Почему архитекторы должны быть суперзвездами

Mark Marchenko
Дизайн-кабак
8 min readJun 13, 2017

В мире много недооцененных и переоцененных профессий.

Например, профессия футболиста ужасно переоценена. С футболистами заключают сверхдорогие контракты только потому, что культура потребления в наше время приобрела такие масштабы, что рекламный ролик кока-колы или очередного невзрачного фольксвагена стоит как чугунный мост. Или как мост из более благородных металлов. Я не преувеличиваю.

Это Леонель Месси. Адидас платят ему чуть больше 20 миллионов долларов в год за то, что он фотографируется с их кроссовками

Про знаменитых “поп-звезд” я даже не говорю, все итак понимают, что давать пару концертов в неделю, сдобренных десятком интервью о сплетнях, вечеринках и, безусловно, нелегком детстве, это не то же самое, что строить транссибирскую магистраль или добывать уголь. И это значительно проще, чем петь в опере. При этом лучшие оперные певцы даже не мечтают о гонорарах намного более популярных и обласканных вниманием доверчивой публики работников “легкого” жанра.

Когда говорят о недооцененных профессиях, часто вспоминают преподавателей, ученых и врачей. В случае с учеными все неоднозначно: не всегда их труд представляет несомненную ценность для общества прямо здесь и сейчас, поэтому и оплачивается она не всегда достойно. Тут можно долго спорить, но это можно понять.

Зарплаты у преподавателей во многих странах действительно невысокие, однако для них открыты различные возможности увеличить свой доход, если им этого захочется. Кроме того, преподаватели часто работают не в таком жестком графике и напряжении, как многие из их коллег по недооцененным профессиям. Читать лекции и рассказывать о том, что в ваше время студенты учились намного прилежнее, легче, чем проводить операции на открытом сердце или принимать у себя в кабинете очередного пациента, больного неизвестно чем.

Профессия преподавателя открывает много перспектив, правда!

А вот архитекторам совсем некуда деваться. Мало того, что им довольно мало платят, особенно с учетом того, в каком темпе им приходится работать, так ведь о них еще мало кто знает.

Давайте, дорогой читатель, проведем небольшой эксперимент и вспомним представителей разных интересных профессий.

-> Футболисты? Тут все понятно, даже я, идейный противник футбола (того, что показывают по телевизору), могу назвать едва ли не с десяток фамилий.

-> Ученые? Вероятно, с современными будет посложнее, но если мы позволим себе включить в выборку деятелей прошлого века, то, даже если вы далеки от наук, про Ричарда Фейнмана, Николу Теслу и, скажем, Дмитрия Менделеева точно знаете.

-> Предприниматели, конструкторы и ИТ-инженеры, деятели искусства — любой образованный человек с ходу перечислит десятки имен людей, плоды труда которых доступны людям независимо от их местопребывания.

-> Уважаемый читатель, я так полагаю, вовлечен в мир дизайна, и уж точно перечислит имена известных дизайнеров вне рамок своей специализации: Пола Шер, Джони Айв, Эрик Шпикерман и многие другие.

А теперь пройдемся по архитекторам.

Если вы сознательно интересуетесь тем, что происходит в мире архитектуры, то вы, конечно, с ходу назовете мне хотя бы десяток имен (кстати, проверьте память, сколько вы вспомните?).

Но большинство людей, в том числе и дизайнеры, не вспомнят никого. Я проверял.

Почему я считаю это трагедией:

