Из фриланса в офис

ksenia.krylova
Дизайн-кабак
5 min readSep 28, 2018

Личный опыт выхода из ситуации, когда застрял в зоне комфорта.

Я была фрилансером почти 6 лет. Начинала я работать в студии, которая была организована мной и моими друзьями, потом студия закрылась, и я стала заниматься фрилансом. И все было неплохо, но однажды я поняла, что нужно что-то менять.

Когда и зачем?

На фрилансе я занималась самыми разными вещами — от «сделать баннер» до разработать с нуля UX и UI для соцсети.

Мне нравилось проектирование интерфейсов, дизайн сложных систем, делать из сложного понятное, задачи, которые дают мне свободу действий и заказчики, которые готовы к конструктивным спорам. Не нравилась работа по четкому ТЗ — когда есть структура лендинга, логотип, цветовая гамма и нужно просто «красиво нарисовать».

Мне хотелось исследовать нужды пользователя, искать настоящие проблемы и решения для них, а не отрисовывать что-то по готовому прототипу; хотелось видеть, как созданный продукт живет, тестировать, смотреть, где мои решения оказались классными, а где я выбрала неверную гипотезу, советоваться с коллегами и единомышленниками.

вот как-то так я представляла себе работу в команде дизайнеров

На фрилансе таких проектов было мало. Это не удивительно — исследования бизнес проблем и поиск решений странно доверять постороннему человеку, фрилансера проще нанять на выполнение четко очерченной задачи.

В какой-то момент, когда была череда заказов на отрисовку («Сделай так и эдак. Да, твое решение интересное, но наше начальство сказало делать вот так и спорить с ними я не собираюсь»), я поняла, что это, во-первых, невыносимо скучно, а во-вторых, я топчусь на одном месте и не развиваюсь.

А еще я сутками сидела дома, ползая по маршруту кровать — рабочий стол — кухня — балкон, иногда по выходным встречаясь с друзьями. Как интроверту, мне было нормально. Но я понимала, что я не только не развиваюсь, как дизайнер, но еще и деградирую, как личность.

С материальной точки зрения все было хорошо, но оформлять ИП мне не хотелось — было лень, и вдруг сейчас заказов меньше станет, а взносы платить надо, и сложно это все как-то (ну и все остальные отмазки). Поэтому доход был не официальным, что влекло все соответствующие минусы.

Итак, мои причины уйти из фриланса:

  • заниматься более серьезными и значительным проектами;
  • участвовать в судьбе своих творений после релиза;
  • работать с командой;
  • выйти из зоны комфорта;
  • иметь стабильный легальный заработок.

Были и причины остаться:

  • некоторые заказчики, которых не хотелось бросать;
  • свободный график и работа из дома;
  • не нужно лично общаться с большим количеством людей.

Все эти проблемы можно было решить, оставшись фрилансером. Зарегистрировать ИП, начать проактивный поиск крупных заказчиков, ездить на деловые встречи, развивать нетворкинг, выйти на другой уровень заказчиков, начать осознанно относиться к своей жизни. Но, положа руку на сердце, я понимала, что лично мне в тот момент нужна была какая-то встряска, пинок, устройство на офисную работу и взятие обязательств перед другими людьми стало именно таким пинком. Иначе я бы составила отличный план саморазвития, который так и остался бы планом.

Поиск работы

Самым главным в вакансиях для меня был круг задач, я хотела заниматься именно интерфейсами, поэтому, если в рабочие обязанности входило только создание лендингов, баннеров, презентаций и рассылок, такая работа мне не подходила, какими бы интересными ни были условия.

работу по проектированию таких штук я еще, к сожалению, не нашла

Искать вакансии я решила на самом известном сайте в то время — hh (он, наверное, и сейчас номер один, хотя интересные вакансии для дизайнеров живут в соцсетях и телеграме). Там же разместила резюме. И довольно быстро мне стали присылать столько приглашений на собеседования, что я сама даже не успевала откликаться на вакансии. Это говорит не о том, какой я потрясающий специалист (хе-хе, хотя хотелось бы так думать), а о том, что по крайней мере в 2014 конкуренции в профессии практически не было, а спрос на дизайнеров многократно превышал предложение. Судя по тому, что я и сейчас вижу много интересных, но долго не закрывающихся вакансий, ситуация не поменялась кардинально.

Про то, как искать работу, есть куча материала, повторяться не буду. Что помогло лично мне:

  • Портфолио на behance: можно показать и картинки, и текст с историями, и видео; работодателю легко просмотреть, плюс лайки работают как социальное доказательство :)
  • При заполнении резюме, чтобы опыт не выходил скудным, весь фриланс не нужно объединять в один блок. Те проекты, над которыми работала особенно долго (таких было 3) я указала как отдельные места работы.
  • Я составляла не только план рассказа о себе, но прямо заучила первую фразу («Меня зовут Ксения, я работаю дизайнером 8 лет…»)— может и не самое лучшее начало, но лучше так, чем что-то неуверенно мямлить.
  • Перед первым собеседованием я рассказала свою речь на камеру. Оказалось, это совсем не то же самое, что просто произнести ее вслух. Как-то страшнее и волнительнее, хотя кроме телефона меня никто не видел. Зато в реальности было уже не так страшно.
  • На всех собеседованиях меня просили рассказать отдельно о каком-нибудь проекте. Я заранее выбрала самые сложные и большие и вспомнила, какие интересные вещи я могу про них рассказать. Отлично заходила история, как проектировала соцсеть для немецких католиков с нуля, не зная немецкого :)
  • Тестовое задание стоит делать, если вакансия интересна (и если не кажется, что тебя припрягли на бесплатную работу, хотя такого в моей практике не было). И само задание, и реакция на него помогает оценить адекватность потенциального работодателя и круг задач.

Выводы

Я еще ни разу не пожалела, что ушла из фриланса. Работа в команде дала мне новый толчок к развитию, много новых знаний, знакомств, интересного опыта. Возможно, когда-нибудь я снова стану фрилансером, но это будет совсем другая история.

Самое главное — не важно, как (прокачиваясь, как фрилансер, выходя на работу в офис, открывая свою студию), но нужно постоянно расти. Даже если страшно и некомфортно (особенно, если страшно и некомфортно) — лучше потом, добившись успеха, вспоминать, какие трудности пришлось преодолеть, чем просто топтаться на одном месте всю жизнь.

Мой телеграм-канал о дизайне, продуктовом и не только

--

--