книга действительно полезная. Написана легким и доступным языком с обильным сопровождением иллюстраций и примеров. Так что по мере чтения интерес к теме типографики лишь возрастал.
Книга будет полезна тем, кто только столкнулся с искусством типографики и даже не понимает в чем тут «фишка».

Первый вопрос, который пришел мне в голову в начале чтения книги — “Почему здесь использован именно этот шрифт?” Я читал много отзывов о книге, прежде, чем взяться за нее и во многих восхвалялась верстка, использованная здесь. Поэтому сомнения по поводу правильности выбора шрифта (да, в условиях полного отстутсвия знаний в типографике, я позволяю себе еще и сомневаться) я решил оставить на конец книги, где надеялся найти объяснение этому выбору.

Самый удобочитаемый шрифт — самый нейтральный и незаметный

Как обычно, я конспектировал книгу в своем блокноте и пометок в этот раз оказалось на удивление много. Причем большая часть из них не цитаты, а фактические знания, которыми я делюсь с вами.

Образ можно сделать практически из любого фрагмента текста. Для этого нужно отнять у читателя возможность восприятия на подсознательном уровне, сделать текст непривычным.

ВИДЫ ШРИФТОВ

Всего существует 4 крупных группы шрифтов, вот они:

- Антиква (serif) — контрастный шрифт с засечками;
- Брусковый шрифт (slab-serif) — неконтрастный или малоконтрастный шрифт с засечками, близкими по форме к прямоугольнику;
- Гротеск, рубленый шрифт (sans serif) — шрифт без засечек;
- Ленточная Антиква, гротеск-антиква, контрастный гротеск (sans-serif) — контрастный шрифт без засечек.

Вы, как и я наверняка замечали, что у большинства шрифтов, которые вы используете есть окончание в виде Serif или Sans (Serif). Я понимал, что есть взаимосвязь между их применением, но не видел закономерность. Оказалось все очень просто Serif в переводе с английского — «засечка» (т.е. шрифт с засечками), а Sans — «без» (т.е. Sans Serif — без засечек).

Я сохранил себе ряд страниц в качестве шпаргалки для поиска и сочетания шрифтов. Здесь есть описание особенностей шрифта, варианты его применения и сочетания. Для начала, думаю, вполне сойдет.

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШРИФТА

Теперь я знаю извечную для меня тайну — почему размер шрифта измеряется в pt (стыдно, но я правда, не знал). Все оказалось очень прозаично — pt от англ. “point” — пункт (1/72 дюйма).
Подробнее о единицах измерения шрифта можно почитать здесь.

Но, как вы могли заметить, в приведенной статье размер шрифта в фотошопе указан в px. Меня это тоже удивило. И оказывается в Ps можно поменять эту настройку. Вот как это сделать:

Редактирование → Установки → Основные.
Там находите и выбираете — Единицы измерения и линейки
заменяем pt на px :
Линейки — пикс, Текст — пикс
и жмем кнопку ок

________________________

Если у вас английская версия фотошопа:
Edit → Preferences → Units & Rulers
Выбираем:
Rulers: — pixels
Type: — pixels

И сразу же пройдусь по остальным характеристикам шрифта:
- кегль — высота строчных букв (включая верхние и нижние выносные элементы);
- интерлиньяж — расстояние от базовой линии (вображаемая линия на который стоят знаки) одной строки до базовой линии следующей;
- апрош — межбуквенный пробел;
- кернинг — увеличение·или уменьшение·интервала между буквами для их удобочитаемости. Вот, кстати, отличный совет от Андрея Тихонова из artgorbunov.ru о принципах и способах кернинга.
- трекинг — то же самое, что и кернинг, только с другой конечной целью. Кернинг делается ради одного слова, а трекинг ради строки, предложения, абзаца.

Автор несколько раз ругала использование механического наклона букв вместо курсива. И теперь мне интересно, зачем вообще, в таком случае, создана функция механического наклона? Серфил гугл но так и не нашел ответа.

А вот поворот, которым я пол дня доставал всех на работе, указывая на абсолютно неочивидную ошибку — оказывается стандартные, привычные нам кавычки, которые на Windows вызываются комбинацией клавиш Shift+2, а на Mac — Cmnd+2 — это не кавычки вовсе, а секунды или дюймы (монитор с диагональю 17"). И чтобы вызвать настоящие кавычки на Mac — Shift+Alt+= и Alt+=. А на Винде, еще хлеще — Alt+0171 и Alt+0187.

С тире ситуация не лучше:
• длинное тире — alt+shift+- (mac), alt+0151 (windows);
• короткое тире — alt+-, alt+0150

«Большой контраст штрихов делает буквы очень изящными в крупных кеглях, но не очень удобочитаемыми в мелких»

«Во-первых, не вызывает сомнений то, что глаз не может с легкостью воспринимать значительное количество слов, набранных шрифтом, для которого характерен резкий контраст между основными и дополнительными штрихами. Во-вторых, что глаз с трудом воспринимает большое количество слов,…, если длина строки превышает допустимый предел. В-третьих, кегль шрифта должен быть соотнесен с длиной строки. В среднем, количество слов в строке, которую может без труда воспринимать глаз читателя, колеблется между 10 и 1» С. Морисон

Спасибо за то, что прочитали эту статью! Надеюсь она была вам полезна!

--

--