  1. Архитектура везде. Вот просто везде. Все, что не земля и не растет из земли (или не бегает по ней, издавая непонятные нам звуки) — творение архитектора, причем на разных уровнях. Ведь задача архитектора не только в том, чтобы построить дом, она намного шире: спроектировать лужайку, детскую площадку и другую прилегающую к дому территорию, провести коммуникации и дороги, общественные пространства, планирование целых районов и, в итоге, комплексное градостроительство.
  2. Архитектура — самая “серьезная” область дизайна. С которой все началось. Тут со мной могут не согласиться, но вот что я имею в виду: да, законы архитектуры в какой-то мере подчиняются законам дизайна, и, казалось бы, дизайн есть наука, а архитектура — одна из областей ее практического применения. Но взгляните на это с другой стороны: самая наглядная область дизайна, опирающаяся прямо на законы физики и геометрии и не существующая вне реального мира, это именно архитектура. Те же законы и правила, которые действуют в архитектуре, уже потом стали переноситься в другие плоскости, дорабатываться и переосмысляться, часто продолжая опираться на уже утвердившиеся в физическом мире парадигмы. Не случайно так много успешных дизайнеров и предпринимателей архитекторы по образованию.
  3. Архитектор имеет огромное влияние на качество нашей жизни. Пусть планированием, градостроительством и проектированием пространств и жилых комплексов занимаются только хорошие архитекторы, и тогда нам с вами станет намного комфортнее жить. Помимо совершенно очевидных бонусов (эстетика окружающих пространств, удобство и комфорт ваших жилых помещений и мест, где вы работаете, ровные дороги и эффективные коммуникации) решится очень много насущных и как будто бы нерешаемых проблем: к примеру, грязь на дорогах. Ее легко устранить, всего лишь начав проектировать дороги и прилегающую к ним территорию правильным образом. Артемий Лебедев как раз недавно об этом писал.

Итак, есть шанс, что вы прониклись архиважностью профессии архитектора и прямо сейчас жалеете о том, что в свое время решили освоить фотошоп (индизайн, скетч, пейнт — каждому свое), а не архикад. Только это, конечно, никак делу не поможет.

Требуются более решительные действия.

И что же делать?

Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что ситуация с недооцененными, или “неблагодарными”, профессиями, в число которых входит и профессия архитектора, сложилась под действием закономерностей, повлиять на которые нам не под силу.

Архитектура — непростая наука. Для того, чтобы спроектировать и построить одно здание, нужен не только гениальный мыслитель, который с десятого или пятидесятого наброска явит миру свое творение. Нужны архитекторы рангом пониже. Они проведут предварительные аналитические исследования, произведут необходимые расчеты, нарисуют много-много чертежей, сделают немалое количество макетов, найдут подрядчиков и строителей, договорятся с ними, договорятся с властями и общественностью, проконтролируют качество процесса, и… мы едва дошли до середины проекта.

Все это требует огромных человеческих и финансовых ресурсов, при этом велики и издержки. В архитектуре практически отсутствует понятие “scaling”, которое так любят в мире ИТ-технологий, когда написанный на коленке и доведенный до ума одним и тем же программистом код может превратиться в продукт, которым будут пользоваться тысячи и тысячи, и, за счет доступных “рычагов” управления общественным вниманием, может потенциально заработать для своего создателя целое состояние (история создателя игры Flappy Bird будет отличным тому примером).

Незамысловатая игра Flappy Bird, на создание которой ушло всего около 10–15 часов, на пике своей популярности приносила своему автору около 50 тысяч долларов в день

Все это приводит к тому, что просто взять и поднять зарплаты всем без исключения архитекторам просто невозможно. Порог входа в профессию по-прежнему будет высоким, а общий уровень зарплат для большинства — сравнительно низким.

И все же я уверен, что все не так безнадежно. Мы работаем не только ради зарплат, для нас важно, как мы сами воспринимаем свою профессию, что о ней думают люди, какие возможности она нам дает. Да и на уровень доходов могут влиять не только закономерности из мира “выручка-издержки-прибыль”, но и общественное мнение и общая информированность населения.

Вот что я предлагаю

В самую первую очередь сделайте следующее: как только дочитаете до конца этого предложения, отвлекитесь, возьмите смартфон и напишите знакомому архитектору о том, что вы читаете замечательную статью о его или ее профессии и считаете, что они занимаются очень крутым делом; понимаю, что часть из вас может не вернуться к статье, но это оправданный риск ради доброго дела, так что дерзайте.

Готово? Отлично! В мире стало одним воодушевленным архитектором больше.

Главной же задачей, как и в случае со многими другими “несправедливыми” тенденциями в эпоху бездумного потребления является повышение уровня образования, или просвещения в том, что касается архитектуры и всего, что с этим связано.

Лично я бы начал рассказывать не о зданиях и проектах, а о людях, которые за ними стоят, ведь именно им достается меньше всего внимания. Вы ведь слышали о самом высоком здании в мире, Бурдж-Халифа, что в Дубае? Многие люди едут туда только для того, чтобы увидеть его, подняться на него и сделать фотографияю. Выглядит действительно потрясающе.

