Как я стала UX дизайнером

Илона Саркисова
Дизайн-кабак
5 min readOct 1, 2020

Меня зовут Илона. И я проектирую интерфейсы.

В детстве я хотела быть журналистом. Но ближе к школьному выпускному осознала, что будущее за IT. Программирование — это для меня! Поступила в Университет ИТМО на одну из программистских специальностей.
Уже на 2 курсе я поняла, что слишком тупая для программирования. Кажется, мой мозг работает как-то иначе, сложные операции и работа с объектами не укладываются у меня в голове. Программирование на С# по уровню усилий для меня было сравнимо с разгрузкой вагонов.

Одногруппник Тарас, который утомился давать мне списать

Я поняла, что кодить хорошо не смогу никогда. Но верстка веб-страниц давалась легко. Я сверстала пару сайтов на фрилансе, устроилась на полставки верстальщиком в Госуслуги ЛО. Писала там на HTML/CSS/JS и немного на Java.

Параллельно я думала чем же себя занять, чтобы и в IT и не код писать. Я думала, раз нет художественного образования, веб-дизайнером мне не быть, а потом услышала про проектирование интерфейсов и нашла эту статью. Выглядело как то, что нужно: аналитика, проектирование, без высокохудожественных задач.
И понеслось. Я читала книги, статьи. Собирала интересные материалы, смотрела чужие работы. Пыталась делать свои. Видели бы вы мой первый интерфейс, позорище 😅

Этот дизайн был моей гордостью

Я твердо решила учиться бесплатно. То есть сама. И с теорией проблем не возникло, но вот практики не хватало.
С фрилансом не клеилось, я не могла найти заказы, дико тормозила, меня пару раз кидали с оплатой.
Я стала искать бесплатные стажировки и практики. Их и сейчас немного, а в 2015 было еще меньше. Компания Digital Design тогда проводила курс по UX, на него был конкурс и лучших после обучения и стажировки брали в штат. Курс стандартный: лекции и финальный проект.
Началась жаришка: утром в универ (я все еще бакалавр-программист, если что), потом работа в Госуслугах, вечером бегом в Digital Design на лекцию, а ночью пилишь универские домашки и проект для курса. Я мало спала, а друзья обижались, что я стала какая-то зазнайка и деловая колбаса.
Через 3 месяца у меня имелись мешки под глазами, уложенные в голове знания, которые до этого были хаотично раскиданы и сносная работа в портфолио.
После курса меня и еще 3 счастливчиков пригласили на стажировку.

Счастливчик-стажер (я) и полноценные сотрудники компании

Работали мы в прямом смысле за еду (нам оплачивали обеды). Тут у нас с Digital Design разладилось, задач на всех новеньких не хватало (или мне так казалось), руководителям я особо не нравилась. Стажировка скоро закончилась, а с ней и моя карьера в этой компании. Я шла от офиса Digital Design к метро мимо кладбища (да) и ныла об этом маме по телефону. Она сказала не расстраиваться и воспринимать это как опыт. Я до сих пор все в жизни воспринимаю как опыт.

Я закончила бакалавриат, собрала все свои дизайны в портфолио и выложила резюме на hh. Все это время продолжала работать верстальщиком. Дальше череда собеседований, фейлов и отказов.

Параллельно я поступила в свежеоткрытую магистратуру ИТМО “Дизайн человеко-компьютерных систем”. Я и мои одногруппники стали первыми ее выпускниками. Сейчас я там преподаю.
Благодаря магистратуре я съездила в Таллин на двухнедельный курс Human-Computer Interaction на английском. Английский мой лучше не стал, зато я научилась проводить юзабилити-тестирования.

Tallin Winter School 2016

Спустя какое-то время мне позвонили из департамента IT-технологий ИТМО (это отдел, который занимается сервисами университета) и пригласили на собеседование. Они нашли мое резюме на hh и решили дать мне шанс. С коллегами из ИТМО я дружу до сих пор. Мы делали мобильные приложения, поддерживали кучу сайтов и корпоративных систем. Было круто работать, а потом убегать на пары на соседний этаж.
Я, наконец, уволилась из Госуслуг (спустя 4 года) и больше не верстала с тех пор. Ну, только сайт-портфолио себе сверстала и все. Знание верстки мне очень помогает в дизайне и работе с девелоперами, кстати.

Проходит год, я выступаю на конференции ProfsoUX.

Ко мне подходит дизайнер из EPAM Systems и предлагает прийти к ним на собеседование. Я БЕГУ к ним на собеседование. И, несмотря на нулевой английский, меня берут на работу.

Первое время мне было очень трудно. Я ничего не понимала на созвонах с американскими коллегами и клиентами, на меня обрушилась куча корпоративных правил и этики. Благо, в EPAM отличная программа адаптации новых сотрудников и курсы по чему хочешь от английского до корпоративных писем.
За 2.5 года я выросла из неприспособленного к сложным проектам мидла в крепкого синьора, занимаюсь менторингом, веду курсы, провожу ассессменты (это такой собес в EPAM по переходу на уровень выше), выступаю на конференциях и веду Телеграм-канал. А еще свободно говорю на английском, что нереально ускоряет, ведь все годные материалы пишутся на нем.

UPD от 2023: я проработала в EPAM почти 5 лет, за которые успела дойти до позиции Principal Experience Design, а затем устроилась лидом в Яндекс Плюс. Переход из B2B-аутсорса в B2C-продукт оказался непростой задачей, но это целый новый, очень интересный мир.

Эта история не призвана вас чему-то научить или показать какая я успешная, мне еще много куда расти. Я просто хочу сказать, что у вас все получится, даже если у вас нет денег на курсы.
Главное — понимать цель и системно к ней идти, хватаясь за каждый шанс прокачаться. Ну и, “Хочешь жить — умей вертеться” конечно же.

Больше о проектировании интерфейсов и мемы по средам — в моем телеграм-канале Поясни за UX

--

--

Илона Саркисова
Дизайн-кабак

Lead UX Designer в EPAM Systems, преподаватель, ментор, автор телеграм-канала “Поясни за UX” https://t.me/poyasnizaux