Страдания начинающего UX/UI дизайнера

Nicholas Samarin
Дизайн-кабак
6 min readJun 27, 2020

В этой статье я буду основываться на своём опыте, а также опыте некоторых знакомых. Но я предполагаю что всё, о чём я буду писать применимо и к остальным «модным» профессиям.

Как я попался на крючок перехода в новую, востребованную специальность

До того, как меня заманили UX/UI дизайном, я занимался SMM, который также продают как современное и востребованное направление, что, пожалуй, соответствует истине. Вот только очень много статей появилось в последнее время на тему того, что скоро SMM вымрет и всех специалистов заменит ИИ. Это, конечно, не было основной причиной моего ухода из этой сферы. Эта работа в принципе мне не подходила и не нравилась, и я планировал уйти в маркетинг, так как частично занимался и им тоже.

Однажды я записался на интенсив по веб-дизайну ради любопытства, после чего подвергся бомбардировке рекламой еженедельных интенсивов, мастер-классов и лекций от разных образовательных стартапов, специализирующихся на онлайн обучении. У всей рекламы один посыл — быстро освой новую востребованную профессию и получай от 75 тыс. как начинающий специалист, ведь это так легко! Чем больше я интересовался темой, вступал в тематические сообщества, тем большее количество рекламы получал, что логично. От неё уже невозможно было скрыться: Vk, Fb, Insta, почтовые рассылки. Я всё больше убеждался что мне необходимо идти в UX/UI дизайн.

Перспективы переквалификации в UX/UI дизайнера описывались очень красочно. На каждом трёхдневном интенсиве приглашённые специалисты говорили о зарплатах от 75 тыс для начинающих дизайнеров. После окончания курсов обещали трудоустройство, на что я в конечном счёте и купился.

Как на самом деле обстоят дела на трудовом рынке

Главная задача любого образовательного стартапа — убедить вас в том, что перейти в новую профессию быстро, легко и выгодно.

Сначала я обходился самообразованием и бесплатными материалами, но обещание трудоустройства после окончания курса всё-таки подтолкнуло меня его приобрести.
Один из самых частых вопросов абитуриентов был и остаётся — а действительно ли вы трудоустраиваете? Оказалось, что только на словах. На самом же деле никто вам трудоустройство не может гарантировать. Если вам повезёт, то вас возьмут, если нет — то нет.

UX/UI дизайн это не быстро и уж точно не легко, будет очень сложно. И я говорю не про процесс обучения. Без реальных проектов (дипломный проект не в счёт) и опыта в продукте или агентстве после обучения вы по сути никому не нужны. Как и в любой другой профессии, диджитал сфера не исключение.

До самоизоляции и короновируса можно было устроиться в агентство на трёхмесячную неоплачиваемую стажировку, на которую не каждый сможет попасть. Это само по себе тяжело для того, кто переходит из другой профессии: надо бросить работу и работать бесплатно. Если вы брали кредит на обучение, вам вдвойне труднее и стрессово. Только представьте: у вас кредит и вам надо три месяца бесплатно работать, ещё неизвестно хорошо ли у вас будет получаться.

Теперь вводим новую переменную: коронавирус. Все программы стажировок закрылись на неопределённый срок, как мне теперь попасть в профессию? И вот я уже ушёл с работы и теперь сижу у разбитого корыта, жду когда откроются программы стажировок.

Почему никто не хочет брать стажёров и джунов?

Если вы смотрите не только рекламные интенсивы от известных стартапов, а копаете глубже, то знаете, что компаниям и агентствам это невыгодно, об этом говорят многие арт-директора во время интервью, на выступлениях или мастер-классах. Так вот по их мнению, первые три месяца, если не больше, на джунах несут только убытки, потому что они по сути ничего не умеют, с ними надо нянчиться как с малыми детьми. В период рецессии и тем более кризиса никому лишние убытки не нужны, соответственно сейчас плохое время переходить в новую специальность.

Миф о ЗП начинающего специалиста

Следующие утверждение, которые нам внушают: начинающие UX/UI дизайнеры получают 75 тыс. Если вы проведёте небольшое исследование и поищете и резюме начинающих, то нигде такой суммы не увидите. Судя по резюме, огромное количество дизайнеров оказалось в той же ситуации, что и я. Если это такая востребованная и хорошо оплачиваемая профессия, почему люди указывают в резюме ЗП от 30 до 50 тыс?

Во время самоизоляции появились вакансии джунов с зарплатой в районе 75 тыс, но с требуемым опытом от трёх лет. Опыт от трёх лет это уже не джун, а мидл.

Благодаря деятельности всё тех же образовательных стартапов, на рынке образуется слишком большое количество начинающих и джунов и следовательно огромная конкуренция, а спрос становится наоборот меньше.

Что означает эта востребованность?

Специалисты на самом деле востребованы, да! Я не противоречу самому себе, дело в том, что спросом пользуются дизайнеры уровня senior и lead. Их действительно немного. Но то же можно сказать и про другие профессии. Как же стать этим сеньором?

Извечный парадокс

Без опыта не берут, где же взять этот опыт? На это любой работающий дизайнер ответит: нужно делать больше работ для портфолио, чтобы тебя заметили. Но в этом совете есть одно но: работодатели требуют реальный опыт, а не фейковые проекты. Потому что в агентстве/компании вы будете работать над реальными проектами и цена ошибок намного выше. Я слышал много историй о том, как дизайнеров брали по фейковым проектам, но всеми этим историям больше года. Рынок и требования постоянно меняется, то что работало раньше, не работает сейчас.

А как же фриланс?

Кто-то может возразить — так есть же фриланс!

Во фрилансе вы не нужны никому по тем же причинам. Многие от отчаяния выполняют заказы бесплатно за отзывы, что только демотивирует их как специалистов и занижает стоимость чужих работ. Зачем, спрашивается ушёл с работы, оплатил курсы, вложился в себя, неужели чтобы бесплатно работать?

Фриланс это не то же самое, что работа. Там нужно уметь намного больше: быть продажником, специалистом по работе с клиентами, знать юридическую сторону вопроса. Нужно открывать ИП или регистрироваться как самозанятый.

Итоги

Я активно искал работу с марта, сейчас июнь. За это время у меня было всего два собеседования, одно из которых организовал центр карьеры моих курсов. Прошло всё отлично, как мне показалось, но почему-то со мной больше не связывались, хотя и обещали. Также я предпринимал множество безуспешных попыток выхода на фриланс.

В общем не ведитесь на манипуляции и сказки о сладкой жизни дизайнера, в реальности всё не так оптимистично. Не нужно брать кредиты на обучение и размышлять о покупке macbook специально под нужды дизайна.

Вот примеры того, с чем сталкиваются начинающие UX/UI дизайнеры сейчас:

Спасибо за внимание!

Курсы со скидкой 55%. Промокод DESIGNPUB.

--

--