Вид со смотровой площадки Бурдж-Халифа. Источник.

Если вы еще не успели погуглить имя человека, который спроектировал это чудо современного света, то это Эдриан Смит. Я специально вешаю на его имя ссылку на русскую википедию, чтобы вы посмотрели на то, как мало о нем написано. А ведь это один из крайне малого количества архитекторов, которые могут проектировать сверхвысокие здания (небоскреб Jeddah Tower, который после завершения строительства будет еще выше Бурдж-Халифа, создает тоже он).

Архитекторы менее известны, чем их творения. Это неудивительно, принимая во внимание то, насколько классные вещи они делают.

Именно поэтому я считаю, что нужно больше рассказывать о людях, делающих архитектуру. Сплетни о футболистах, истории жизни киноактеров, интервью с предпринимателями и дизайнерами, биографии авторов и ученых — все это можно найти на страницах разных печатных и интернет изданий, в том время как об архитекторах пишут издания только профильные, которые читают те, кто итак “в теме”.

Почему так происходит? Ведь об архитекторах можно поведать очень много всего интересного.

Вот, например, Дэвид Эджайе.

The Time

Ссылку, кстати, даю на англоязычную Википедию, так как на русском языке материал отсутствует. И вправду, зачем! Это все лишь человек, построивший одно из самых значимых для Москвы двадцать первого века сооружений.

Несколько примечательных фактов из биографии Дэвида:

  • Посвящен в рыцари Великобритании
  • Автор одного из самых масштабных в России проектов — Сколково
  • Входит в топ-100 самых влиятельных людей мира в 2017 году по версии журнала Time
  • Спроектировал несколько библиотек и культурных центров в Лондоне (вы только взгляните на сеть библиотек Idea Store!)
  • Юэн Макгрегор потратил часть своего гонорара от съемок в Звездных Войнах на то, чтобы оплатить Дэвиду Аджайе проект своего частного дома
  • Александр Маккуин, хоть и не снимался в Звездных Войнах, тоже жил в доме, спроектированном Дэвидом Аджайе, как и многие другие знаменитости
  • Смитсоновский музей афроамериканской культуры, расположенный прямо напротив Белого Дома в Вашингтоне — тоже его творение

Кстати, сейчас в музее современного искусства “Гараж” проходит выставка Дэвида Аджайе, посвященная некоторым из его работ. Я был на серии вопросов и ответов с Дэвидом в день открытия выставки и был поражен тем, как много факторов должен учитывать архитектор для того, чтобы создать что-то действительно стоящее.

Автор: Дэвид Аджайе

К какому же выводу мы приходим?

На самом высоком уровне, где творят лучшие архитекторы, их физические творения превращаются в истории, рассказанные автором при помощи объектов, которые они создают и помещают в нашу реальность. От того, как рассказана история, зависят ваши ощущения, чувства, идеи и побуждения, которые у вас появляются.

Архитекторы — те же художники, писатели, музыканты, только их искусство в силу своей природы требует в большей мере считаться с законами физического мира и точными науками. Взамен они получают возможность создавать объекты двойственной природы, которые являются произведениями искусства и в то же время обладают понятными всем практичными свойствами.

Мы в одиночку не в силах повлиять на законы рыночной экономики так, чтобы труд архитекторов, как и представителей других недооцененных профессий, ценился выше. Но проследите за прямой связью между общим уровнем образованности людей и тем, насколько востребован труд преподавателей, писателей, художников, музыкантов, архитекторов и ученых.

Малообразованные люди будут довольствоваться глянцевыми журналами, погрязшей в самоповторах поп-музыкой, бездарным бульварным чтивом и серыми одноформатными домами-коробками (или безвкусными аляповатыми пентхаусами за баснословные суммы денег).

Я так жить не хочу. Поэтому, пожалуйста, интересуйтесь тем, что вас окружает, интересуйтесь дизайном, интересуйтесь творениями хороших архитекторов, слушайте истории, которые они продолжают рассказывать всему миру и помните по именам хотя бы некоторых из них.

--

--

Mark Marchenko
Дизайн-кабак

Flâneur. MSc Medieval Literatures & Cultures ’20 @EdinburghUni . Interests include: Le Morte Darthur • Dead Languages • Heroism